|
|
Несмотря на значительное число отечественных производителей на рынке весового оборудования, крупные торговые сети по-прежнему отдают предпочтение иностранцам. Однако финансовый кризис, в результате которого цены на импортные весы выросли приблизительно на 30%, может внести коррективы в сложившуюся ситуацию.
Отечественный рынок весового оборудования начал развиваться в 90-годы прошлого века вместе с приходом в страну крупных западных торговых сетей, изменивших представление россиян о том, какими должны быть современные магазины. Развитие российского рынка ритейла привело к тому, что на смену простым и дешевым механическим весам стали приходить сложные электронные устройства, похожие, скорее, на компьютер. На сегодняшний день в России представлены все ведущие мировые бренды, такие как CAS, DIGI, Mettler Toledo, Bizerba, Ishida. Кроме того, производством электронных весов занимаются и отечественные компании.
Последние несколько лет российский рынок весового оборудования рос вместе со всей отраслью. Темпы роста, по разным оценкам, составляли 15-20%. Однако мировой финансовый кризис, оказавший существенное влияние на развитие российского ритейла в целом, не миновал и поставки весового оборудования.
Несмотря на значительное число российских производителей, предлагающих оборудование по достаточно низким ценам, крупные ритейлеры до самого последнего времени отдавали предпочтение иностранным моделям. Российское оборудование использовалось в небольших магазинах или в прилавочной торговле. Рынок, по данным журнала "Торговое оборудование в России", был распределен между зарубежными производителями следующим образом: около 40% приходилось на долю CAS, 30% - на DIGI, 25% - на Mettler Toledo и 5% - на Bizerba.
Среди российских производителей весового оборудования устойчивые позиции на рынке занимает "Масса-К". Компания ставила перед собой цель разработать и внедрить в производство доступные по цене весы с печатью этикеток, отвечающие всем требованиям покупателей. Считается, что весы производства "Масса-К" не уступают по своим техническим параметрам импортным аналогам и имеют европейский сертификат качества.
Также в число лидеров российских производителей весового оборудования входит "ТВЕС" Тулиновский приборостроительный завод. В настоящее время предприятие выпускает более 24 модификаций и исполнений электронных весов, электронные контрольно-кассовые машины, электронные весо-кассовые комплексы, принтеры штрих-кодов, терминалы сбора данных, цена на которые значительно ниже, чем на импортные аналоги.
Известным игроком на российском рынке весового оборудования является компания "Мера". Ее продукция создается на основе кварцевых тензодатчиков, что, по словам руководства компании, позволяет добиваться при производстве электронных весов существенно лучших точностных характеристик, чем у конкурирующих аналогов.
Около 10 лет занимается производством торгового оборудования компания "Штрих-М". В ее ассортименте имеются и электронные торговые весы, и комплексы этикетирования, и встраиваемые весовые модули. Как заявляет компания, это оборудование "с возможностями дорогих импортных моделей, но по приемлемой цене".
Кроме уже перечисленных, производством весового оборудования в России занимаются компании "ПетВес", "Инкотекс", "Мера-Сервис", "Мехэлектрон" и др.
Как уже упоминалось, до недавнего момента лидирующие позиции на российском рынке весового оборудования занимали иностранцы. Среди них южнокорейская CAS, которая была основана в 1983 году и c тех пор выросла в международную корпорацию, производящую весоизмерительное электронное оборудование для торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других хозяйственных отраслей, а также компоненты весовых систем для национальных производителей весовой техники. CAS предлагает покупателям высококачественное оборудование, в котором используется тензометрический принцип действия, по весьма приемлемым ценам.
Японская группа компаний Teraoka Seiko (торговая марка DIGI), основанная в 1934 г., - пионер в производстве весов с печатью. В настоящий момент Teraoka - лидер рынка весового оборудования в Японии, ее продукция также занимает ведущие позиции на рынках Европы, Азии и Америки. В России весы японской компании продаются с 1999 года. По стоимости они могут конкурировать с южнокорейским оборудованием, поскольку производства компании расположены в развивающихся странах, таких как Китай, Индия и Филиппины.
Корпорация Mettler-Toledo, основанная в 1945 г. в Швейцарии и в настоящее время имеющая производство в Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии, США и Китае, появилась на российском рынке в 80-х годах со своими лабораторными весами. Представительство Mettler-Toledo в СНГ существует с 1996 года. Компания предлагает высококачественное оборудование, однако его цена выше, чем у таких конкурентов как CAS и Teraoka.
Элитой современного весоизмерительного оборудования называют свою продукцию представители немецкой компании Bizerba. Это единственный в России бренд, оборудование которого полностью изготавливается в Германии, и самая престижная марка весового торгового оборудования, наличие которой показывает высокое внимание магазина к своему имиджу. Весы Bizerba относятся к высокой ценовой категории.
Также на отечественный рынок поставляются торговые весы марок Bolet (Израиль), A&D и Ishida (Япония), Acom (Южная Корея).
Выбор весового оборудования, как и любой другой техники, осуществляется, исходя из потребностей и возможностей того или иного торгового предприятия. Однако существует целый ряд показателей, которые необходимо учитывать.
Во-первых, диапазон и точность взвешивания. В розничной торговле в основном используются весы третьего класса точности, а это означает, что все измерения такими весами производятся с погрешностью не менее 0,1%. Предел взвешивания торговых весов бывает 6, 15 и 30 кг. Кроме того, существуют двухинтервальные весы, у которых величина погрешности взвешивания зависит от того, в каком диапазоне находится вес измеряемого товара.
Немаловажное значение имеет наглядность показаний измерений, которая определяется качеством дисплеев. В торговых весах используют три типа дисплеев: жидкокристаллические, светодиодные и вакуумно-флуоресцентные. Светодиодные дисплеи бывают 7- и 16-сегментными с жестко фиксированными знакоместами, отличаются высокой контрастностью и яркостью свечения, но проигрывают жидкокристаллическим и вакуумно-флуоресцентным по всем остальным характеристикам.
Сравнительные характеристики весового оборудования
Производитель | Модель | Диапазон взвешивания | Точность | Дополнительные опции | Сфера применения | ||||
память стоимости товаров | печать этикеток | совместимость с другими устройствами | тип дисплея для покупателя | наличие функции touchscreen | |||||
Штрих М | Штрих-ПРИНТ 4.5 | 6, 15 | 1/2; 2/5 | 5500 | да | Ethernet, RS232 | матричный ЖК | нет | супермаркет, цех упаковки, склад |
CAS | CAS CL5000 JR | 6, 15, 30 | 1/2; 2/5; 5/9 | 6000 | да | Ethernet, RS232, Wireless 802.11b/g | матричный ЖК | нет | супермаркет, цех упаковки, склад |
Acom | Acom NETS-15 TCP/IP | 6, 15, 30 | 1/2; 2/5; 5/10 | 4000 | да | Ethernet, RS232 | ЖК сегментированнный | нет | супермаркет, цех упаковки, склад |
DIGI | SM-300 | 6, 15, 30 | 1/2; 2/5; 5/11 | 8000 | да | Ethernet, RS232, Wireless 802.11b/g | матричный ЖК | нет | супермаркет, цех упаковки, склад |
Mettler Toledo | Tiger P 3600 | 6, 15, 30 | 1/2; 2/5; 5/12 | 7800 | да | Ethernet, RS232 | ЖК сегментированнный | нет | супермаркет, цех упаковки, склад |
Bizerba | BC II 800 | 6, 15, 30 | 1/2; 2/5; 5/13 | 6000 | да | Ethernet, RS232, Wireless 802.11b/g | матричный ЖК | нет | супермаркет, цех упаковки, склад |
Источник: "Сервис Плюс", 2010
Жидкокристаллические (ЖК) и вакуумно-флуоресцентные дисплеи бывают точечными или матричными, что позволяет выводить на экран любые буквенно-цифровые символы или организовать бегущую строку. Кроме того, ЖК дисплеи отличаются малым энергопотреблением, что позволяет использовать в качестве источников питания весов батарейки. С другой стороны, ЖК дисплеи малоконтрастны и обеспечивают небольшой угол обзора. Основными преимуществами вакуумно-флуоресцентных дисплеев являются яркость и насыщенность цветов, работа в широчайшем температурном диапазоне и долгий срок службы.
В магазинах Европы и США все большее распространение получает весовое оборудование с touchscreen-дисплеями. Информация о товарах в таких весах отображается непосредственно на дисплее, и покупатель или продавец выбирают необходимое наименование, прикасаясь к нему. Кроме того, технические возможности дисплея позволяют показывать рекламу в то время, когда покупатель взвешивает товар.
В современном магазине весы становятся частью информационной системы, поэтому они должны иметь возможность интеграции в информационную сеть торгового предприятия. Современные торговые весы оснащаются встроенной сетевой картой с возможностью поддержки протоколов TCP/IP. Кроме того, подавляющее число представленных на рынке моделей имеет возможность подключения в сеть через последовательный порт RS-232C. Особенность сети, базирующейся на данном интерфейсе, состоит в том, что персональный компьютер может принимать данные, поступающие одновременно ото всех присоединенных к нему весов. Однако передача данных может осуществляться только по одному каналу.
Альтернативой RS-232 является Ethernet-подключение, которое обеспечивает высокую скорость передачи данных. Кроме того, все большее распространение получает технология Wireless. Ее достоинствами являются отсутствие необходимости прокладки систем коммуникации, а также высокая скорость передачи данных на уровне локальной сети.
В супермаркетах широко используются торговые весы со встроенным или внешним принтером самоклеящихся этикеток. Принтер должен распечатывать этикетку с указанием названия товара, массы, цены и стоимости, штрихкодом, а также другой необходимой информацией. Скорость печати принтеров, установленных на весах, составляет от 25 до 100 мм/сек и выше. Размер этикетки может быть выбран пользователем из нескольких стандартных форматов различной длины.
Электронные торговые весы могут самостоятельно рассчитывать стоимость взвешиваемых товаров при заданной цене, суммировать ее и вычислять сдачу. Кроме того, функциональность весов зависит от их клавиатуры - чем больше на ней клавиш, тем большее число товаров можно сохранить для прямого вызова.
Некоторые весы обладают возможностью автономной работы, что немаловажно при выездной торговле или отсутствии электричества. Это могут быть модели как с аккумулятором, так и работающие на батарейках. При этом необходимо учитывать уровень энергопотребления оборудования. При выборе моделей для продажи свежих и мороженых мясных и рыбных продуктов большое значение имеет влагонепроницаемость весов.
И, конечно, покупая весовое оборудование, надо ориентироваться не только на функциональные возможности, производителя, стоимость, качество и место сборки самих весов, но и на последующую техническую поддержку производителя, наличие реального склада запчастей, возможность проведения оперативного и качественного гарантийного и послегарантийного ремонта, а также стоимость владения оборудованием.
Наталья Рудычева/CNews Analytics