|
|
На вопросы CNews ответили Игорь Галь, д.м.н., главный врач, и Станислав Богач, начальник отдела ИТ городской поликлиники №107.
CNews: Как вы оцениваете изменения в структуре российского здравоохранения, произошедшие в последние годы? Изменились ли объемы финансирования отрасли?
Игорь Галь: Я недавно читал очень интересную статью, она называется «Этапы изменений в здравоохранении». Первый этап назывался улучшение, второй этап – реформирование, а третий – стратегическая перестройка. Смысл каждого этапа заключается в следующем. Улучшение – это процесс корректировки уже существующей системы. Я думаю, он был характерен для советского здравоохранения. В 90-е годы наша страна решила перейти к другой системе, а для этого изменить все то, что было сделано раньше. Это были даже не реформы – ведь это слово подразумевает под собой изменение части системы, а, скорее, реконструирование всего здравоохранения. Мы решили перейти на западную модель, основанную на бюджетно-страховой или частно-страховой системе финансирования.
Но на Западе такая модель формировалась не одно десятилетие. И когда мы это поняли, то решили сделать небольшой откат к базисным принципам, которые были в советском здравоохранении, и все-таки заниматься реформированием советской системы, оглядываясь на меняющиеся экономические реалии.
В настоящее время мы находимся на переломном этапе, когда существующие вокруг экономические условия в полной мере ощущаются и осознаются системой здравоохранения. Только тогда, когда процесс осознания завершится, мы будем иметь право на замену одной системы другой.
Что касается объемов финансирования, то они меняются в зависимости от этапов реформирования. Дополнительные средства выделялись на запуск программы дополнительной диспансеризации работающего населения, на небольшие изменения в участковой терапевтической среде. Думаю, что они производят кумулятивный эффект.
CNews: Вопросы информатизации здравоохранения все чаще поднимаются руководителями государства. Какое вы оцениваете изменения, происходящие в области внедрения ИТ в российской медицине?
Игорь Галь: На сегодняшний день можно утверждать, что идея информатизации медицины витает в воздухе. Она еще не дает ростки, но уже готовится к тому, чтобы внедриться в систему практического здравоохранения. Я очень хочу, чтобы управленцы, менеджеры любого, особенно самого высокого уровня, понимали, что информационные технологии помогают в практическом здравоохранении. ИТ-система, предназначенная для сбора данных и их передачи наверх, обеспечит удобный учет, но не повысит качество медицинского обслуживания.
Информационные технологии должны стать удобным помощником в работе, позволяющим не тратить время на заполнение и обработку бумаг, а получать электронные данные и на их основе формировать аналитику. Пусть врач занимается вопросами лечения, медицинская сестра - вопросами организации медицинского обеспечения, а управление здравоохранением должны осуществлять специалисты в области организации здравоохранения – заведующие отделениями, замы, ну и главные врачи, естественно. Вот в чем для меня смысл информатизации.
CNews: Какие факторы, по вашему мнению, сдерживают развитие ИТ в российском здравоохранении?
Игорь Галь: Развитие ИТ сдерживают отсутствие понимания в медицинском сообществе необходимости информатизации и отсутствие ясных, четких нормативных документов в этой области.
CNews: Фактически, вы говорите об указаниях сверху, что и как надо делать?
Игорь Галь: Необходимо дать указания, что надо делать и предложить подробный алгоритм действий. Потом эти указания должны быть поняты и прочувствованы рядовыми врачами для того, чтобы они не просто отчитывались о проделанной работе, а осознавали, для чего нужна информатизация. Вот о чем идет речь.
Что касается методологии формирования такого понимания, то она должна включать в себя введение тематических курсов по информационным технологиям для врачей, для управленцев и т.д., внедрение курса информационных технологий в медицинском институте, а также на уровне последипломного образования и т.д.
CNews: Мы проводили опрос медицинских учреждений, и представители ЛПУ в большинстве своем говорили о том, что не внедряют ИТ по причине отсутствия финансирования. Тем не менее, в каких-то заведениях информационные системы все-таки внедряются и средства на них находятся. Как вы можете прокомментировать такую ситуацию?
Игорь Галь: Я вижу в таких ответах очень серьезную уловку – мы ничего не делаем, потому что у нас нет денег. Но деньгами надо уметь правильно распоряжаться. Можно купить хорошие компьютеры, поставить на них современные программы, но если среди врачей нет понимания, для чего это нужно, если нет четких инструкций, что нужно делать, и нормативных документов, каким образом это должно работать, то вся техника будет стоять мертвым грузом.
Я начинал работать с тремя-четырьмя компьютерами, но на тот момент у меня уже были помощники, которые даже на такой примитивной базе создавали «мини-информационные» системы, помогающие работать. Со временем эти системы расширялись до крупных проектов. Поэтому я не считаю, что финансирование - это краеугольный камень информатизации. Это важный, но не единственный момент, определяющий возможность внедрения ИТ в медучреждении.
CNews: Из каких источников финансируется поликлиника? Это средства федерального бюджета, бюджета города и т.п.? Насколько вы как главный врач свободны распоряжаться этими средствами?
Игорь Галь: Поликлиника финансируется из городского бюджета, по линии системы обязательного медицинского страхования, и немного за счет предоставления платных медицинских услуг. Главный врач свободен распоряжаться этими средствами в пределах данных ему полномочий. Он должен обосновывать любое приобретение исходя из его полезности для достижения главной цели - улучшения медицинского обслуживания населения. И это не уловка.
CNews: В нашей стране была реализована программа подключения всех школ к интернету. Насколько аналогичная программа необходима медицинским учреждениям?
Игорь Галь: Я думаю, что для ЛПУ, расположенных в регионах, это было бы очень полезно.
CNews: В вашей поликлинике внедрена электронная медицинская карта?
Игорь Галь: Нет, и я, как юрист, категорически против ее внедрения, потому что на сегодняшний день нет норм права, которые позволяют такой важнейший документ, как амбулаторная карта, заменить на электронный. Это юридический аспект, и в этом направлении нужно работать.
Я категорически против не электронной амбулаторной карты как таковой. Я против того, чтобы внедрять ее не комплексно, не имея для этого необходимой нормативно-правовой базы. Изменение порядка ведения этого документа должно пройти все комплексные этапы на правовом и организационном уровне. К сожалению, у нас часто получается, что законодательная база констатирует уже произошедшую ситуацию, в то время как она должна ее упреждать.
CNews: Какие основные проблемы здравоохранения необходимо решить в ближайшее время?
Игорь Галь: Конечно, нужно заниматься кадровым ресурсом в самом широком смысле этого слова. Не просто насытить здравоохранение кадрами, а именно качественными кадрами. Это очень важно, потому что сейчас уровень образования наших выпускников оставляет желать лучшего.
Несмотря на то, что врачи сейчас получают очень неплохие зарплаты - врач-терапевт может зарабатывать 40-70 тыс.рублей, - молодежь в медицину не идет. Дело, наверное, не только в зарплате, а еще и в престиже профессии. Раньше врач был очень уважаемым человеком, а теперь из него сделали «слабое звено», человека, ответственного за все социальные проблемы.
Что касается информационных технологий, то я бы очень хотел, чтобы в ближайшие годы они начали восприниматься врачами как необходимое подспорье в их работе.
CNews: Насколько, по вашему мнению, укомплектована поликлиника необходимым современным оборудованием и средствами автоматизации?
Станислав Богач, начальник отдела ИТ городской поликлиники №107
Станислав Богач: В нашей поликлинике имеется около 200 компьютеров. На тех, которые поставляются в рамках государственных программ, установлено специальное ПО, на остальных – программное обеспечение, которое мы пишем сами. Написанные нами системы интегрированы между собой. Что касается поставляемого ведомственного ПО, то его исходные коды нам не предоставляются, поэтому эти базы данных не взаимосвязаны.
На все установленные в поликлинике операционные системы у нас имеются соответствующие лицензии. Что касается офисного пакета, то мы перешли на Open Office. Лицензионная чистота ПО, которое поставляется в рамках государственных программ, находится на совести поставщиков.
В настоящее время у нас полностью автоматизированы профилактика, терапия, а также все узкие специалисты за исключением, разве что, стоматологов и отделения спецтерапии. Для этого мы ведем электронный счет пациента, в котором фиксируются все диагнозы и назначения. Такой счет раз в месяц отправляется в фонд ОМС и постоянно хранится в нашей поликлинике. Таким образом, врачи могут в электронном виде просмотреть всю историю болезни пациента.
Одновременно, наши специалисты работают и с бумажной историей болезни. Я считаю, что полностью отказаться от нее можно в небольшом стационаре, а не в поликлинике, которую за смену посещает 2,5 тысячи человек. Для перехода на электронную историю болезни необходимо, чтобы каждый врач мог вносить в нее данные. Если речь идет о компьютеризированных службах, например, УЗИ, функциональная диагностика, то это вопрос технологии. Но существует еще и описание процедуры приема пациента, и такие данные удобнее фиксировать от руки на бумаге.
Кроме того, в поликлинике полностью автоматизирована деятельность лаборатории. Отдельные подсистемы, например, биохимия, иммунология, написаны нами самостоятельно, но в целом лабораторная система была в свое время закуплена.
CNews: Занимались ли вы уже приведением ваших систем в соответствие 152-ФЗ? Насколько это сложно и затратно?
Станислав Богач: По закону от нас требуют отключить всю нашу информационную систему от общих каналов. Однако, существует немало программ, которые обновляются через интернет. Например, те же антивирусы. Если государство поможет нам решить эту проблему, то с технической точки зрения требования 152-ФЗ реализуемы.
CNews: Ориентировались ли вы при разработке ПО на стандарты, существующие в отрасли, такие как HL7, DICOM?
Станислав Богач: Нет, программное обеспечение писалось для собственных нужд, и требование соответствия его стандарту HL7 не ставилось. Что касается DICOM, то в поликлинике сейчас нет ни одного аппарата, который бы позволял выдавать изображение в этом формате.
CNews: Сколько человек в ИТ-отделе поликлиники? Хватает ли выделяемых государством средств на решение задач в области информатизации?
Станислав Богач: В отделе информационных технологий нашей поликлиники 5 инженеров. Кроме того, в состав отдела входит еще 6 операторов. Что касается средств на информатизацию, то сумма, выделяемая государством, ничтожно мала, и ее с трудом хватает на то, чтобы заплатить рекомендуемым Департаментом здравоохранения подрядчикам. Все, что мы имеем, сделано на деньги, которые поликлиника заработала самостоятельно.
Существуют еще плановые поставки компьютеров, но они происходят нерегулярно, и по этой причине мы не можем учитывать их при составлении проектов развития ИТ-инфраструктуры. Например, в 2008 году мы получили около 35 компьютеров, а в 2009 году – ни одного.
CNews: Какие ваши планы в области информатизации деятельности поликлиники на ближайшие годы?
Станислав Богач: В ближайшие годы мы намерены закончить информатизацию всех отделений поликлиники и перейти к интеграции установленных приложений в единую информационную систему. Я считаю, что информатизация должна идти снизу, поэтапно, отделение за отделением. Быстро внедрить готовую типовую систему в таком крупном ЛПУ невозможно, на ее доработку потребуются годы.
Проще всего автоматизировать работу узких специалистов. Но при автоматизации терапии и регистратуры возникает множество сложностей. В первом случае они обусловлены большим количеством пациентов, а во втором – низкой подготовленностью кадров.
CNews: Кто занимается обучением персонала поликлиники в области ИТ? Как организована техническая поддержка ПО?
Станислав Богач: Работе с системами собственной разработки мы обучаем сами. Что касается того, что приходит извне, то иногда поставки ПО сопровождаются обучением, а иногда нет. В последнем случае сотрудникам ИТ-отдела поликлиники приходится самим разбираться с программным обеспечением, а потом обучать остальных.
CNews: Насколько, на ваш взгляд, необходима медицинским учреждениям государственная программа, аналогичная программе «Первая помощь», реализованной в сфере образования?
Станислав Богач: Я считаю, что требовать от медицинских учреждений использования лицензионного ПО можно в том случае, если оно было поставлено государством. Поэтому если опыт российских школ будет распространен на здравоохранение, я буду только рад.
CNews: Спасибо.