|
|
CNews: Какие тенденции информатизации российских торговых сетей вы можете отметить в числе ключевых в 2008-2009 г.?
Сергей Адмиральский: Основная забота российских торговых сетей за прошедший год (по крайней мере в fashion-сегменте) - борьба за ликвидность, снижение затрат через достижение операционного совершенства, в том числе и путем автоматизации процессов.
Меньшим стал «размах» проектов, более точным - выбор целей, еще внимательнее компании относятся к динамичному ценообразованию (для сетей этот процесс отлично автоматизируется) и управлению лояльностью. Происходит оптимизация товарного запаса, более качественно ведется управление ассортиментом. Все чаще сети вынужденно идут на уменьшение глубины ассортимента, стараясь при этом не допустить сужения ценового предложения - эта задача также хорошо решается с помощью средств автоматизации.
CNews: Варьируется ли ситуация с сокращением ИТ-бюджетов у российских торговых сетей в зависимости от их масштабов и «продуктового профиля»? Какие типы розничных сетей оказались в наилучших/наихудших условиях с точки зрения возможности тратить средства на информатизацию, на ваш взгляд?
Сергей Адмиральский: Толстой писал, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а все несчастные - несчастны по-своему. Судя по выступлениям коллег на различных конференциях, действительность опровергает классика: на сокращение бюджета все жалуются одними и теми же словами. На мой взгляд, крупным сетям должно быть немного легче: там лучше работает «эффект масштаба».
В борьбе за ликвидность важна высокая оборачиваемость, поэтому в несколько более выгодном положении оказались сети, торгующие предметами первой необходимости - спрос на них не так эластичен, как, например, на ювелирные изделия, поэтому денежные потоки более предсказуемы. Деньги на ИТ берутся не из воздуха: у fashion-сетей основные средства заморозились в товарных запасах, и ИТ-бюджет чаще формируется там по абсолютно остаточному принципу. Иными словами, все по необходимости выделяют деньги на операционные ИТ, но не на проекты. Деньги на ИТ-развитие выделяются главным образом там, где этот вопрос становится вопросом выживания.
CNews: Аналитики отмечают существенное посткризисное сокращение спроса на «железо» со стороны розничных компаний. Как соотносятся в настоящее время затраты вашей компании на АО и ПО?
Сергей Адмиральский: Счастлив тот ИТ-директор, у которого во время кризиса не наступил срок нормативной замены сложного инфраструктурного оборудования, серверов и систем хранения данных. Нам в этом вопросе повезло. Кризис удлинил сроки эксплуатации, соответственно, затраты на приобретение основных средств сведены к минимуму. Так, в нашей компании совокупные затраты на ИТ-оборудование и связанные с ним расходные материалы уже весной 2009 года снизились до четверти от затрат «мирного» времени. Уровень вложений в ПО также пересмотрен: от чего-то мы отказались, по некоторым системам снизили расходы на поддержку. Везде, где можно было, мы перешли к модели SaaS, наиболее удачно (т.е. выгодно) это получилось с корпоративными лицензиями Микрософт.
CNews: Как была скорректирована ИТ-стратегия компании «Адамас» на фоне кризиса? От каких проектов пришлось отказаться, решение каких ИТ-задач не было отложено – несмотря на сложную экономическую ситуацию?
Сергей Адмиральский: Существенной коррекции ИТ-стратегии компании не произошло - на то она и стратегия. Зато был сокращен бюджет стратегической программы приоритетных ИТ-проектов. Программа содержала пять проектов - разработка новой версии производственной учетной системы, автоматизация управления ассортиментом и прогнозирование в рознице, корпоративное хранилище фактов и BI-система на платформе Cognos, электронный документооборот и система дистанционного обучения. Было принято нелегкое решение продолжить финансирование только по проекту создания корпоративного хранилища и BI-системы, напрямую работающей на обеспечение достоверной и актуальной информации для принятия решений. Остальные проекты были заморожены как не обещающие быстрой финансовой отдачи.
CNews: Какие ИТ-проекты 2009 года вы можете отметить в числе наиболее значимых для вашей компании? Каких результатов удалось добиться в результате их реализации?
Сергей Адмиральский: Несмотря на проблемы с финансированием, мы работали в 2009 году по нескольким проектам. Наиболее значимым мне представляется создание централизованного корпоративного хранилища фактов о деятельности компании, в котором на сегодня объединены взаимосвязанные данные из всех используемых информационных систем. Полтора года назад мы поставили перед собой довольно амбициозную задачу - изменить парадигму сотрудников компании по отношению к данным, используемым на разных уровнях для принятия решений. На старте проекта мы имели типичную для многих предприятий ситуацию с несогласованной обработкой данных в различных комбинациях офисных программ, отсутствие одинаково толкуемой модели метаданных и множественность алгоритмов вычисления показателей деятельности. Сегодня у нас есть единая своевременно пополняемая «версия правды», а привычные офисные инструменты все больше используются не для хранения и обработки данных, а для визуализации результатов в помощь при принятии решений.
CNews: Каковы ключевые задачи информатизации бизнес-процессов «Адамас» выйдут на первый план в 2010 г.?
Сергей Адмиральский: Считается, что бизнес готов платить ИТ в основном за помощь менеджменту в распределении активов и снижении затрат - будем помогать и дальше. Если будут деньги на развитие, постараемся потратить их с максимальной пользой для компании в соответствии со стратегической программой приоритетных ИТ-проектов. Если денег на развитие не будет, то продолжим совершенствовать операционную деятельность. Больше внимания будет уделено «свободному» ПО: у нас уже есть успешный опыт внедрения CRM-системы, на очереди розничный портал и электронный архив.
CNews: Спасибо.