|
|
Рынок комплексных медицинских автоматизированных систем достаточно стабилен. Тем не менее на основании результатов опроса компаний-разработчиков КМИС можно сделать вывод об омоложении рынка и других изменениях в работе поставщиков решений, влияющих на стоимость, функциональность и степень распространенности каждой системы.
По данным АРМИТ, в настоящее время в России зарегистрированы сведения о 775 различных программных продуктах для здравоохранения. В зону интересов исследования, проводимого изданием "Врач и информационные технологии", были включены только комплексные медицинские информационные системы (КМИС) – особый класс программного обеспечения, предназначенного для комплексной автоматизации лечебно-профилактических учреждений различного профиля. Всего по состоянию на лето 2009 г. было задекларировано 63 системы (8,1% от количества всего медицинского ПО), авторы которых причисляли свои разработки к сектору КМИС. В ходе изучения списка таких систем выяснилось, что некоторые из них даже по своему назначению и описанию никак не могли быть включены в обзор. Поэтому был выработан обязательный минимальный набор критериев, который бы позволял отнести ту или иную разработку к классу КМИС.
Набор критериев, в частности, включал наличие электронной медицинской карты (электронной истории болезни и/или амбулаторной карты); модуля статистической и финансовой отчетности; средств планирования ресурсов (календари, учет материальных ресурсов ЛПУ, учет нагрузки на персонал и т.д.); основных подсистем, наиболее востребованных при комплексной автоматизации ЛПУ (диспансеризация, ДЛО, вакцинопрофилактика, профосмотры) или хотя бы некоторых из них.
В результате в список исследования было включено 32 комплексных медицинских информационных системы, что составило 50% от декларировавших себя таковыми в 2009 г. Для сравнения, в 2005 г. таких систем было также 32, что говорит об определенной стабильности рынка КМИС – появляются новые разработки, исчезают некоторые старые, но общий их объем за последние 5 лет существенно не изменился.
Всем разработчикам этих КМИС была разослана подробная анкета с предложением поучаствовать в сборе аналитической информации. В результате на предложение откликнулись 13 разработчиков. Таким образом, объем выборки составил 41%, что можно считать достаточно репрезентативным результатом. Показательно, что в 2005 г. объем выборки также составил 13 систем, но список выглядел иначе. В 2009 году откликнулись некоторые новые разработчики, а также отказались несколько предыдущих участников обзора.
Список комплексных медицинских информационных систем, принявших участие в исследовании
Название | Сайт | Разработчик | Город |
"Интерин" | http://www.interin.ru/ | ИЦМИ ИПС РАН | Переславль-Залесский |
"Медиалог" | www.medialog.ru | "Пост Модерн Технолоджи" | Москва |
"Авиценна" | http://www.kostasoft.ru/ | "Фирма Коста" | Санкт-Петербург |
"Амулет" | http://www.aksimed.ru | "Аксимед" | Москва |
"Карельская медицинская информационная система" | http://www.kmis.ru | К-МИС | Петрозаводск |
"МедОфис" | http://www.medoffice.ru | "Сиамс" | Екатеринбург |
"Торинс" | http://www.torins.ru/ | "Торинс" | Красноярск |
"Эверест" | http://www.ait.ru/ | "АИТ-Холдинг" | Москва |
"Пациент" | http://www.medotrade.ru/ | "Медотрейд" | Таганрог |
"Парацельс-А" | http://altinfomed.ru | "Алтын Кэз" | Казань |
"Э-куб" | http://www.e-kub.ru/ | "ИС Э-куб" | Москва |
"Ристар" | http://www.ristar.ru/ | "Ристар" | Москва, Зеленоград |
АИС "Поликлиника", АИС "Стационар" | http://imc.parus-s.ru/ | "Информационно-Медицинский Центр" | Самара |
Источник: "Врач и информационные технологии", 2009
Средняя продолжительность разработки существующих на данный момент на рынке КМИС составила 13 лет. В 2005 г. этот показатель составлял почти 12 лет, таким образом, можно отметить определенное омолаживание рынка: с него постепенно уходят давние "доморощенные" разработки, не выдерживающие, вероятно, конкуренции с промышленными системами. Вместе с этим, в исследование по критериям выбора не попали системы, появившееся на рынке за последние 1-2 года, что свидетельствует о трудности "вхождения" на рынок комплексных решений: для этого требуются как минимум 3-5 лет.
Число систем, которые начали разрабатываться 10 и более лет назад, составило 69%. Безусловно, давность присутствия на рынке главным образом определяет показатели деятельности разработчика КМИС. Учитывая значительный разброс этих данных, все системы были разделены на две группы.
Основные показатели КМИС в зависимости от длительности разработки
Группа КМИС | Среднее число внедрений | Среднее число автоматизированных рабочих мест | Среднее число разработчиков | Средняя цена за 1 АРМ, тыс. руб. | Средний балл функциональных возможностей* |
Присутствующие на рынке 10 и более лет | 156,89 | 2490,89 | 35,11 | 27,6 | 24,92 |
Присутствующие до 10 лет | 11,25 | 1312,5 | 14,75 | 20,0 | 22,51 |
* балл функциональных возможностей – интегральный показатель, характеризующий список поддерживаемых КМИС основных функциональных возможностей. Чем он выше, тем богаче КМИС по своим функциям.
Источник: "Врач и информационные технологии", 2009
Таким образом, системы, присутствующие на рынке больше 10 лет (их число равно 9 – столько же было в 2007 г.), демонстрируют очевидное преимущество как по числу внедрений (в 13,9 раза больше), так и по среднему числу автоматизированных рабочих мест (в 1,9 раза больше). Соответственно, штат разработчиков этих компаний также больше в 2,3 раза.
Вместе с этим интересными выглядят показатели средней стоимости "старых" систем, которая лишь на 38% превышает аналогичный показатель "молодых" разработок, а также функциональных возможностей, которые по интегральному показателю лишь на 10% (в 2007 г. на 11,25%) выше, чем у "молодежи". Этот факт наглядно свидетельствует о том, что давность присутствия системы на рынке отнюдь не является гарантией ее функционального превосходства. Этот вывод впервые был сделан нами в 2005 г., и за прошедшие 5 лет ситуация фактически не изменилась.
Чуть более 90% разработчиков используют в своей работе партнерское сотрудничество. Для сравнения, этот показатель в 2005 г. составлял 30%, а в 2007 г. - 52%. Динамика развития партнерских отношений четко выражена. При этом многие разработчики устанавливают партнерские отношения в основном для продвижения продукции (продаж и внедрений), среднее число таких партнеров у одного разработчика составило 5 компаний. Одновременно наблюдается усиление партнерства и в направлении совместных разработок: 69% компаний используют такое партнерство, в среднем, с 2-3 компаниями.
В ходе исследования выяснилось, что размеры компании, в частности, численность ее сотрудников, еще не являются гарантией высокого качества предлагаемой медицинской информационной системы. Кроме того, рост числа технических специалистов и сокращение числа сотрудников с высшим медицинским образованием в компаниях-разработчиках МИС может привести к снижению качества предлагаемых ими решений.
Численность персонала в фирме-разработчике МИС составляет от 6 до 75 человек, в среднем – 28,9 человек (в 2005 г. - 22,5 человека, в 2007 г. – 24,8 человека в одной компании). Четко выражен постепенный рост числа сотрудников в компаниях, а также очень большой (свыше 10 раз) разброс числа сотрудников между различными поставщиками КМИС. При этом следует отметить, что число сотрудников свыше 50 человек – все же относительная редкость (всего 4 компании). Кроме этого, мы не выявили значимой корреляции между большим числом сотрудников и эффективностью всего бизнеса компании. В частности, ни число выполненных внедрений, ни цена одного рабочего места, ни длительность присутствия на рынке объективно не связаны с численностью персонала. Более того, у некоторых разработчиком с числом сотрудников до 20-25 человек отмечаются существенно лучшие показатели работы (доступность КМИС по цене, число выполненных проектов), чем у разработчиков, имеющих большой коллектив.
В среднем 16,5 человек (57,33%) из всего штатного состава компании приходится на коллектив разработчиков и специалистов по развитию системы. Для сравнения, в 2007 г. этот показатель составлял 19,6 человек (79%). Среди разработчиков 6,4% занимают руководящие должности, 41% заняты непосредственно разработкой программного кода, 9,9% являются консультантами по предметной области или совмещают эти функции непосредственно с участием в разработке КМИС. Интересно, что последний показатель в течение периода наблюдений неуклонно снижается - в 2005 г. он составлял 21,1%, в 2007 г. – 12,3%. Постепенно растет число программистов, задействованных по схеме аутсорсинга: если в 2005 г. этот показатель составлял 1,7%, в 2006 г. – 3,8%, то в 2009 г. - уже 5,3%. Одновременно отмечено колебание числа бета-тестеров: в 2005 г. их доля в штате компании составляла 39,2%, затем снизилась до 12,3% в 2007 г., а в 2009 г. составила 38,4%, т.е. фактически вернулась в прежнее состояние.
Распределение кадрового состава разработчиков КМИС
Источник: "Врач и информационные технологии", 2009
В службах технической поддержки задействовано в среднем 30,9% сотрудников компании. Немного выросло за последние годы число продавцов КМИС в штате компаний: с 4,4% в 2007 до 5,6% в 2009 г.
В среднем 76,8% сотрудников компаний-разработчиков МИС имеют высшее техническое образование (в 2005 г. – 80,56%, в 2007 г. – 69,56%), около 5% - высшее медицинское образование (в 2005 г. – 11,11%, в 2007 г. – 7,3%), и около 6,7% - 2 и более высших образования (в 2007 г. – 5,24%). Таким образом, можно утверждать, что штатный состав компаний-разработчиков КМИС постепенно меняется за счет увеличения числа технических специалистов (инженеров и программистов) и сокращения числа сотрудников с высшим медицинским образованием, что является достаточно тревожным признаком. Ведь наличие необходимого "багажа" врачей в штате разработчиков КМИС является одним из важнейших условий качественного учета особенностей предметной области при создании медицинских систем.
Постоянное увеличивается число сотрудников, имеющих профессиональные сертификаты в ИТ-области: в 2005 г. – 11,67%, в 2007 г. – 14,11%, в 2009 г. – 19,5%. Вместе с этим, сокращается число разработчиков, имеющих ученые степени – 15,5% в 2005 г., 9% в 2006 г и 6,4% в 2009 г.
От года к году снижается средний возраст разработчиков: в 2005 г. он составлял 33,9 г., в 2007 - 32,7, а в 2009 - 27,3. Этот показатель, а также постоянное снижение числа сотрудников с учеными степенями интерпретируется нами как следствие массового распространения практики включения в состав разработчиков КМИС очень молодых людей – студентов или выпускников ВУЗов. Сам по себе этот факт не является негативным и вызван, скорее всего, стремлением к установлению баланса между доступностью сотрудников с точки зрения заработной платы и наличием необходимой ИТ-компетенции.
Однако, наличие молодых и неопытных программистов делает разработчиков критически зависимыми от профессиональных менеджеров проектов, руководителей отделов программирования и специалистов в предметной области, без которых эффективное развитие КМИС становится трудной задачей. Более того, в 2009 г. нами снова отмечено, что пока рынок КМИС не способен эффективно удерживать ИТ-кадры. Иногда, набравшись достаточного практического опыта и подтвердив свой статус соответствующими документами, разработчики уходят в более прибыльные для них секторы ИТ-рынка.
Отмечены интересные показатели влияния числа сотрудников компании-разработчика на некоторые рыночные параметры работы производителя КМИС.
Основные показатели КМИС в зависимости от числа сотрудников компании
Группа КМИС | Средняя давность на рынке КМИС | Среднее число автоматизированных рабочих мест |
Средняя цена за 1 АРМ, тыс. руб. | Средний балл функциональных возможностей* |
Число сотрудников до 30 человек | 9,8 | 1270 | 24,1 | 22,81 |
Число сотрудников свыше 30 человек | 14,0 | 4060 | 28,1 | 27,27 |
* балл функциональных возможностей – интегральный показатель, характеризующий список поддерживаемых КМИС основных функциональных возможностей. Чем он выше, тем богаче КМИС по своим функциям.
Источник: "Врач и информационные технологии", 2009
В первую очередь заметна существенная зависимость между числом сотрудников компании и объемом выполненных внедрений КМИС: компании с числом сотрудников более 30 человек автоматизировали в среднем в 3,2 раза (в 2007 – в 3 раза) больше рабочих мест, чем малочисленные команды. Цена автоматизации одного рабочего места при этом меняется не очень существенно: стоимость у "больших" команд всего на 16,6% выше, чем у небольших коллективов (для сравнения, в 2007 г. этот показатель составлял 2,3 раза). Исследование выявило тенденцию сближения стоимости автоматизации одного рабочего места различными разработчиками, цены которых приблизились к средней цене рынка.
Вновь подтверждено отсутствие существенной зависимости функциональных возможностей КМИС от размера компании-разработчика: продукты, созданные малочисленными командами, по числу функций лишь на 20% уступают своим конкурентам от крупных игроков рынка. Для сравнения, в 2007 г. этот показатель составил 25%.
Таким образом, на сегодня "война функционала" между разработчикам КМИС фактически закончена: не выявлено ни одной зависимости, которая бы продемонстрировала существенную разницу между группами разработчиков КМИС в разрезе функциональных возможностей - все они декларируют примерно один и тот же список функций. Вероятнее всего в настоящее время разница между системами заключается в глубине проработки отдельных функций, гибкости системы и зрелости технологий ее разработки и внедрения.
На вопросы CNews ответили Игорь Галь, д.м.н., главный врач, и Станислав Богач, начальник отдела ИТ городской поликлиники №107.
CNews: Вопросы информатизации здравоохранения все чаще поднимаются руководителями государства. Какое вы оцениваете изменения, происходящие в области внедрения ИТ в российской медицине?
Игорь Галь: На сегодняшний день можно утверждать, что идея информатизации медицины витает в воздухе. Она еще не дает ростки, но уже готовится к тому, чтобы внедриться в систему практического здравоохранения. Я очень хочу, чтобы управленцы, менеджеры любого, особенно самого высокого уровня, понимали, что информационные технологии помогают в практическом здравоохранении. ИТ-система, предназначенная для сбора данных и их передачи наверх, обеспечит удобный учет, но не повысит качество медицинского обслуживания.