|
|
CNews: Какое влияние оказал финансовый кризис на развитие российского ритейла в целом и на ИТ-бюджеты российских торговых предприятий в частности? Какие статьи ИТ-расходов подверглись корректировке в наибольшей степени: расходы на оборудование, на ПО или на ИТ-услуги?
Елена Шатохина: Отечественный ритейл, в целом, продолжает медленно развиваться, несмотря на то, что кризис оказывает на него сильное давление, и части игроков приходится тяжело. Торговые компании, вне зависимости от их размера, экономят на ИТ-бюджетах, причем значительной корректировке в сторону уменьшения подверглась часть, относящаяся к приобретению нового или обновлению старого программного обеспечения. Расходы на компьютерное оборудование или на услуги по сопровождению и консалтингу сократились не столь значительно, так как жизнь не стоит на месте – бизнес-процессы меняются, техника устаревает, а вот радикальных изменений в ИТ ритейл старается избежать.
CNews: Привели ли финансовые сложности к пересмотру приоритетов российских торговых предприятий в области ИТ? Интерес к каким ИТ-решениям, на ваш взгляд, уже появился или появится в ближайшее время?
Елена Шатохина: Мы видим, что часть крупных игроков российского ритейла, ранее отдававшие предпочтение приобретению западных программных продуктов, пересмотрели свои приоритеты из-за дороговизны таких решений. Сейчас значительно возрос интерес к отечественным разработкам, однако клиенты весьма разборчиво подходят к выбору системы, учитывая затраты не только на покупку и внедрение, но и на последующее сопровождение и возможные дополнительные разработки. Весьма показательна тенденция отказа от «лоскутной» автоматизации и переход к комплексным информационным системам, предлагающим, как минимум, автоматизацию всех нюансов в цепочке «закупки/производство – офис/склад – продажи (опт и розница)».
CNews: Насколько готовы российские розничные сети к внедрению инноваций на своем рынке? Какие инновации, по вашему мнению, могут быть полезны ритейлу уже сегодня? Через несколько лет?
Елена Шатохина: Пожалуй, можно говорить о том, что сам рынок толкает ритейлеров к внедрению инноваций в своем бизнесе, причем это касается как стратегии, так и тактики. Как пример можно привести тенденцию выхода среднего бизнеса из крупных городов-миллионников в регионы. Рост оперативных расходов на ведение бизнеса подталкивает ритейлеров к созданию региональных сетей из собственных либо партнерских торговых точек или магазинов-франчайзи. При этом резко падает управляемость и прозрачность бизнеса – и встает необходимость использования специализированной, распределенной торговой системы! Пример тактической реализации инноваций – использование терминалов сбора данных (ТСД) в шоурумах для оптимизации процесса закупок оптовыми покупателями.
CNews: Насколько различаются ИТ-стратегии российских торговых предприятий по сравнению с западными, на ваш взгляд? Есть ли успешные примеры внедрения отечественных решений иностранными ритейлерами? Насколько западные ИТ-решения адаптированы под особенности российского рынка?
Елена Шатохина: Сложно говорить о стратегических различиях в ИТ западных и российских ритейлеров, однако опыт длительной адаптации западных программных продуктов к российским реалиям показывает наличие определенной проблемы. Не секрет, что внесение изменений в западные продукты сопряжено с трудностями – либо команда иностранных разработчиков с трудом корректирует свою систему под российскую специфику, либо команда отечественных локализаторов имеет крайне высокие ограничения по изменению западного ПО.
CNews: Предлагаемые вашей компанией программные продукты под брендом «RS-Balance» работают в России более 10 лет. Какие существенные изменения, связанные с поступательным развитием российского рынка ритейла, вам приходилось вносить в нее? Какие специфические для российского потребителя функции существуют в ПО?
Елена Шатохина: За 10 лет мы дважды серьезно модифицировали платформу RS-Balance. Это было и технологическое продвижение вперед, и изменение в подходе к автоматизации постоянно совершенствующихся бизнес-процессов в ритейле. В системе реализована трехуровневая архитектура, поддержка территориально-распределенной сети, совместимость с самыми последними моделями торгового оборудования. Российская специфика также нашла отражение в системе – это и поддержка групп компаний/холдингов, и различные виды учета с взаимным оказанием услуг, и бонусы физическим лицам, и многое другое.
CNews: Как различается предложение предлагаемое вами программное обеспечение для розничных сетей федерального масштаба и небольших торговых предприятий различного профиля?
Елена Шатохина: Технически и функционально RS-Balance подходит и розничным сетям, и отдельным торговым точкам. Однако для мелкого и среднего бизнеса мы выделили специализированные версии программного продукта, которые значительно дешевле по стоимости, но функционально уступают максимальной версии лишь незначительно, что оставляет клиенту запас для роста без приобретения нового ПО – достаточно лишь донастроить неактивированный функционал.
CNews: Изменилась ли стратегия компании R-Style Softlab в связи с экономическим кризисом?
Елена Шатохина: Кризис дал понять, что сейчас клиент не готов инвестировать в долгосрочные проекты по автоматизации, ему требуется программный продукт, который поможет в развитии бизнеса именно сейчас и именно в требуемой сфере деятельности. Корректировки стратегии R-Style Softlab дали зеленый свет выходу на рынок узкоспециализированных версий RS-Balance для таких направлений, как одежда, обувь и аксессуары; строительные и отделочные материалы; компьютеры; комплектующие и бытовая техника; продукты и бытовая химия; подарки, сувениры и канцелярия.
CNews: Какие наиболее масштабные и интересные проекты велись R-Style Softlab в розничной торговле в 2009 году?
Елена Шатохина: В прошедшем году можно отметить активизацию бизнеса, и, соответственно, увеличение числа клиентов в сфере Fashion-индустрии (одежда, обувь и аксессуары). Это типичные для настоящего момента проекты: бизнес клиента включает собственное производство, зарубежные закупки, склад средних размеров, 50-100 оптовых покупателей, сеть розничных магазинов в разных городах России, высокие требования к управленческой отчетности. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные проекты включают все аспекты автоматизации, непросты в реализации и очень интересны с точки зрения ИТ-профессионалов.
CNews: Какую долю выручки вашей компании составляют услуги? Каковы ваши прогнозы по дальнейшему изменению этого показателя?
Елена Шатохина: Стоит разделить учет показателя «услуг» для крупного и среднего/мелкого бизнеса. В первом случае он значительно выше за счет масштаба бизнеса клиента, а во втором стремится к сокращению, так как клиент тяготеет к «коробочным» решениям. Наша компания нацелена на увеличение этого показателя для обоих случаев за счет предоставления услуг по обучению ИТ-профессионалов и обычных пользователей - наших клиентов в собственном учебном центре.
CNews: Как вы видите перспективы ИТ-индустрии в России в ближайшем будущем? Каких изменений ждете на рынке информатизации розницы? Каковы планы вашей компании на этом рынке?
Елена Шатохина: Сфера ИТ-услуг следует в кильватере за теми сегментами реального бизнеса, которые получают в настоящее время толчок в развитии. Последние отраслевые выставки показывают, что отечественный ритейл, в целом, не слишком сильно пострадал от экономического кризиса, и задача нашей компании – внимательно отслеживать вектор его движения.
CNews: Спасибо.