|
|
Структура спроса на информационные технологии в розничном секторе изменилась. Если до кризиса курс был на развитие и расширение, то сейчас всех интересуют эффективные, быстрые и, по возможности, недорогие решения.
В предкризисное время розничные компании росли "как на дрожжах" и активно вкладывали деньги в развитие, в том числе ИТ. Выделялись средства на мощную ERP-систему, хорошую связь, хранилища данных. Но кризис заставил пересмотреть приоритеты. Наибольшим сокращениям подверглись инвестиции в новые проекты и другие статьи развития.
ИТ-подразделения розничных сетей пострадали в разной мере. В некоторых компаниях, по словам экспертов, сокращение ИТ-бюджета достигло 75%. У большинства произошел откат на более дешевое оборудование и технологии.
По словам Андрея Едунова, руководителя службы сопровождения ГК "Снежная Королева", под пересмотр попали все статьи расходов этой компании. Сокращение затрат на информатизацию достигло 30-40%.
Евгений Сизов, руководитель ИТ Управления ГК "Связной", отмечает, в 2009 году, во-первых, были заморожены проекты, которые не давали быстрой отдачи, то есть не окупались в течение 4 месяцев. Во-вторых, в этой сети заморозили проекты, которые не снижали расходы, хотя и давали улучшение в целом. "Инвестиционный бюджет был сокращен на 20-25%. Что касается затратного бюджета, то он не подвергался изменению — тратилось ровно столько, сколько необходимо для поддержания оборота компании", - добавляет Евгений Сизов.
Последствия сокращения бюджетов, по мнению руководителей ИТ-подразделений, пока не ощущаются. Андрей Едунов считает, что они проявятся через год-полтора. Евгений Сизов уверен, что негативные последствия обязательно возникнут в том случае, если решение сократить ИТ-бюджеты в несколько раз принимается в приказном порядке и без оглядки на последствия. По мнению эксперта, когда рассматривается урезание бюджетов, необходимо всегда просчитывать возможные финансовые последствия этого решения. "Например, если снизить уровень сервиса, то клиентов может стать меньше. Следовательно, это уменьшит операционные доходы компании. Ну и, как замкнутый круг, снова приведет к сокращению ИТ-бюджета. То есть это виток спирали, направленный вниз", - убежден Евгений Сизов.
Если говорить о результатах 2009 года как о возможном отражении последствий сокращения ИТ-бюджетов, то картина будет следующей. Планы по внедрению информационных технологий в 2009 году не во всех компаниях были выполнены полностью. Одни компании называют цифру в 50%. Другие – напоминают, что в связи с кризисом планы развития на 2009 год были скорректированы. "Все планы в 2009 году были выполнены, но нужно учесть то, что они были пересмотрены с наступлением кризиса", - отмечает Андрей Едунов. В любом случае, это уже можно считать последствиями, пусть и минимальными.
Однако представители некоторых компаний утверждают, что кризис не особенно повлиял на ИТ-бюджеты и изменение стратегии развития. По словам Елены Милосердовой, руководителя ИТ-отдела "Ив Роше Восток", в целом для компании радикальных мер по сокращению расходов на информационные технологии не было: эта сеть всегда вела жесткий контроль за расходами ИТ. Возможно, причина также в том, что затратные проекты изначально не планировались на текущий период. А крупные проекты по внедрению нового ПО или миграции были завершены до кризиса. Технические проекты, связанные конкретно с инфраструктурой ИТ или сервисным по отношению к основным задачам бизнеса ПО – такие, как миграции на новые версии ОС, продуктов защиты – в "Ив Роше Восток" продолжаются. Был запущен важный для распределенного бизнеса инфраструктурный проект, и он также не был остановлен.
Алексей Викторов, директор департамента информационных технологий ГК "Дикси", также отмечает, что кризис почти не коснулся ИТ-подразделения компании, даже ИТ-стратегия не менялась. "Стратегически мы шли к централизации управления – мы унифицировали основные операции управления, несмотря ни на какой кризис. Сейчас мы централизуем финансы и кадры", - рассказывает Алексей Викторов. До 2007 года эта компания была децентрализована, и поставленные тогда планы за 2 года не изменились. Более того, по словам эксперта, в отношении ИТ-стратегий в "Дикси" термин экономии не используется. "Есть термин эффективности бизнеса, и эта эффективность есть всегда, в любое время. Значит, нам повезло – то, что мы считали эффективной стратегией до кризиса, осталось таковой и во время и после кризиса", - комментирует ситуацию эксперт.
Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент", также считает, что вряд ли стоит однозначно говорить о тенденции к снижению затрат на ИТ –инфраструктуру в розничной торговле в целом. Конечно, значительная часть сравнительно небольших по масштабам бизнеса игроков рынка на фоне негативного влияния кризиса, скорее всего, отложили на более поздние сроки дорогостоящие проекты в сфере автоматизации. Это привело к заметному снижению спроса на ИТ-услуги в целом, соответствующим образом отразившись на статистике. "Вместе с тем, очевидно, что ориентация на максимально возможную оптимизацию бизнес-процессов и сокращение издержек, напротив, мотивировало многие фирмы дополнительным инвестициям в данную сферу", - отмечает эксперт.
Какие ИТ-решения интересны ритейлу сейчас? Общая тенденция, по мнению Евгения Сизова, это желание получать большую отдачу от того, что имелось, и внедрять то, что экономически эффективно. При установке новых технологий в первую очередь оценивается экономический эффект от внедрения и скорость получения результата.
Андрей Едунов также подчеркивает, что основными параметрами выбора ИТ сейчас являются оптимизация затрат, эффективность исполнения и скорость внедрения. Некоторые эксперты считают, что параметры выбора ИТ-систем не изменились. Ведь цена и качество всегда играли роль, равно как и возможность поставщика быстро решить поставленную задачу. Алексей Викторов убежден, что параметры выбора ИТ остались такими же, какими были и до кризиса. "Преимущественно предпочтение, как и раньше, отдается приемлемому соотношению цена/качество. Плюс, конечно, скорость внедрения, что для данной сферы может иметь если не решающее, то, как минимум, весьма существенное значение", - подтверждает Максим Клягин.
Основные статьи расходов сейчас приходятся в первую очередь на операционную деятельность – связь, расходы на печать, ремонт и обслуживание техники. Это необходимые траты, без которых бизнес не сможет существовать, поэтому они в приоритете. К расходным материалам и ремонту Андрей Едунов добавляет модернизацию. Причем, по мнению эксперта, для розницы сейчас предпочтительнее оптимизация складов, оптимизация внутренней логистики и оптимизация торговых площадей.
Евгений Сизов считает, что в первую очередь сейчас важен онлайн-сервис. Это связано с тем, что в посткризисное время – время обострения конкуренции – нужно как можно быстрее принимать управленческие решения. Для этого необходима оперативная, постоянно обновляющаяся информация. Это технологии, которые позволяют наиболее быстро получать информацию с наименьшими расходами. Также, по мнению Евгения Сизова, важен вопрос хранения информации, потому что в любой компании объем хранимой информации за год увеличивается почти в 2 раза. "Поэтому хранению информации уделяют все больше внимания – чтобы в быстром доступе хранилась только свежая и необходимая информация. А старую и ненужную для оперативных действий информацию можно хранить на дешевых носителях", - поясняет эксперт. Виртуализация – еще одна из систем, которая является привлекательной в кризисное и посткризисное время. Она актуальна для тех, кто имеет незагруженные физические серверы – их можно превратить в несколько виртуальных.
"Ив Роше Восток" после кризиса уделяет многократно большее внимание контролю и прозрачности всех расходов на ИТ для финансового руководства компании и группы, начиная от телекома и до условий работы с подрядчиками. "Причем я требую теперь абсолютной ясности и детализации расходов как по внутренним, российским статьям затрат, так и по сервисам, которые мы оплачиваем головной компании", - поясняет Елена Милосердова.
На взгляд аналитиков "Финам", для основной массы игроков рынка приоритетным направлением являются по-прежнему ERP-системы. "Очевидно, что интерес, например, к BI-инструментам временно отошел на второй план или, по крайней мере, реализовать его могут себе позволить только ведущие игроки рынка, не испытывающие дефицита финансовых средств", - комментирует Максим Клягин.
Считается, что по-прежнему на рынке информатизации ритейла в России преобладают зарубежные ИТ-решения. Алексей Викторов отмечает, что выбор российской или зарубежной технологий может зависеть от размера сети. Если в сети не больше 40 магазинов, то для таких масштабов есть отличные российские решения. Для большого бизнеса, как правило, лучше подходят зарубежные продукты.
Ожидается, что несмотря на продолжающуюся экономию, в 2010 году произойдет рост затрат на ИТ, на внедрение новых технологий – особенно во втором полугодии. Как отмечает Андрей Едунов, опираясь на данные бюджета на 2010 год, рост не просто ожидается, но уже пошел. "Но возвращения к широким, докризисным планам, ожидать не стоит", - предупреждает эксперт. Инициативы по-прежнему будут направлены на оптимизацию и экономию.
По мнению Максима Клягина, при условии дальнейшей стабилизации макроэкономической ситуации рынок ритейла, что вполне логично, начнет восстанавливаться одним из первых. По мере улучшения конъюнктуры будут происходить и позитивные изменения в отношении спроса на ИT-услуги, дальнейший рост потребует дополнительных инвестиций в ИT-инфраструктуру. По прогнозам "Финам", положительный тренд проявится уже в среднесрочной перспективе 1-2 лет.
Евгений Сизов предлагает не ждать, пока улучшится экономическая ситуация, а действовать прямо сейчас. "Именно сейчас – лучшее время для внедрения каких-либо перспективных, прорывных технологий, взрывных бизнес-идей. Потому что не факт, что у ваших конкурентов в данный момент хватит времени, денег и сил на подобное", - уверен он.
Наталия Кузнецова
CNews: Какие ИТ остаются востребованы в этой отрасли?
Наталья Илюхина: Остаются востребованы ИТ, автоматизирующие основные бизнес-процессы, формирующие цепочку добавленной стоимости и обеспечивающие на должном уровне оперативную эффективность компании. Это, прежде всего, относится к процессам коммерческой закупки и операционной логистики, автоматизация которых осуществляется предпочтительно на единой платформе. Также повышенное внимание в настоящее время российские торговые сети уделяют развитию универсальных интеграционных ИТ-решений, средств внутреннего мониторинга и web–ориентированных технологий.