версия для печати

ИТ против краж в магазинах: охранники отдыхают

ИТ против краж в магазинах: охранники отдыхают

Российские торговые предприятия традиционно расходуют на обеспечение собственной безопасности около 2-2,5% прибыли. В то же время потери от воровства в отечественных магазинах составляют в среднем 3-6% против 0,5-2% у западных ритейлеров. Установка современных противокражных систем позволяет снизить значение этого показателя на на 50 - 80%.

Переход магазина на систему самообслуживания повышает объемы продаж примерно в 1,5 раза. В то же время, по оценкам западных экспертов, от 0,5% до 2% объема продаж магазина самообслуживания составляют потери от "несанкционированного выноса товаров", а попросту говоря - от воровства. В России такие потери оценивались в среднем в 3-6%, а в ситуации экономического кризиса увеличились, предположительно, до 7-10%. Для продовольственного сектора рынка, как правило, приемлемыми считаются потери на уровне 0,5-1% оборота. Критическим значением, свидетельствующим о серьезных проблемах в сфере безопасности, эксперты называют 5% оборота.

От 10 до 20% этих потерь можно отнести к категории административных – они вызваны ошибками в оформлении документов и сбоями в работе с поставщиками. От 30 до 40% - внутренние потери, связанные с недобросовестностью персонала, и от 30 до 40% - внешние потери - несанкционированный вынос товара покупателями.

Как бороться с кражами

Поскольку кражи товаров посетителями магазина составляют весомую часть всех его потерь, их снижению уделяется пристальное внимание. Наиболее простое решение этой проблемы – установка противокражных систем. В настоящее время существует четыре вида противокражных систем: радиочастотные, акустомагнитные, радиомагнитные, электромагнитные. В состав любой из них входят датчики и метки для нанесения на товар, деактиваторы меток, съемники датчиков и противокражные антенны, реагирующие на попадание в их поле метки или датчика. Противокражные системы могут устанавливаться как на выходе из магазина, так и на каждой кассе и на выходе без покупок. Одновременно кассовая зона оборудуется деактиваторами меток и съемниками жестких датчиков.

Сравнительные характеристики противокражных технологий

Технология / основные производители Коэффи- циент
срабаты- вания, %
Помехо-
устойчивость
Макс. ширина контро-лируемого прохода, см Деактивация
защитных
меток
Размер защитных меток, мм Наличие функции металло- детекции Стоимость, руб. за комплект систем Сфера применения Основной недостаток
Акустомагнитная 95 Высокая 240 Контактная и бесконтактная 10x40 да от 39 650 Все сегменты розничной торговли Дороговизна расходных материалов
/ Sensormatic, WG, Gateway
Радиочастотная 85 Низкая 200 Бесконтактная 22х25, 30х30, 40х40 (99% используется как стандарт), 50х50 да от 20 000 Все сегменты за исключением парфюмерии и аптек Невозможность обнаружения защитных этикеток на металлизи- рованных, фольгированных поверхностях товара
/ Gateway, Checkpoint
Nedap,
Crosspoint
Радиомагнитная (совмещение р/ч и э/м) 85 Низкая 80 Бесконтактная 40х40, 50х50 нет от 176 520 Все сегменты розничной торговли Дороговизна системы и узкий проход
/ Gateway 10x50
10x32
Электромагнитная 70 Низкая 80 Контактная 10x32 нет от 132 390 Все сегменты розничной торговли, за исключением одежды Дороговизна системы и узкий проход
/ Gateway, Checkpoint-Meto, BMI 10x50

Источник: "СМ Трэйд", 2010

Лидирующие позиции на российском рынке противокражных систем занимают крупнейшие мировые бренды – американские Sensormatic и Checkpoint-Meto, а также шведская Gateway Security.

Компания Sensormatic производит системы видеонаблюдения, системы контроля доступа и противокражные системы на основе всех технологий. Они могут быть установлены в супер– и гипермаркетах, магазинах одежды, спорттоваров, парфюмерии, бытовой техники, аптеках, хозяйственных магазинах и т.д. Американская компания Checkpoint специализируется на производстве систем видеонаблюдения и радиочастотных противокражных систем. В 1999 году она приобрела германскую компанию Meto AG - производителя электромагнитных и радиочастотных систем. Оборудование этих производителей также ориентировано на торговые предприятия самого широкого профиля. Радиочастотные системы Gateway Security предназначены для использования в бутиках и магазинах одежды. Кроме того, эта шведская компания является единственным производителем систем со встроенным металлодетектором, обнаруживающим товары, упакованные в специальную сумку - Booster Bag.

В российском представительстве американской компании G2 Technology можно приобрести оборудование голландских компаний Nedap и Cross Point. Компания Nedap специализируется на выпуске электронных систем автоматической идентификации, в том числе и радиочастотных противокражных систем. Компания Cross Point производит системы радиочастотной идентификации. Не обошла своим вниманием российский рынок и итальянская компания Syntex, производящая радиочастотные системы. Представлены на рынке и системы российских производителей Odex Pro от "Диал", ARS от "Апостроф-торговые системы", Detex Line, "Штрих-М". Кроме того, как в любой сфере деятельности, существует большой выбор оборудования китайского производства.

Кроме противокражных систем, для предотвращения хищений товаров как со стороны покупателей, так и со стороны персонала, в магазинах используются и другие средства защиты: обзорные зеркала, системы видеонаблюдения в залах и на складе магазина, видеоконтроль кассовых операций, для дорогих товаров, например электроники и компьютеров,  - многоразовые защитные сейферы и системы защиты товара на стеллажах и пр.  

Сколько стоит борьба с кражами?

Российский рынок систем защиты от краж вплоть до 2008 года демонстрировал устойчивый рост в среднем на 25-30% в год, и к началу 2009 года его объем оценивался игроками в 40-45 млн долл. Основными потребителями противокражных систем (более 50%) являются крупные продуктовые сети, магазины одежды, спортивных и детских товаров. Около 25% приходится на магазины косметики и парфюмерии, аптеки, книжные магазины и магазины товаров для дома, 20%  - на магазины электроники, бытовой техники и сотовой связи, а 5% - на небольшие торговые предприятия.

Однако, по сравнению со странами Европы и США, российский рынок противокражных систем пока не слишком велик. Это обусловлено, во-первых, относительно небольшим объемом отечественного рынка розничной торговли, а во-вторых тем, что розничные предприятия Европы и США расходуют на борьбу с потерями около 10% от прибыли, в то время как затраты российских магазинов не превышают 2,5%. Установка систем защиты от краж является одним из наиболее популярных методов борьбы, ведь правильный выбор системы и способа ее эксплуатации, по некоторым оценкам, позволяет снизить потери на 50 - 80%. Кроме того, противокражные системы окупаются в среднем за 6-12 месяцев. Время возврата инвестиций зависит от множества факторов – как от модели выбранной противокражной системы, способа ее установки и условий сервисного обслуживания, так и от ассортимента, и оборота магазина, а также локальной специфики. Кроме того, эффективность противокражной системы напрямую связана с принимаемыми торговым предприятием организационными мерами по борьбе с потерями.

Стоимость минимального комплекта противокражного оборудования для небольшого магазина сегодня составляет около 20 тыс. руб., а средняя цена системы защиты от краж находится в пределах 50-80 тыс. руб. Системы на основе радиочастотной технологии относятся к нижнему, акустомагнитные – к среднему, а электромагнитные и радиомагнитные – к верхнему ценовому сегменту. Однако, оборудование, созданное по одной и той же технологии, может отличаться по цене в 2-3 раза. В каждом конкретном случае цена определяется именем производителя, техническими параметрами оборудования и, во многом, дизайном антенн.

Сравнительная стоимость противокражных систем

Технология

Производитель

Модель

Цена 2-антенной системы, руб

Акустомагнитная Sensormatic Ultra Shield 55 000
Sensormatic Ultra Exit 110 000
Радиочастотная Gateway Spectra 38 000
Gateway Spectra MD (с функцией металлодетектора) 51 000
Электромагнитная Gateway ЕМ 500 135 000
Gateway ЕМ 700 167 000
Радиомагнитная Gateway DualTech 300 175 000

Источник: "СМ Трэйд", 2010

По соотношению цена/качество наиболее эффективными считаются акустомагнитные системы. Однако при выборе решения для конкретного торгового предприятия необходимо учитывать и другие факторы, такие как спектр защищаемого товара, стоимость расходных материалов и деактиваторов меток, качество сервисного обслуживания. Например, снизить затраты на расходные материалы можно, если наклеивать противокражные этикетки не на все группы товаров и даже не на все упаковки товаров в выбранной группе. Маркировать необходимо только дорогостоящие или наиболее расхищаемые товары. К числу последних относятся косметика, алкоголь, аудио-, видеопродукция, а также кофе и мясные деликатесы.

Наталья Рудычева/CNews Analytics

Статья подготовлена при содействии специалистов компании "СМ Трэйд".

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS