|
|
Самыми значительными событиями рынка ИТ в здравоохранении в ушедшем году сами разработчики МИС считают внимание со стороны президента к вопросам информатизации и перенос срока вступления в действие знаменитого 152-ФЗ. В то же время решение проблем, существующих на этом рынке уже многие годы, в очередной раз откладывается.
В ежегодном исследовании рынка ИТ в здравоохранении, проведенном CNews Analytics, приняли участие более 30 компаний-разработчиков различных информационных систем, востребованных в этом секторе. Респондентам было предложено оценить по 5-балльной шкале значимость событий в области информатизации здравоохранения, произошедших в 2009 г.
Самые высокие оценки у респондентов получили, во-первых, заседание Совета при президенте РФ по развитию информационного общества в феврале 2009 года и, во-вторых, перенос срока приведения информационных систем в соответствие 152-ФЗ "О персональных данных" (по 4 балла). Средние баллы набрали разработка стандартов в сфере ИКТ для здравоохранения (3,1 балла) и разработка "Концепции развития здравоохранения до 2020 года в сфере ИКТ" (3 балла). Малозначимыми для рынка показались такие инициативы, как проведение мониторинга оснащенности учреждений здравоохранения средствами информатизации (2,8), создание межведомственной рабочей группы по вопросам использования ИКТ в сфере здравоохранения (2,8), создание банка типовых ИТ-решений для здравоохранения (2,7).
Отдельные участники исследования отметили в числе наиболее значимых событий конкурс "Лучшая медицинская информационная система — 2009", конкурс Microsoft4Doctors, разработку АРМИТ концепции медицинского электронного документооборота и проекта приказа о его статусе, разработку департаментом информатизации Минздравсоцразвития РФ методических документов по защите персональных данных и др.
Значимость событий в области информатизации здравоохранения, произошедших в
Источник: CNews Analytics, 2010
Низкий балл такого, на первый взгляд, значимого события, как создание межведомственной рабочей группы по вопросам использования ИКТ в сфере здравоохранения во главе с министром Татьяной Голиковой, обусловлен в первую очередь отсутствием информации о деятельности этой рабочей группы. "Пока, по моим наблюдениям, эта рабочая группа не оказала никакого влияния на ситуацию в российской медицине, - комментирует ситуацию Михаил Эльянов, председатель Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ). - К настоящему времени я знаю только об одном заседании этой группы, посвященному социальным картам. Но эта тема несколько далека от медицины".
Не нашло отклика среди разработчиков и широко анонсируемое Минздравсоцразвития решение о создании банка типовых ИТ-решений для здравоохранения. "На наш взгляд, министерство должно не заказывать разработчикам так называемые "типовые" решения (любой продукт, лоббируемый государством на конкурентном рынке, разрушит основы этого самого рынка и отбросит его назад), а продвигать культуру сотрудничества ЛПУ с разработчиками ПО, которая сделает процесс внедрения современных ИТ в ЛПУ массовым, при одновременном снижении общих затрат отрасли, - считает Николай Кречетов, глава филиала InterSystems в России, странах СНГ и Балтии. - Будет лучше, если министерство разработает требования, перечень необходимых свойств и функций, которым должна соответствовать госпитальная информационная система, тем самым сориентировав ЛПУ во всем многообразии представленных на рынке информационных систем".
"Рассмотрим, например, модную тему СПО (свободное программное обеспечение), - продолжает эксперт. - В целом системы на СПО не такие уж и бесплатные. Стоимость приобретения лицензий действительно равна нулю, однако при этом стоимость внедрения системы, ее адаптации в конкретном ЛПУ уже требует ресурсов - и временных, и финансовых. Уже совсем не бесплатным становится сопровождение системы и ее развитие".
"Что касается банка типовых решений, то я не видел никакой информации о нем на сайте Минздравсоцразвития, - говорит Михаил Эльянов. - В свое время существовал банк алгоритмов и программ в Твери, куда мог обратиться любой желающий. Этот банк выпускал бюллетень, предоставлял всю необходимую документацию по имеющимся решениям. В нашем случае ничего подобного я не вижу".
"Надеюсь, в ближайшее время будут опубликованы положение об этом фонде (Фонде алгоритмов и программ Минздравсоцразвития – прим. CNews), условия, критерии и порядок включения в него программных средств, условия их получения, использования, сопровождения, а также сведения об уже включенных в него типовых решениях, и станет известно, как конкретно будет реализован доступ к фонду", - комментирует Андрей Столбов, заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра РАМН, доктор технических наук, профессор кафедры организации здравоохранения с курсом медицинской статистики и информатики факультета управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.
Кроме оценки событий года ушедшего, участники рынка оценили по 5-балльной шкале мероприятия в области информатизации здравоохранения, которые, на их взгляд, наиболее важно реализовать в 2010 г.
Наиболее высокие оценки получили такие инициативы, как легализация электронного документа (4,4), обучение работников здравоохранения в области ИТ (4,2), разработка стандартов в сфере ИКТ для здравоохранения (4,1), оснащение ЛПУ компьютерной техникой (4,1), привлечение профессионального сообщества к разработке политики в области информатизации здравоохранения (4,0).
Нельзя не заметить, что большинство из указанных мероприятий являются неизменными лидерами "списка потребностей" участников рынка ИТ в здравоохранении на протяжении уже нескольких лет. Более того, определенные сдвиги в прошедшем 2009 г. произошли как раз в области стандартизации, однако принимаемых мер оказалось явно недостаточно.
Мероприятия, которые наиболее важно реализовать в здравоохранении в 2010 г.
Источник: CNews Analytics, 2010
Средний балл получили такие мероприятия, как раскрытие информации о результатах работы департамента информатизации Минздравсоцразвития (3,8), подключение всех ЛПУ к интернету (3,8), разработка нормативно-справочных документов, регламентирующих деятельность в области ИТ в здравоохранении (3,7) и т.д.
Низкие баллы набрали уже реализуемые по инициативе Минздравсоцразвития создание регистра медперсонала (2,8), расширение банка типовых ИТ-решений (2,8), создание паспорта оснащения ЛПУ (2,7).
"В первую очередь необходима концепция по развитию ИТ в отрасли на долгосрочный период, далее – план мероприятий по реализации концепции и реализация плана мероприятий", - считает Роман Сабиров, руководитель отдела по работе с учреждениями здравоохранения и федеральными органами власти Microsoft, Россия. "Минздравсоцразвития должно собрать совещание с участием представителей профессионального сообщества и утвердить концепцию информатизации здравоохранения, - согласен с ним Михаил Эльянов. - Такое совещание должно проходить исключительно под руководством министра (а не замов и т.д.) и быть организовано так, чтобы его участники могли высказаться по самым острым, болевым вопросам, которые существуют в отрасли. Мне кажется, что руководство Минздравсоцразвития более чем приблизительно представляет себе, что реально происходит в сфере информатизации здравоохранения".
"Надо начать с темы защиты персональных данных, точнее даже не просто персональных данных, а сведений о состоянии здоровья. Нужны методически правильно выстроенные решения, подкрепленные организационно и технологически, возможно даже в рамках целевой программы Минздравсоцразвития. Не сделав электронные медицинские данные безопасными, нельзя будет говорить о широком внедрении информационных технологий в медицине, - говорит Николай Кречетов. - Далее, это мероприятия по применению электронно-цифровой подписи в медицинской документации, стандартизации деятельности медицинских учреждений: стандарты электронных медицинских записей, форматов данных, международные стандарты обмена информацией, стандартизация структур данных, информационного обмена, процессов. Кроме того, нужны специально выделенные в бюджете государственных ЛПУ средства на ИТ. Самое главное – министерство должно развивать культуру использования ИТ в ЛПУ, поддерживать рынок разработчиков прикладного ПО, а не душить его типовыми решениями".
"Меня очень смущает, что сегодня под каждый очередной "регистр", "паспорт" или "мониторинг" создается и спускается "вниз" очередная "набивалка", которых уже "надцать". И это несмотря на разговоры про системный подход и несколько десятков или уже даже сотен миллионов рублей, которые за последние годы были истрачены на создание единой информационно-аналитической системы министерства, его агентств, служб и фонда ОМС, - считает Андрей Столбов. - Остро ощущается нехватка квалифицированных кадров, прежде всего перспективной молодежи. Все чаще приходится сталкиваться с дилетантством, безответственностью, отсутствием управленческой, да и человеческой культуры….. Приоритеты и критерии деятельности руководителей как-то все более смещаются от организации и управления оказанием медицинской помощи в сторону управления финансовыми потоками. Разумеется, первое невозможно без второго, но определяющими, доминирующими в отрасли должны быть все же управление потоками пациентов и лечебная работа врачей, ее результаты, сбор и анализ информации об этом, и поддержка принятия соответствующих решений, организационно-управленческих и клинических".
На вопросы CNews ответил Александр Якушев, директор Челябинского областного МИАЦ министерства здравоохранения Челябинской области, к.м.н.
CNews: Минздравсоцразвития создает банк типовых решений, которые предлагает внедрять в регионах. Почему вы не воспользовались этим предложением, а пошли по пути создания собственных систем?
Александр Якушев: Наши наработки существуют с 2006 года, они недорогие и очень удобные. Типовые решения имеют право на существование, но, наверное, не за такие деньги. Мы выиграли конкурс ФАИТ на внедрение типовой системы в качестве "пилотного" региона. Однако оказалось, что имеющиеся у нас системы значительно лучше и по функционалу, и, самое главное, по поддерживаемым стандартам.