|
|
Онлайн-магазины хотя и ощутили кризис, но пострадали от него пока, вроде бы, меньше, чем традиционные игроки. Последние, в свою очередь, заинтересовались интернетом и активизировали присутствие в Сети.
В начале 2008 года банк Cetelem, входящий во французскую финансовую группу BNP Paribas, предрекал российскому рынку интернет-торговли головокружительный рост на 317% к 2010 году. По данным исследования "Интернет-торговля в Европе", организованного этим банком, в 2006 году в России через интернет было продано товаров на 5,3 млрд евро (6,65 млрд долл.). Чаще всего через сеть покупали мобильные телефоны, книги, авиабилеты и товары для отдыха. В 2009 году к этому перечню должны были добавиться мебель, товары для ремонта, продукты и даже автомобили. По другим данным - Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) - российский рынок продаж через интернет в 2006 году составлял 6,08 млрд долл. (4,8 млрдевро), а в 2007 году увеличился до 7,9 млрд долл. (5,8 млрд евро).
Разные оценки динамики интернет-торговли в России, 2006-2010 (прогноз)
Источник: CNews Analytics, 2009
В сентябре 2009 года результаты исследования российского рынка интернет-торговли обнародовали аналитики "Альфа-банка". По их оценкам, в 2008 году россияне совершили интернет-покупки на общую сумму 6 млрд долл. По итогам 2009 г. объем рынка интернет-покупок составит, предположительно, чуть более 8 млрд долл., а в 2010 г. превысит отметку в 11 млрд долл. Основным драйвером роста станет покупка через интернет железнодорожных и авиабилетов.
Кризис 2009 года не мог не сказаться на рынке интернет-торговли, но, по мнению аналитиков, онлайн-магазины пострадали меньше, чем традиционный ритейл. Причин для этого несколько: и меньшая зависимость игроков от кредитов, и навыки работы на постоянно меняющемся рынке, и перемещение части потребительского спроса в онлайн. С учетом изменившихся условий рынка, в кризис часть традиционных ритейлеров вышли в Сеть, открыв собственные интернет-представительства. Таким образом, российский рынок онлайн-торговли продолжил свое развитие, однако темпы его снизились. Если, по данным НАУЭТ, начиная с 2003 года, рынок интернет-торговли в секторе B2C рос в среднем на 63% в год, то в 2009 этот рост, по мнению экспертов, замедлится до 30-35%.
По данным Алексея Авдея, руководителя "Яндекс.Маркет", рынок интернет-торговли начал оживать в середине 2009 г. Многие магазины, прикрепленные к крупным розничным сетям, по мнению Антона Никольского, исполнительного директора Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), перешагнули за первое полугодие 2009 года планку в 1 млрд руб., средний рост их продаж составил от 60 до 80%.
В конце 2009 года PricewaterhouseCoopers (PwC) представила результаты онлайн-исследования, посвященного особенностям потребительского поведения в области интернет-торговли в России. По данным авторов этого исследования, в онлайне совершают покупки около 45 млн граждан нашей страны. Несмотря на незначительный рост индекса потребительской уверенности в 3 квартале 2009 года, готовность россиян увеличивать свои расходы в ближайшие 12 месяцев остается на низком уровне. В качестве основных статей экономии российские граждане отмечают снижение затрат на путешествия, развлечения и приобретение бытовой техники. На прежнем уровне останутся расходы на продукты питания, косметику и парфюмерию, книги, аудио- и видеопродукцию. Некоторый рост расходов потребителей возможен в сфере товаров для ремонта, а также одежды и обуви. Самым популярным товаром для покупки через интернет, по мнению PricewaterhouseCoopers (PwC), являются книги, затем следуют бытовая техника, компьютеры и программное обеспечение, косметика и парфюмерия.
К аналогичным выводам в сентябре 2009 года пришли и аналитики "Альфа-банка". По их данным, в 2009 году наиболее популярными товарами в сети были книги, программное обеспечение и цифровой контент. Среди преимуществ интернет-покупок наиболее часто назывались возможность покупать товары по низкой цене, легкость выбора, а также возможность доставки в любое удобное время. При этом, по данным исследования, 56% покупок оплачиваются наличными, 31% — посредством электронных платежных систем и только 11% покупателей интернет-магазинов используют пластиковые карты.
Уже в начале 2010 года "RUметрика" опубликовала исследование сектора товаров и услуг в Рунете на основе данных рейтинга "Рамблер ТОП100", поисковой системы Rambler, результатов собственного онлайн-опроса и данных торговых площадок и сторонних исследователей. Согласно этому исследованию, суточная интернет-аудитория сектора "Товары и услуги", состоящего в основном из ресурсов торговых сетей и каталогов товаров, в ноябре 2009 г. составила 2,75 млн человек - это максимальный показатель с ноября 2008 г. Годовой прирост составил 8%, однако по сравнению с показателями декабря 2008 г. – января 2009 г., когда кризис в значительной степени начал влиять на покупательский спрос, прирост составил 48%.
За год численность сайтов сектора "Товары и услуги" выросла больше чем на треть. Одновременно вдвое увеличилось количество запросов интернет-магазинов - до 503 тыс. обращений в месяц. По сравнению с 2008 г., доля совершивших хоть одну покупку через интернет в 2009 г. увеличилось на четверть.
По мнению экспертов, кризис привел к заметным изменениям структуры спроса в интернет-магазинах Рунета. Покупатели все чаще выбирают более дешевые товары, отказываются от частой замены имеющейся у них техники, в частности, мобильных телефонов. Что касается электроники, то если несколько лет назад цены на нее в онлайне были заметно ниже, чем в стандартных магазинах, то сейчас это уже не так, и иногда покупатели отдают предпочтение обычным распродажам. По-прежнему самым ходовым товаром в сети являются книги.
Что покупают в интернете?
Источник: "Альфа-Банк", 2009
Около 80-90% всех покупок в интернете совершается москвичами и жителями Санкт-Петербурга, при этом доля столицы наиболее значительна. Особенно велика разница между Москвой и российскими регионами в сегменте продовольственной онлайн-розницы: в столице продукты через интернет покупает около 25%, а в регионах только 10% жителей. Такое положение вызвано, во многом, наличием в московском регионе нескольких крупных продуктовых интернет-магазинов.
Среди них самый заметный игрок - сеть "Утконос", позволяющая оформить заказ через интернет, а потом получить его с доставкой на дом. 75% всех заказов этой сети приходится на интернет. Оставшиеся 25% - это заказы по телефону и через терминалы, установленные на "точках" сети. ИТ-система "Утконоса" позволяет в момент заказа подтвердить покупателю наличие товара на складе и сразу его зарезервировать. В ассортименте сети 43 000 позиций, в день выполняется больше 13 000 заказов. Учитывая, что средний чек составляет около 3000 руб., годовой оборот "Утконоса" может составлять больше 10 млрд руб.
С 2002 года работает на онлайн-рынке магазин крупного ритейлера "Седьмой континент". По данным компании, в 2007 году в интернет-магазине было совершено более 100 000 покупок, при этом около 44% общего числа заказов оформлено онлайн. В первом полугодии 2008 г. оборот dostavka.7cont.ru составил 139,4 млн руб., а в первом полугодии 2009 г. — 97,4 млн руб., на 30% меньше. Большинство отказавшихся от услуг доставки покупателей не устраивал ассортимент. В июле 2009 г. сеть полностью реструктурировала проект. Если раньше в онлайне были представлены, в основном, дорогие товары, то теперь ассортимент увеличился с 6500 до 11 000 наименований за счет товаров повседневного спроса — молочных продуктов, свежих овощей, мясной продукции. Средневзвешенная торговая наценка была снижена с 45% до 25%. Предполагается, что к концу 2009 года оборот интернет-продаж "Седьмого континента" составит около 2% от общего оборота продаж традиционных магазинов (т. е. около 200 000 млн руб.)
В апреле 2009 г. "Азбука вкуса" открыла интернет-витрину для своих магазинов, с помощью которой можно приобрести около 10 000 видов товаров. Из своего обычного ассортимента через интернет "Азбука вкуса" не продает лишь часть непродуктовых категорий (например, прессу). Руководители проекта рассчитывают в короткие сроки достичь оптимального для жизнеспособности интернет-магазина показателя — 10% от выручки традиционных супермаркетов (в 2008 г. — 10,1 млрд руб.)
В середине октября 2009 года X5 Retail Group N.V., крупнейшая в России по объемам продаж розничная компания, объявила о начале реализации проекта по выводу на российский рынок интернет-торговли собственного бренда. Для этого она заключила соглашение о создании совместного предприятия с владельцами интернет-магазинов www.bolero.ru и www.003.ru, а также создала новую компанию "АйТи Бизнес", в которую были переведены ключевые сотрудники интернет-магазинов. На первом этапе реализации проекта планируется продажа исключительно непродовольственных товаров в Москве и Санкт-Петербурге. В дальнейшем будет расширяться как предлагаемый ассортимент, так и географический охват.
Хорошие результаты деятельности, несмотря на кризис, продемонстрировали вышедшие в сеть розничные сети по торговле электронной и бытовой техникой. Так, на 11,6% в первом полугодии 2009 года выросла чистая розничная выручка "М.Видео". Рост выручки в условиях снижения потребления электроники и бытовой техники в России обусловлен увеличением числа магазинов и ростом оборота продаж через интернет.
Увеличились на 40% по итогам 1-го полугодия 2009 г. и онлайн-продажи ритейлера бытовой техники и электроники "Эльдорадо". Основным фактором роста показателей интернет-продаж "Эльдорадо" представители компании называют запуск во всех регионах присутствия сети услуги "интернет-самовывоз". В рамках этой услуги покупателям предлагается забронировать выбранный товар в удобном для себя магазине и затем забрать его по бланку предварительного заказа. Кроме того, в течение полугода территория действия интернет-цен расширилась с 2 до 150 городов.
Один из крупнейших в России интернет-магазинов, Ozon.ru, занимавший в апреле 2008 года 18 место в списке 25 самых успешных стартапов мира по данным Silicon Alley Insider (SAI), по итогам первой половины 2009 года продемонстрировал рост оборота на 20%. Рост в первом квартале 2009 г. по сравнению с первым кварталом 2008 г. был более значительным - 33%. В тоже время, за весь 2008 г. продажи Ozon.ru выросли на 55%, а в 2007 г. – на 93%. Лидирующими товарами в структуре выручки магазина остаются книги - 39% от общего оборота, на втором месте электроника, фототехника и мобильные телефоны - 28%. Кино на всех видах носителей составляет 13%, доля музыки - 4%. При этом региональные продажи Ozon.ru растут быстрее Москвы и Санкт-Петербурга - на 1 августа 2009 г. число агентств по доставке и выдаче заказов магазина в регионах достигло 26. По итогам 2009 г. в целом Ozon.ru рассчитывает показать 30% роста оборота.
Наталья Рудычева/CNews Analytics