|
|
На вопросы CNews ответил Александр Якушев, директор Челябинского областного МИАЦ министерства здравоохранения Челябинской области, к.м.н.
CNews: Каких результатов в области внедрения ИТ в здравоохранении Челябинской области удалось добиться к настоящему времени?
Александр Якушев: Начиная с 2006 года, в рамках финансирования областной целевой программы была выделена специальная статья на развитие информационных и коммуникационных технологий в здравоохранении. Таким образом, с 2006 года по сегодняшний день существуют целевые средства областного бюджета на развитие информационных технологий.
Очевидно, что информатизация здравоохранения принесет ощутимый результат только тогда, когда пользу от информатизации почувствуют медицинские работники всех уровней, когда современные информационные технологии станут неотъемлемой частью их повседневной деятельности. В 2006 году нами был разработан системный проект, в рамках которого началось построение единой информационной медицинской системы, которая нацелена не только на управленцев, но и на врачей. Основой этой системы должен стать единый центр обработки данных, содержащий истории болезней пациентов всех лечебных учреждений области и обеспечивающий возможность обмениваться такими данными.
Региональный центр обработки данных начал работу в 2006 году. На настоящий момент через него проходит не так много информации, поэтому мы пользуемся услугами одной из ведущих в регионе ИТ-компаний, которая предоставляет вычислительные мощности, обеспечивает техническое сопровождение баз данных, сервисного программного обеспечения, систем защиты информации и т.д. Тем не менее, правительство области рассматривает возможность создания собственного центра, проводит необходимые расчеты.
На следующем этапе была создана ведомственная сеть передачи данных Минздрава области, объединяющая все органы управления и основные учреждения здравоохранения в защищенную сеть в соответствии с ФЗ-152. При построении сети были использованы каналы регионального провайдера с применением шлюзов криптозащиты в каждом узле.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2008 г. Челябинская область стала «пилотным» регионом по внедрению типовой системы автоматизации амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения с финансированием из средств областного бюджета в объеме 20 млн.руб. Эти средства были распределены решением Координационного совета по информатизации здравоохранения по муниципальным образованиям области, при условии софинансирования в объеме 100% за счет средств бюджета муниципального образования. В рамках проекта было закуплено компьютерного, офисного оборудования и программного обеспечения для 38 учреждений на общую сумму 30,0 млн. руб. Спроектированы и построены локально-вычислительные сети в 25 учреждениях здравоохранения на общую сумму 10,0 млн. руб.
В 2009 года продолжилось развитие системного проекта Челябинской области. В рамках этих работ в собственность Челябинской области переданы две типовые медицинские информационные системы персонифицированного учета оказанной медицинской помощи. Это МИС «Эрида», разработанная за счет средств областного бюджета по заказу областного МИАЦ, и МИС «Медик+», переданная безвозмездно компанией «Инфиннити». Решением Координационного совета Минздрава области эти системы признаны типовыми для Челябинской области и рекомендованы для безвозмездной передачи и внедрения в учреждениях здравоохранения.
На данный момент завершено внедрение типовой МИС «Медик+» более чем в 11 учреждениях здравоохранения 4-х муниципальных образований Челябинской области. Развернуто и функционирует более 600 автоматизированных рабочих мест. Началось внедрение указанных систем в 5 учреждениях здравоохранения муниципальных образований (Каслинской ЦРБ, Варненской ЦРБ, Южноуральской ГБ, Верхнеуральской ЦРБ, Коркинаской ЦГБ).
Еще одна система – учета и обеспечения льготными лекарственными средствами - была разработана по нашему заказу партнерами МИАЦ в прошлом году, поскольку территориальный Фонд ОМС не согласился передать нам свою систему. Собственной разработкой мы удовлетворены, и сразу почувствовался эффект от ее внедрения как в Минздраве области, так и в учреждениях здравоохранения.
Чрезвычайно полезной во время эпидемии гриппа в прошлом году оказалась система автоматизированного мониторинга, которая позволила оперативно собирать данные на местах, передавать их в региональный ЦОД, обрабатывать с помощью аналитических приложений и тут же представлять в удобном виде губернатору, министрам, специалистам Минздрава области.
Предметом нашей гордости является то, что уже полгода Минздрав области проводит IP-селекторные совещания. При этом и министр, и главные специалисты, и даже главные врачи ЛПУ самых отдаленных районов области находятся на своих рабочих местах. В этом году появился функционал презентаций в системе IP-селекторного совещания, что позволяет увеличить их эффективность.
CNews: Минздравсоцразвития создает банк типовых решений, которые предлагает внедрять в регионах. Почему вы не воспользовались этим предложением, а пошли по пути создания собственных систем?
Александр Якушев: Наши наработки существуют с 2006 года, они недорогие и очень удобные. Типовые решения имеют право на существование, но, наверное, не за такие деньги. Мы выиграли конкурс ФАИТ на внедрение типовой системы в качестве «пилотного» региона. Однако оказалось, что имеющиеся у нас системы значительно лучше и по функционалу, и, самое главное, по поддерживаемым стандартам.
Типовое решение нуждалось в значительной доработке, и стоимость этой доработки и внедрения в 4 ЛПУ равнялась годовому бюджету на информатизацию здравоохранения всего региона. В то время как стоимость внедрения наших систем составляет примерно 250 тыс.рублей для ЛПУ. Мы надеемся, что к концу текущего года, после доработки наших систем, они имеют шанс быть включенными в фонд алгоритмов и программ Минздравсоцразвития РФ.
CNews: Как осуществляются поставки оборудования в ЛПУ области? Имеете ли вы возможность формировать заказ в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оборудованию с точки зрения совместимости с ИТ-системой?
Александр Якушев: К сожалению, МИАЦ не имеет такой возможности. Специалисты Минздрава области выбирают оборудование из представленного сверху им списка, поэтому мы не всегда получаем именно то, что нужно. Например, в ходе последней поставки рентген-аппаратов ЛПУ получили оборудование, которое невозможно подключить к нашей региональной медицинской системе. Хороших рентгенологов в области не хватает, и, если бы у нас были аппараты, способные передавать снимки в цифровом виде в систему, то они могли бы обслуживать несколько ЛПУ, и проблема недостатка квалифицированных кадров была бы решена. Но этого, к сожалению, не произошло.
Но на перспективу, в решении Коллегии Минздрава области нам удалось рекомендовать главным врачам ЛПУ контролировать формирование заявок на поставки в учреждения здравоохранения диагностического оборудования, имеющего цифровой выход.
CNews: Каков уровень информатизации ЛПУ в регионе?
Александр Якушев: Мы провели анкетирование лечебных учреждений Челябинской области, аналогичное тому, которое проводил Минздравсоцразвития. По итогам анкетирования в муниципальных учреждениях обеспеченность компьютерами составляет 1 компьютер на 4 врача, а в областных – 1 компьютер на двоих врачей. Показатель достойный, но мы понимаем, что это средний показатель, и он сложился за счет крупных и хорошо оснащенных учреждений.
Слабое место ИТ-оснащенности медучреждений – это сети. Они есть не везде, а, частенько, если и имеются, то построены с серьезными нарушениями как в техническом плане, так и в части соответствия требованиям 152-ФЗ. Мы планируем провести семинар для главных врачей, где расскажем о подходах к построению сетей в ЛПУ. МИАЦ готов взять на себя роль эксперта технических проектов на создание, модернизацию сетей учреждений и, в случае необходимости, рекомендовать добавить стоимость их создания в суммарную стоимость внедрения информационной системы.
Что касается подключения к ведомственной защищенной сети передачи данных, то МИАЦ разработал регламент такого подключения, но на практике получается, что каждому учреждению необходим индивидуальный подход. В первую очередь мы ищем наиболее бюджетный вариант, т.к. оплата осуществляется за счет средств ЛПУ. В текущем году начался второй этап подключения, в котором участвуют структурные подразделения и отдельно стоящие здания учреждений здравоохранения.
CNews: Каковы планы по дальнейшей информатизации здравоохранения региона?
Александр Якушев: Как я уже говорил, на сегодняшний день в Челябинской области существует две медицинские информационные системы – «Медик+» и «Эрида». «Медик+» уже внедрена в нескольких учреждениях, «Эрида» планируется к внедрению. Кроме того, имеются и унаследованные системы. Наша основная задача – поддержка этих систем. До конца года мы планируем доработать электронную историю болезни коллективного пользования в разрезе поддержки стандарта OpenEHR для того, чтобы различные системы могли обмениваться данными между собой.
Региональная программа информатизации здравоохранения пока рассчитана на 2009-2011 годы, и предусматривает финансирование в размере 9 млн рублей в год. МИАЦ Челябинской области запланировал на 2010 год создание прототипа коллективной системы ведения электронной истории болезни с программной поддержкой открытого международного стандарта OpenEHR для хранения, обработки и обмена через РЦОД электронными персональными медицинскими записями с апробацией в пилотных ЛПУ.
Стандарт OpenEHR строится на постулате, что все участники информационного обмена поддерживают один и тот же набор базовых типов и пользуются единой терминологией, но главное, имеют общие архетипы. На этих условиях и осуществляется передача документов с описанием клинических процессов.
Учитывая большой объем предстоящей работы, мы надеемся, что профессиональное информационное сообщество в сфере здравоохранения примет активное участие в конструктивном и открытом обсуждении архетипов через доступный информационный ресурс.
Минздравсоцразвития собирается в 2010 году приступить к созданию федерального компонента коллективной системы ведения электронной истории болезни, запланировано создание регионального прототипа для регионального хранилища, интеграционного шлюза ЛПУ и аналитического федерального хранилища. Региональная система Челябинской области полностью соответствует Концепции Минздравсоцразвития РФ. Мы активно обсуждаем политику дальнейшего развития с департаментом информатизации Минздрава. Радует, что Минздравсоцразвития РФ понимает, что без единых стандартов в масштабах страны мы никогда не сможем отойти от «лоскутного одеяла».
CNews: Спасибо.