|
|
CNews: Какие приоритетные задачи ставятся сегодня ритейлерами перед ИТ?
Наталья Илюхина: Несмотря на кризис, развитие торговых сетей продолжается. Заметна активность наиболее сильных игроков на рынке слияний и поглощений. В связи с этим перед ИТ возникает задача объединения разнородных ИТ-инфраструктур в единое корпоративное пространство, использование масштабируемых ИТ-решений, способных справиться с возрастающим потоком бизнес-данных, а также достаточно гибких для адаптации под изменяющиеся требования бизнеса.
Большинство крупных торговых сетей уже решили вопрос с центральной ERP-системой, и для них на первый план выходят задачи повышения эффективности: отчетность и анализ, стратегическое планирование, оптимизация выкладки товара на полках, автоматический расчет цен, управление ассортиментом.
CNews: Как кризис повлиял на бизнес и, в частности, на ИТ-бюджеты российских торговых сетей, по вашим наблюдениям? Насколько заметны за последний год сокращения ИТ-расходов торговых компаний?
Наталья Илюхина: В целом компании российского ритейла стали более избирательно относиться к ИТ-расходам. Наиболее стойкие продолжают выполнять утвержденные до кризиса стратегические планы развития ИТ, пытаясь максимально оптимизировать расходы на это развитие. В большей степени сокращение коснулось новых ИТ-инициатив, требующих капитальных вложений. Бизнес стал пристальнее анализировать необходимость, целесообразность и обоснованность новых ИТ, больше внимания уделяется анализу рисков. Отрицательным результатом этого процесса является замедление динамики развития ИТ в рознице, положительный эффект – силы ИТ будут сконцентрированы на решении наиболее востребованных и приносящих реальный эффект от автоматизации задачах.
В зависимости от специализации торговых сетей кризис по-разному повлиял на их доходы и, следовательно, на объем и распределение ИТ-бюджетов. Торговые сети, специализирующиеся, например, на продаже товаров бытовой техники и электроники, заметнее сократили свои ИТ-бюджеты, чем продуктовые торговые сети. В ряде компаний заморожены новые проекты внедрения ИТ, переносятся на более позднюю перспективу сроки закупки нового или обновления существующего аппаратного обеспечения.
CNews: Какие ИТ остаются востребованы в этой отрасли?
Наталья Илюхина: Остаются востребованы ИТ, автоматизирующие основные бизнес-процессы, формирующие цепочку добавленной стоимости и обеспечивающие на должном уровне оперативную эффективность компании. Это, прежде всего, относится к процессам коммерческой закупки и операционной логистики, автоматизация которых осуществляется предпочтительно на единой платформе. Также повышенное внимание в настоящее время российские торговые сети уделяют развитию универсальных интеграционных ИТ-решений, средств внутреннего мониторинга и web–ориентированных технологий.
CNews: Как в целом изменились подходы к развитию и сопровождению систем – из вашей практики?
Наталья Илюхина: В условиях сложной экономической ситуации ритейловые компании больше внимания уделяют развитию и сопровождению ИТ собственными силами, и по этой причине берут в штат дорогостоящих и высококвалифицированных специалистов. Внешний консалтинг чаще привлекается для развития новых ИТ и с целью снижения рисков. В таких проектах эффективен поэтапный подход к внедрению с использованием пилотных зон. В частности, мы обладаем большим опытом такого «точечного» консалтинга как в сфере стандартных решений на базе SAP, так и в области разработок. При этом, соотношение внутренних и внешних консультантов определяется рядом факторов, включая размер бюджета проекта, подходом к организации сопровождения системы после ее ввода в эксплуатацию, планами последующего развития системы.
CNews: На фоне консолидационных и других реорганизационных процессов в отрасли – как можно минимизировать проблемы, связанные с уже начатыми проектами внедрения ИС?
Наталья Илюхина: Слияния и поглощения приводят, в большинстве случаев, к необходимости унифицировать бизнес-процессы и ставят перед ИТ задачи интеграции разнородных решений. Это всегда сложные задачи. Для минимизации рисков ИТ необходимо прежде всего договориться на уровне владельцев бизнес-процессов, актуализировать и донести до ИТ новые требования. В зависимости от масштаба необходимых изменений может потребоваться и отдельный проект по реорганизации бизнес-процессов, в команду которого необходимо включить как представителей бизнеса, так и ИТ. В Уставе проекта внедрения ИС должны быть предусмотрены соответствующие процедуры управления изменениями и рисками; в состав проектных групп должны быть включены соответствующие менеджеры и эксперты, которые в ходе проекта должны контролировать изменения и риски бизнес-процессов и обеспечивать своевременное внесение соответствующих изменений в проект внедрения. В таком случае все изменения (за исключением, конечно, форс-мажора) в проекте становятся управляемыми, и обеспечивается митигация рисков.
CNews: Среди ваших клиентов крупные розничные сети. Расскажите, каким образом происходит запуск масштабных проектов внедрения автоматизированных систем в эксплуатацию? Какие могут быть рекомендации?
Наталья Илюхина: Запуск системы в эксплуатацию - критически важная фаза проекта внедрения ИС, по результатам которой оценивается успешность всего проекта в целом. Чтобы снизить риски необходимо своевременно разработать концепцию и план перехода в эксплуатацию, подробно расписать действия всех участников этого процесса. Очень важно постоянно отслеживать сроки выполнения работ и оперативно влиять на ход их выполнения. С целью снижения рисков для бизнеса план перехода может быть разбит на отдельные этапы. По завершению каждого этапа оценивается его успешность и принимается решение либо вернуться на предыдущий этап, либо перейти к следующему.
CNews: Какие наиболее масштабные и интересные проекты были реализованы вами в рознице за последнее время?
Наталья Илюхина: Одним из первых наших проектов в области ритейла стала автоматизация бизнеса компании «Техносила». За год на базе SAP for Retail нами, совместно с внутренней командой «Техносилы», была построена комплексная информационная система управления ресурсами торговой сети. Реализация проекта проходила в условиях активной региональной экспансии «Техносилы», поэтому руководство компании было особенно заинтересовано в скорейшем запуске системы в эксплуатацию. В этом проекте нами был впервые применен подход одновременного развертывания системы управления финансами и логистикой на базе SAP for Retail и системы анализа данных о продажах на базе решения SAP POS Data Management. К слову, проект внедрения SAP POS Data Management стал одним из первых подобных проектов в России. Решение охватило основные бизнес-процессы «Техносилы», связанные с закупками и сбытом, учетом товародвижения, а также финансовым и управленческим учетом.
Нашим крупнейшим проектом в этой области стал проект внедрения SAP for Retail в X5 Retail Group. В условиях увеличения объемов бизнеса, действующие информационные системы перестали удовлетворять требованиям розничной сети, в связи с чем было принято решение о внедрении решения SAP for Retail. Перед нами была поставлена задача автоматизировать в системе ценообразование, управление ассортиментом, логистикой пополнения запасов, финансами (учет товародвижения, взаиморасчеты с поставщиками). В настоящее время мы продолжаем работу над проектом в соответствии с установленными сроками.
CNews: Спасибо.