версия для печати

ИТ-проекты 2009: ритейлеры сэкономили на ERP и CRM

ИТ-проекты 2009: ритейлеры сэкономили на ERP и CRM

Привыкшие за последние годы к быстрому росту, ритейлеры оказались крайне чувствительны к последствиям финансового кризиса. Многие сети, казалось, просто исчерпали возможности вкладывать средства в ИТ-решения, повышающие конкурентоспособность.

На фоне снижения покупательского спроса, замедления темпов роста выручки и "замораживания" планов экспансии российские ритейлеры в 2009 г. вынуждены были экономить на всем, в том числе и на ИТ. А если к числу негативных факторов влияния добавить "кризисный" рост стоимости обслуживания долговых обязательств, а также активизацию западных игроков (которым за счет российской экспансии хочется улучшить свои рыночные позиции), то ситуация на российском розничном рынке выглядит мало оптимистичной.

Российские ритейлеры по-прежнему поддерживают идею непрерывного совершенствования бизнес-процессов, оптимизации расходов за счет внедрения современных ИТ. Однако сегодня ее далеко не всегда удается трансформировать в реальные проекты.

Несмотря на то, что такие средства повышения эффективности бизнеса, как ERP и CRM, считались необходимыми в ритейле, приобретение подобным систем в 2009 году было серьезной проблемой. Участники рынка отмечают существенное снижение количества новых ERP и CRM-проектов. Заказчики чаще ограничивались расширением функциональных возможностей имеющихся бизнес-приложений. Либо внедрение носило "точечный" характер.

ERP-секвестирование

Количество новых внедрений ERP-систем в российском ритейле в 2009 году сократилось в разы. В основном розничные компании доделывали те проекты, которые начали еще до кризиса (подвергнув их соответствующей посткризисной "усушке"). По-прежнему активно ведется переход от использования различных по функциональности  систем российских разработчиков к их же интегрированным решениям. Тема актуальная – с учетом задачи минимизации ИТ-затрат. В первую очередь, речь идет об апгрейде на ИСУП "1С:Предприятие 8". Хотя и у иностранных ERP-разработчиков, предложивших в последние годы множество облегченных решений, бизнес в кризис не стоит на месте.

По мнению главы российского подразделения Ciber Александра Низника, цели внедрения ERP-системы в рознице несколько изменились: ушла  в прошлое имиджевая окраска, на первый план выходит получение адекватного качественного инструмента для управления бизнесом. Но ритейлерам по-прежнему важны повышение управляемости, увеличение объема продаж и оборота, снижение издержек, ускорение бизнес-процессов, оптимизация поставок и работы складов. Розничные компании понимают, что конкуренция возможна, только если компании автоматизированы на должном уровне.

Проекты по внедрению ИСУП в российской рознице, 2009

Ритейлер Формат ERP-система ИТ-поставщик Сроки завершения проекта Кол-во АРМ/
магазинов
Особенности проекта
Супермаркеты
Веста Сеть супермаркетов "1С:Предприятие 8. Расширение для карманных компьютеров" и "1С:Управление торговлей 8" IT Центр Рыбасова Декабрь 2009 30 АРМ Система позволяет осуществлять обмен данными между КПК и информационной базой. Результаты: повышение эффективности работы с клиентами, значительное сокращение трудозатрат торговых представителей
Челны-Хлеб Сеть супермаркетов Астор: Торговая сеть 6.0 Астор Май 2009 21 магазин Автоматизированы: управление ценообразованием, ассортиментом, продажами и закупками, запасами, взаиморасчетами, маркетингом, мерчендайзингом
X5 Retail Group (Волго-Вятский филиал) Сеть супермаркетов SAP for Retail GMCS Декабрь 2009 64 магазина Автоматизированы управление ценообразованием, ассортиментом и складскими ресурсами, взаиморасчеты с поставщиками, а также другие процессы торговли и бухучета
"Тарелочка"  (ТС Гранд) Сеть супермаркетов Астор: Торговая сеть" Астор ноябрь 2009 н/д Автоматизированы процессы  управления ценообразованием,  запасами, торговым  пространством, взаиморасчетами.   Установленный  модуль "Центр"  обеспечивает  жестко централизованное управление сетью, в том числе формирование заказа, прием и распределение товара по магазинам
Городок Сеть магазинов шаговой доступности Астор: Торговая сеть "1С:Франчайзи-НН Декабрь 2009 5 магазинов Автоматизировано управление: ассортиментом, запасами, ценообразованием, взаиморасчетами, финансами, маркетингом, мерчендайзингом, продажами
Андреевский Сеть супермаркетов 1С:Предприятие 8 1С-Рарус Август 2009 60 АРМ / 7 магазинов Автоматизированы процессы управления: продажами, заказами, производством, складской логистикой взаимоотношениями с поставщиками, а также учет взаиморасчетов и учет движения денежных средств
Мега Сеть семейных торговых центров Microsoft Dynamics NAV NaviCon Group Март 2009 н/д Автоматизированы: процессы продажи рекламных площадей, управление продажами, управление покупками, формирование отчетности
Бытовая техника и электроника
М.Видео Сеть магазинов бытовой техники и электроники SAP for Retail Ciber Russia  Декабрь 2009 150 АРМ Сложная интеграция с внешними системами: с SAP ERP, системой управление складами и КИС
Алкомакс Розничная продажа бытовой техники NaviCon Trade на основе Microsoft Dynamics NAV NaviCon Октябрь 2009 н/д Автоматизировано: управление сбытом, управление заказами и взаиморасчетами с клиентами;, настроена интеграция между новой ERP и системой "1С"
ТехноСити Сеть цифровых универмагов 1С-Предприятие 8.0 ИнфоСофт Ноябрь 2009 100 АРМ Автоматизированы: управление продажами в цифровых универмагах, интернет-магазине и корпоративном отделе; управление ассортиментом и закупками; управление складской логистикой; управление денежными средствами; управление сборкой компьютеров; управление ремонтом и сервисным обслуживанием цифровой техники
Мебель, товары для дома
Уютерра Сеть магазинов товаров для дома Norbit for Retail на базе SAP ERP Norbit Июль 2009 около 70 АРМ Автоматизированы: управление финансами (бухгалтерский, налоговый и управленческий учет) и ведение товарной логистики (планирование товарооборота и торгового пространства, закупки, управление ассортиментом и ценообразованием)
Kika (Россия) Сеть мебельных гипермаркетов Ecosol Furniture & Retail на базе Microsoft Dynamics AX Columbus IT Июль 2009 н/д Автоматизирован весь цикл товародвижения, включая продажу товаров
Одежда и обувь
Классика моды Магазины одежды и обуви Астор: Модный магазин АСФ Декабрь 2009 н/д Автоматизировано управление: запасами, ценообразованием, торговым пространством, ассортиментом. Учет и анализ ведется по направлениям стиля, типам потребителей, моделям, фактурам, торговым маркам, производителям, сезонам
Orsay Сеть магазинов женской одежды SAP Business All-In-One АБК Консалт Март 2009 н/д Автоматизированы: планирование товаров и ассортимента, закупок и логистических операций, управление цепочкой поставок и бизнес-процессами в отдельных торговых точках
Concept Club Сеть магазинов модной одежды 1С: Управление торговлей 8 1С-Рарус Май 2009 100 АРМ / 20 магазинов. Обмен данных с 60 магазинами-франчайзи Автоматизированная система позволяет вести в единой базе управленческий учет торговой и складской деятельности, учет закупок и продаж головного офиса и магазинов, автоматизирован процесс ценообразования
Лидер Сеть обувных магазинов Avarda.RetailNetwork. Ansoft Май 2009 н/д Полностью автоматизированы фронт-офис и бэк-офис
Королева Виктория Сеть обувных магазинов Avarda.RetailNetwork Ansoft Декабрь 2009 н/д Автоматизация рабочих мест кассира, автоматизация склада
Обувь О’кей Сеть обувных магазинов Avarda.RetailNetwork Ansoft Старт - ноябрь 2009 н/д Автоматизированы центральный офис, склад, front-офисы и back-офисы всех магазинов сети
Детские товары
Кораблик Сеть магазинов детских товаров Microsoft Dynamics AX Корус Консалтинг Январь 2009 н/д Автоматизированы:управление ассортиментом, запасами и складами, заказами на закупку и финансовыми взаимоотношениями с поставщиками, розничными продажами и ценообразованием
Дети Сеть детских товаров Астор: Торговая сеть Астор Декабрь 2009 н/д Автоматизированы: управление ассортиментом, ценообразованием, складскими запасами, маркетингом, мерчендайзингом
Спортивные товары
Delta Sport Сеть магазинов спортивных товаров CorSy Retail на базе Microsoft Dynamics AX Корси Декабрь 2009 н/д Автоматизированы: управление продажами, управление закупками; расчеты с контрагентами; управление запасами; управление складом; маркетинг и ценообразование; управление сетью розничных торговых точек
АМБ Спорт Сеть магазинов спортивных товаров 1С:Розница на базе 1С:Предприятия 8 1С:Бухучет и Торговля(БИТ) Июнь 2009 8 магазинов Автоматизирован учет работы территориально-распределенной розничной сети с возможностью обмена данными с системой 1С:Управление торговлей 8
Другое
Аэр Рианта Интернэшнл Дьюти Фри Магазины беспошлинной торговли Microsoft Dynamics NAV и LS Retail NAV IBS Октябрь 2009 52 АРМ, 11 магазинов Автоматизированы: управление поставками, ведение и классификация ассортимента, ведение сертификатов, управление складом и товарная логистика, ценообразование и система лояльности, поддержка торговых операций в магазинах беспошлинной торговли, поддержка таможенных процедур, создание нормативной таможенной отчетности
Аптека (Санкт-Петербург) Аптечная сеть 1С:Предприятие 8 Гэрэт Ай Ти н/д н/д Автоматизированы: оперативный учет хозяйственных операций, посерийный учет номенклатуры; контроль сроков годности продукции; управление запасами; управление заказами поставщикам; использование фиксированных и накопительных скидок по дисконтным картам; управление и контроль взаиморасчетов с поставщиками и др.
МедиаМаркет Продажа товаров через каталоги и интернет Avarda Ansoft Август 2009 н/д Разработан интерфейс рабочего места оператора call-центра, добавлены алгоритмы пакетной обработки заказов на складе, создана система статусов заказа, реализован обмен данными между сайтами, в том числе - автоматический импорт заказов
Универсам №76 Торговля продуктами питания, производство полуфабрикатов и выпечки LS Retail на базе Microsoft Dynamics NAV 5.0 SP1 Импакт-Софт Июль 2009 н/д Автоматизированы: коммерческий отдел, склад, контрольно-ревизионная служба, цех производства собственных полуфабрикатов, кассовый узел, бухгалтерия
ВиноГрад Винный бутик 1С:Предприятие 8 1-й Архитектор бизнеса Апрель 2009 н/д Автоматизировано: управление продажами и поставками, складскими запасами. Осуществляется анализ товарооборота предприятия и управление ценовой политикой, мониторинг и анализ эффективности торговой деятельности, формирование регламентированной отчетности

Источник: CNews Analytics, 2010

Среди немногочисленных крупных ERP-проектов в российском ритейле за последний год можно отметить, в частности, внедрение SAP for Retail в "М.Видео". Но и этот проект, по сути, является логическим продолжением работ, начатых в 2008 году. В основном в списке проектов – небольшие локальные внедрения (до нескольких десятков АРМ). Причем главная причина инициации таких проектов  –  это либо начало бизнеса на российском рынке (для зарубежных игроков), либо масштабирование имеющихся ERP-систем на открывающиеся региональные филиалы. Значительная доля реализованных в 2009 проектов предполагала интеграцию - например, двух разных унаследованных ERP-систем после слияния компаний. Популярна была также интеграция ERP с другими бизнес-приложениями.

CRM- затишье

Если в сегменте ERP для ритейлеров определенная динамика проектов в 2009 году все-таки была заметна, то информации о новых CRM-внедрениях в открытых источниках совсем мало. Затишье наблюдается и в нише построения систем лояльности, базирующихся на функционале CRM. Возможно, это обусловлено тем, что всплеск интереса к подобным решениям  пришелся на 2007-2008 гг., и к моменту начала кризиса большинство заинтересованных торговых компаний уже их внедрило. Например, буквально в конце 2008 года завершилось внедрение Oracle Siebel Loyalty в компании "М.Видео".

Проекты по внедрению CRM в российской рознице, 2009

Ритейлер Формат CRM-система ИТ-поставщик Сроки завершения проекта Кол-во АРМ / магазинов Особенности и результаты
Макиавелли Сеть бутиков "1С:Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM)" на платформе "1С:Предприятие 8". 1С-Рарус Август 2009 50 АРМ Создана CRM-система с функциями оперативного и управленческого учета для контроля розничной торговли. Автоматизирована система начисления скидок и бонусов
Сушимания Сеть магазинов по доставки суши "1C:CRM Проф" на платформе "1С:Предприятие 8". 1С-Рарус Июль 2009 н/д Автоматизирована работа административного подразделения (прием заказов, ведение первичной отчетности) и финансовой службы. Обеспечен контроль товарооборота и затрат сырья. Разработана возможность анализа предпочтений клиентов и динамики заказов по времени
ДугласРиволи Сеть магазинов парфюмерии и косметики Система для управления лояльностью Manzana Loyalty на базе Microsoft Dynamics CRM Manzana Group Март 2009 н/д Система позволила консолидировать в единой базе информацию обо всех клиентах сети и их покупках. Для сотрудников центрального офиса настроен ряд готовых OLAP-отчетов, позволяющих строить эффективный маркетинг

Источник: CNews Analytics, 2010

С другой стороны, кризис несколько сместил фокус внимания ритейлеров: на смену "битве за клиента" пришла "борьба за выживание". При этом нельзя забывать о том, что выжить розничной компании помогут именно лояльные клиенты. Директор по развитию бизнеса компании Sputnik Labs Ольга Рубцова считает, что основная задача при реализации программ лояльности – научиться извлекать из полученных знаний о клиентах дополнительную прибыль. Только грамотное использование инструментария CRM-технологий приведет к получению максимального результата.

Однако примеры опыта крупнейших зарубежных ритейлеров демонстрируют, что ключ к их успеху лежит не только в наличии системы, но и в ее активном использовании для принятия управленческих решений.

Элеонора Ершова/CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS