|
|
На вопросы CNews ответил Михаил Эльянов, к.т.н., президент АРМИТ.
CNews: В начале 2009 года вопросы информатизации здравоохранения поднимались на заседании Совета при президенте РФ по развитию информационного общества. В результате была создана межведомственная рабочая группа по вопросам использования ИКТ в сфере здравоохранения и социальной защиты населения во главе с министром здравоохранения и социального развития РФ Татьяной Голиковой. Какое влияние оказали эти события на процесс внедрения ИТ в российской медицине?
Михаил Эльянов: Пока, по моим наблюдениям, эта рабочая группа не оказала никакого влияния на ситуацию с ИКТ в российской медицине. В группе очень мало специалистов по ИТ. Ответственным секретарем рабочей группы является директор департамента информатизации Минздравсоцразвития Олег Симаков. Понятно, что мнение рабочей группы не может сильно отличаться от мнения департамента информатизации министерства.
CNews: В 2007-2008 гг. техническим комитетом ТК-468 «Информатизация здоровья» было разработано 5 национальных стандартов и 19 идентичных национальных стандартов. Одновременно в АРМИТ возобновила свою деятельность рабочая группа по стандартизации. Расскажите о результатах ее работы. В какой мере рабочая группа АРМИТ сотрудничает с ТК-468? Насколько востребованы разработанные на настоящий момент стандарты? Какие стандарты, на ваш взгляд, необходимо разработать и принять в ближайшее время?
Михаил Эльянов: Могу сказать, что пока в области стандартизации ИТ в медицине АРМИТ имеет точно такой же провал, как и раньше. Любая работа требует финансирования. Существуют, конечно, приятные исключения, например, разработка группой энтузиастов национального стандарта электронной истории болезни, но это артефакт. Я надеюсь, что в 2010 году АРМИТ удастся найти средства для начала этих работ.
Что касается сотрудничества с ТК-468, то в 2008 году АРМИТ получил на рецензию от комитета несколько стандартов, мы собрали многочисленные замечания экспертов и отправили разработчику. Но ответной реакции не последовало. ТК-468, действительно, представил в 2009 году несколько стандартов. Но после того, как появился национальный стандарт «Электронная история болезни», в присылаемых нам материалах от разработчиков ИТ-систем неоднократно делался упор на то, что их МИС соответствует этому стандарту. А про то, что разработки ТК-468 кем-то востребованы, я не слышал. На мой взгляд, в первую очередь необходимо заняться стандартизацией протоколов информационного обмена между системами, т.е. вопросами информационной совместимости.
Существует широкий круг медицинских информационных систем, которые связаны с обследованием конкретных пациентов. Увязать их между собой достаточно просто при наличии единых требований к форматам информационного обмена. И с этого надо начинать.
Если считать, что информатизация нужна главным образом для того, чтобы посчитать, сколько услуг оказано и сколько денег за это заплачено, то для этого достаточно сделать единую сеть, поставить компьютеры и заставить врачей вводить данные, которые потом пойдут наверх. Такой подход никоим образом не влияет на сам процесс оказания медицинской помощи. Но и в стандартизации особой необходимости нет.
Во втором случае информационная система предназначена для автоматизации процесса лечения, исследований, анализов и т.д. Такую задачу невозможно решить с помощью одной МИС - ведь придется автоматизировать такие специфические виды деятельности как флюорография, ЭКГ, лаборатория и т.п. В этом случае заточенные под конкретную задачу решения надо стыковать с основной МИС. И здесь возникает проблема стандартизации и информационной совместимости.
Поэтому, если мы готовы согласиться, что для компьютеризации достаточно просто посчитать услуги и деньги, то можно обойтись без стандартов: поставить типовую систему, о которой говорит г-н Симаков, и собрать необходимые данные. Но такой подход не решит проблемы повышения качества оказания медицинской помощи. Это будет шаг назад.
CNews: В декабре 2009 г. срок приведения информационных систем персональных данных в соответствие закону «О персональных данных» (152-ФЗ) был перенесен на 1 января 2011 г. Насколько реально для российских медицинских учреждений привести свои информационные ресурсы в соответствие 152-ФЗ в указанные сроки?
Михаил Эльянов: Я думаю, что тема защиты персональных данных будет самой обсуждаемой в 2010 году (а скорее всего – и не только в нем). Надеюсь, государство выделит ЛПУ средства на решение возникающих при этом проблем.
На выставке MedSoft 2010 мы организуем круглый стол для всех работников медицинских учреждений, где им нормальным человеческим языком объяснят, что такое защита персональных данных и что с ними делать. Кроме того, АРМИТ планирует провести конкурс на лучшие материалы, которые будут помогать медицинским учреждениям решать эту задачу. Это могут быть книги, методические материалы, мультимедийные ресурсы или интернет-ресурсы, на которых можно будет получить ответы на возникающие вопросы, - ничего этого в настоящее время у ЛПУ нет. Думаю, эти мероприятия помогут медикам немного сэкономить деньги.
Надеюсь, что уже в 2010 году АРМИТ будут организованы семинары, на которых будут выступать разработчики решений в области защиты персональных данных. Таким образом, между компаниями, работающими на этом рынке, возникнет конкуренция, которая не позволит им слишком задирать цены.
CNews: В 2009 г. АРМИТ начала заниматься сертификацией программных средств. Каковы результаты этой деятельности на настоящий момент? Признается ли сертификат, выдаваемый ассоциацией, Минздравсоцразвития?
Михаил Эльянов: Добровольная сертификация программных средств, действительно, началась, но она идет медленнее, чем ожидалось. На настоящее время сертификацию прошли 2 организации, в процессе сертификации программные продукты еще 4-5 компаний.
В свое время был издан приказ о том, что медицинские организации за бюджетные средства могут приобретать только сертифицированные программные продукты. До настоящего времени его никто не отменил, но и его выполнение никем не контролируется. Поэтому добровольная сертификация - это, скорее, один из элементов конкурентного преимущества.
Что касается признания министерством сертификата, выдаваемого АРМИТ, то оно, строго говоря, не требуется. Сертификат, по большому счету, нужен покупателю как свидетельство гарантии качества продукта. Хотя, конечно, если бы Минздравсоцразвития проявляло к этому вопросу интерес, то было бы очень неплохо.
CNews: Изменилась ли за последний год ситуация с использованием нелицензионного ПО в лечебных учреждениях, о которой вы говорили в прошлогоднем интервью? Считаете ли вы необходимым принятие на государственном уровне мер по переводу всех ЛПУ на лицензионное ПО по аналогии с тем, как это было сделано для российских школ?
Михаил Эльянов: Думаю, ситуация потихоньку меняется. Я не могу сказать точнее, потому что не располагаю полной информацией по этому вопросу – он достаточно «скользкий». Ни один специалист не укажет в анкете, что у него стоит нелицензионная Windows. Официально практически все говорят о том, что стараются переходить на легальное ПО. Кроме того надо учитывать, что сейчас, как правило, новые компьютеры поставляются уже с предустановленной операционной системой, а в качестве офисного пакета многие используют Open Office. Что касается государственной программы перевода ЛПУ на лицензионное ПО, думаю, это было бы очень полезно.
CNews: В прошлогодних интервью CNews представители отрасли говорили о необходимости участия профессионального сообщества, а также ведущих ученых и практиков, работающих в области информатизации здравоохранения, в разработке концепций, положений и др. документов, определяющих пути внедрения ИКТ в здравоохранении РФ. Сложилась ли практика привлечения экспертов при подготовке документов, касающихся информатизации здравоохранения?
Михаил Эльянов: К сожалению, за последний год практически никаких изменений не произошло. Предполагалось, что в рамках одного из конкурсов, проводимых Минздравсоцразвития в 2009 году, должна была быть разработана и концепция информатизации здравоохранения. Однако, «премьера», намеченная на декабрь 2009 года так и не состоялась..
Я считаю, концепция должна пройти самое серьезное обсуждение среди профессионалов. Это позволит избежать среди прочего и «мелких» неточностей, которые, например, были в представленной Минздравсоцразвития программе развития здравоохранения до 2020 года. В частности, там было сказано, что компьютеризация медицины в России развивается с 1992 года. Между тем, несколько лет назад состоялась конференция, посвященная 50-летию отечественной медицинской информатики. Хорошо или плохо, успешно или нет, но эти работы велись уже полвека назад. Видимо сегодняшние результаты плохо согласуются со столь длительными сроками работ, поэтому их и решили подкорректировать – не так стыдно за практически полный провал.
CNews: Как финансовый кризис конца 2008-2009 года сказался на процессе информатизации здравоохранения? Насколько, на ваш взгляд, было сокращено финансирование ИТ-проектов в отрасли?
Михаил Эльянов: К сожалению, мы практически никогда не располагаем никакой достоверной информацией по финансированию. Приходится ориентироваться на фрагментарную информацию, а она, естественно, далеко не всегда отражает полную картину. Насколько мне известно, бюджетное финансирование ЛПУ, например, в Москве несколько снизилось, но в какой мере и какие направления подверглись секвестированию, сказать трудно.
Исходя их личных наблюдений, могу сказать, что чисто психологически участники рынка стали чувствовать себя свободнее. У меня есть прекрасный индикатор – выставка MedSoft. В 2009 году число ее участников не сократилось, а в 2010 году достигло рекордного значения – около 80 фирм. Одновременно, многие компании увеличили размеры стендов. Я думаю, это является подтверждением того, что участники рынка МИС смотрят в будущее с оптимизмом. И это во многом обусловлено тем, что президент России постоянно говорит о необходимости информатизации.
Однако на сегодняшний день реальной активности в области информатизации здравоохранения еще не наблюдается, зато чиновники собирают всевозможные данные для подготовки огромного количества отчетов, свидетельствующих, по их мнению, об исполнении наказов президента.
CNews: Министерством здравоохранения создается банк типовых решений в информатизации здравоохранения. Известно ли вам, какие решения уже вошли в этот банк как типовые и насколько они востребованы отраслью?
Михаил Эльянов: На сегодняшний день принято два типовых решения. Это разработанная компанией «Корус Консалтинг» типовая медицинская информационная система и типовая информационная система льготного лекарственного обеспечения граждан РФ.
К сожалению, точка зрения руководства департамента информатизации Минздрасоцразвития очень часто меняется. Еще полгода назад медицинским учреждениям говорилось, что они будут обязаны внедрять то, что прикажут сверху. В последнее время утверждается, что уже имеющиеся системы имеют право на существование. Более того, желающие сменить, например, систему ДЛО должны объяснить, что их не устраивает, чем новая система будет лучше старой, и на какие средства будет производиться замена.
Типовое решение позиционируется как недорогое предложение для тех, у кого в настоящее время нет ничего. Но не стоит забывать о том, что процесс инсталляции составляет далеко не самую большую часть общей стоимости МИС, остальное – это сопровождение. И здесь сразу возникает вопрос, способны ли разработчики типовых решений организовать их сопровождение на должном уровне, и сколько такое сопровождение будет стоить. Ведь главные врачи, как правило, не являются большими специалистами в ИТ и не могут быстро оценить реальную стоимость «бесплатной» системы с «пожизненной» оплатой дорогих услуг по сопровождению.
Что касается банка типовых решений, то я не видел никакой информации о нем на сайте Минздравсоцразвития. В свое время существовал государственный фонд алгоритмов и программ в Твери, куда мог обратиться любой желающий. Этот фонд выпускал бюллетень, предоставлял всю необходимую документацию по имеющимся решениям. В нашем случае ничего подобного не видно.
CNews: Какие задачи по информатизации российского здравоохранения необходимо реализовать в 2010 г.? В течение ближайших трех лет?
Михаил Эльянов: Я думаю, основной оперативной задачей 2010 года будет приведение существующих информационных систем в соответствие с 152-ФЗ «О персональных данных».
Если же говорить об информатизации в целом, то здесь список задач очень длинный, и легче сказать, что надо сделать, чем перечислить, что уже реально сделано. Но первой задачей, которую необходимо решить уже давно, является создание законодательной, юридической инфраструктуры в сфере информатизации здравоохранения, т.е. электронные документы должны стать равноправными бумажным. Без этого развития ИТ в медицине не произойдет. Существует выражение, что бумажный документ пишется для прокурора. В такой ситуации российскому здравоохранению никакая компьютеризация не нужна, она просто не востребована. Как только электронный документ станет «законным», возникнет потребность в автоматизированных системах. Но вместе с автоматизированными системами появится и объективная информация, а это не очень надо многим медицинским чиновникам по нескольким причинам. Во-первых, огромное их число сразу станет не нужным, а во-вторых, исчезнет возможность влиять на ситуацию. Т.е. внедрение ИТ повлечет за собой коренную перестройку всей системы здравоохранения.
Я считаю, что государство должно выступать заказчиком по отношению к Минздравсоцразвития. Т.е. (очень упрощенно говоря) оно должно заявить – на выделенные столько-то миллиардов вы должны в течение 3 лет снизить смертность от рака на столько-то %, от сердечно-сосудистых заболеваний - на столько-то %, и т.д. Если не справитесь, на ваше место придут новые люди. Очень простой пример: ясно, что в каждой поликлинике должна быть электронная регистратура, потому что искать среди массы бумаг необходимую – очень сложная задача. Представьте себе на секундочку, что завтра появляется приказ Минздравсоцразвития, смысл которого заключается в следующем: если органы управления здравоохранением получают жалобу от пациента, что он пришел в поликлинику, и ему в течение 5 минут не нашли карту, то главный врач получает большие дополнительные проблемы. Я уверен, что все мгновенно побегут внедрять электронные регистратуры и разберутся со всеми проблемами.
Кроме статуса электронного документа, очень важно решить вопрос электронной совместимости и стандартизации, потому что без этого невозможно создание больших систем.
На третье место я бы поставил проблему последипломного образования врачей и, в первую очередь, руководителей здравоохранения в сфере ИТ. В настоящее время они просто боятся информатизации, не понимают, зачем она нужна.
Но самая главная задача – компьютеризация должна стать востребована Минздравсоцразвития. Некоторое время назад я присутствовал на конференции, посвященной диспансеризации. Все выступающие чиновники отчитывались о том, сколько денег они потратили, сколько исследований провели и т.п. Но никто из них не смог ответить на простой вопрос из зала: «А зачем все это нужно? Какой результат вы получили? Что реально изменилось к лучшему?». В такой ситуации никакая компьютеризация развиваться не будет до тех пор, пока сверху не поступит указ, что вся информация должна поступать в электронном виде.
Есть очень простой пример. Несколько лет назад, когда началась реализация национального проекта «Здоровье», была поставлена задача повышения заработной платы врачам. Тогда все медицинские учреждения заставили установить у себя систему, разработанную по заказу Росздравнадзора, с помощью которой необходимая информация собиралась в электронном виде. Несмотря на то, что с технической точки зрения эта система была далека от совершенства, в течение полугода задача была в основном решена. Я был на совещании, где ответственные чиновники говорили, что только теперь они получили данные о том, сколько врачей работает в их регионе. Это еще раз доказывает, что проблема информатизации должна решаться с головы.
CNews: Спасибо.