|
|
CNews: Как кризис повлиял на ИТ-бюджеты российских торговых сетей? Какое влияние оказало изменение ИТ-бюджетов на развитие «1С-Рарус»?
Александр Заржецкий: Кризис, действительно, стал причиной пересмотра ИТ-бюджетов российских торговых компаний в сторону сокращения. Но, на мой взгляд, этот процесс затронул не всех. Одни решили оптимизировать свои затраты именно таким образом, другие продолжали развиваться, в том числе, и в направлении информатизации бизнеса, и их ИТ-бюджеты не были сокращены.
Что касается «1С-Рарус», то сокращение ИТ-бюджетов торговых компаний сыграло для нас, скорее, положительную роль по нескольким причинам. Во-первых, наша компания всегда позиционировала себя как поставщик решений с наилучшим соотношением цена-качество. В условиях сокращения ИТ-бюджетов именно этот показатель становится ключевым для заказчика. В начале этого года мы заключили несколько контрактов, которые стали результатом сокращения ИТ-бюджетов – компании планировали внедрение дорогостоящего программного обеспечения, но в связи с кризисом обратили внимание на недорогой, качественный отечественный софт, который по многим параметрам не уступает западным аналогам, и даже превосходит их.
Во-вторых, иногда сокращение ИТ-бюджетов влекло за собой сокращение затрат на сопровождение, обслуживание торговых предприятий, торговых сетей собственными силами. Эти работы были отданы на аутсорсинг. Ответ на вопрос о том, что дешевле - использование собственных ресурсов или аутсорсинга, не всегда однозначный: часто невыгодно отдавать на сопровождение один маленький магазинчик. Но если компания имеет крупную сеть магазинов в различных регионах страны и ориентирована на централизованную ИТ-поддержку, то передача этих работ на аутсорсинг, как правило, способствует сокращению затрат.
CNews: Насколько заметны оказались сокращения ИТ-расходов торговых компаний – из вашей практики?
Александр Заржецкий: Я думаю, к этому вопросу необходимо подойти иначе. Бюджет любой компании, в том числе и ИТ-бюджет, делится на операционный и инвестиционный. Насколько мне известно, как правило, операционный ИТ-бюджет составляет менее 1% от маржинальной прибыли (торговой наценки) компании, в то время как фонд заработной платы, например, приближается к 20%. Сокращение операционного ИТ-бюджета даже в 2 раза не слишком ощутимо для компании. Возможно, именно поэтому кардинально сокращали операционный ИТ-бюджет немногие компании, только в том случае, если до кризиса он был непомерно «раздут». Зато значительное сокращение инвестиционных ИТ-бюджетов (вплоть до секвестирования на 100%) – достаточно распространенная практика. То есть компании все это время продолжали поддерживать имеющуюся ИТ-инфраструктуру, часто отказываясь от планов дорогостоящего развития. Да и сокращение инвестиционных ИТ-бюджетов в основном имело место с декабря 2008 по сентябрь-октябрь 2009 года. Уже в октябре-ноябре прошлого года многие торговые компании вернулись к развитию своих информационных систем.
Я затрудняюсь назвать конкретную цифру сокращения ИТ-бюджетов в отрасли. Думаю, этот процесс протекал очень индивидуально. Были компании, которые и до кризиса находились не в самом лучшем положении и не были ориентированы на внедрение ИТ. Но в целом розничная торговля пережила кризис относительно спокойно. Множество предприятий в этот период даже увеличило свои обороты, некоторые компании повысили свою рентабельность. В результате, проведя на начальном этапе необходимые преобразования, на настоящий момент чувствуют себя лучше, чем до кризиса.
Сокращение инвестиционного ИТ-бюджета, чаще всего, происходило в рамках секвестирования всех инвестиционных бюджетов компании. Например, вместо запланированного ранее открытия 10 магазинов в течение 2009 года компания открыла всего два: конечно это привело и к сокращению ИТ-бюджета в том числе.
CNews: Какие перспективные направления в области автоматизации розницы вы можете отметить? Были ли внедрения инновационных технологий в этом секторе в 2009 году – несмотря на экономический спад? Какие из подобных решений наиболее интересны сейчас отечественному заказчику, по вашему мнению?
Александр Заржецкий: В условиях кризиса многие компаний пытались найти нестандартные пути развития. Как правило, если они занимались ИТ-проектами, то пытались с их помощью дать бизнесу какие-то новые, интересные возможности.
Не знаю, можно ли считать их инновационными, но в 2009 году у нас было много работ, связанных с развитием дисконтных программ и систем лояльности в целом. Это системы прямого контакта с покупателями путем СМС-информирования, рассылки сообщений по электронной почте, а также более сложные системы электронного опроса покупателей, оценки уровня удовлетворенности работой магазинов и персонала. В ходе работ нам приходилось заниматься интеграцией ERP-систем, CRM-систем с различным специализированным оборудованием, необходимым для организации этих мероприятий.
Кроме того, в настоящее время востребовано торговое оборудование, которое изменяет или корректирует бизнес-процессы магазина. Например, установка счетчиков посетителей стала пользоваться заметно большей популярностью, чем до кризиса. Нашей компании приходится интегрировать в ERP-систему данные этих устройств и создавать отчеты, позволяющие использовать полученные данные при описании других бизнес-процессов. Приведу самый простой пример – если в магазине много посетителей в конце дня, но недостаточная загрузка днем, можно скорректировать маркетинговые программы таким образом, чтобы перераспределить поток клиентов во времени.
Также возникает необходимость интеграции информационных систем и систем видеонаблюдения. При этом, если раньше такие решения использовались для защиты от воровства, то сейчас заказчики с их помощью анализируют обстановку в магазинах. Ведь современные системы видеонаблюдения способны распознавать информацию. Например, видеокамера, направленная на дверь, позволяет фиксировать число посетителей, причем, иногда надежнее и точнее, чем стандартный счетчик. При помощи автоматизированной обработки видеоданных можно получить разнообразную структурированную информацию. В частности, камеры, направленные на кассиров, позволяют оценить среднее число людей в очереди, проанализировать эту информацию и предложить варианты дальнейших действий – например, открыть дополнительные кассы.
Сейчас у всех на устах RFID-технологии - об этом много говорят, но, к сожалению, примеров внедрения пока немного. Нашей компанией был завершен крупный проект по внедрению RFID-технологий, правда, не в сфере ритейла. Почему я сейчас о нем упоминаю? Потому что в процессе реализации этого проекта мы отработали большинство технологий интеграции программного обеспечения фирмы «1С», в том числе и ритейлового, с оборудованием RFID. На мой взгляд, существуют огромные перспективы использования RFID-технологий в розничной торговле.
В настоящее время большинство розничных торговых предприятий ждут повсеместного, повального использования RFID-устройств после удешевления RFID-меток. Это не совсем правильный подход. RFID-технологии можно эффективно использовать уже сейчас. Например, с их помощью легко организовать торговлю дорогостоящей алкогольной продукцией, совмещая технологии RFID с технологиями защиты от краж. Это позволит с помощью одной метки и защитить товар, и идентифицировать его при продаже.
Самое главное - RFID-технологии позволяют быстро, качественно производить инвентаризацию. Я считаю, что на сегодняшний день RFID-технологии можно внедрять везде, где возникает задача учета не всего ассортимента торгового зала, а отдельно взятых товаров на витрине. Витрину с мелким товаром инвентаризировать сложно. Но при использовании RFID-меток инвентаризация, например, паллеты с ювелирными изделиями занимает несколько секунд.
В настоящее время «1С-Рарус» ведет переговоры о реализации нескольких проектов по внедрению RFID-технологией, и я думаю, что следующий год уже ознаменуется интересными событиями в этой сфере.
Я рассказал об инновациях в области оборудования для розничной торговли. Что касается программного обеспечения, то, на мой взгляд, на сегодняшний день наиболее востребованными стали сложные системы, например, решающие задачи планирования ассортимента. Создание такой системы - это творческая задача, основанная на данных системы учета товаров. Ее решение позволяет создавать красивые, полезные системы не только по планированию ассортимента, но и по его корректировке, исправлению, улучшению.
CNews: Насколько различаются ИТ-стратегии российских торговых предприятий по сравнению с западными, на ваш взгляд? Есть ли успешные примеры внедрения отечественных решений иностранными ритейлерами?
Александр Заржецкий: В разгар кризиса мы выполнили несколько проектов по автоматизации крупнейших западных компаний. Их позиция такова – кризисы были, есть и будут, но надо жить и развиваться. Ни одна из известных мне крупных западных компаний не изменила своей стратегии проникновения на российский рынок.
Одним из интересных проектов 2009 года был запуск первого собственного флагманского магазина компании Nokia в Санкт-Петербурге. Он открылся в запланированные сроки, а мы получили потрясающий опыт работы с крупнейшей западной компанией. Это была работа, в которой все процессы были четко спланированы, и любые отклонения от утвержденного графика не приветствовались. Я думаю, что успех любого проекта на 30-40% зависит от заказчика, и в данном случае компания Nokia показала себя с самой лучшей стороны. В этом, на мой взгляд, серьезное отличие западного заказчика от российских компаний, которые часто считают, что их роль в реализации проекта сводится исключительно к оплате оказываемых услуг.
Кроме проекта для компании Nokia, в настоящее время мы выполняем работы для швейцарской компании Swatch - мирового лидера по производству и продаже часов, заканчиваем переговоры и планируем в ближайшее время открыть магазин французской фирмы «Дим», занимающейся производством и продажей нижнего белья.
Кроме того, 2009 год ознаменовался тем, что «1С-Рарус» выполнял «розничные» проекты не только на территории России, но и в странах ближнего зарубежья: Армении, Азербайджане, Узбекистане. В Армении нам посчастливилось работать с крупной западной телекоммуникационной компанией «Франс телеком», которая открывала сеть магазинов-офисов продаж абонентского оборудования, телефонов и аксессуаров. Все впечатления от работы с Nokia, высказанные мной ранее, относятся и к сотрудничеству с этим заказчиком.
Исторически сложилось, что большинство западных торговых сетей использует в качестве фронт-офисных решений национальные разработки. У «1С-Рарус» есть программы такого класса, и мы уверенно чувствуем себя в этом сегменте рынка. К сожалению, если говорить про ERP-системы в центральном офисе западных компаний, нам не всегда удается внедрить наш софт. Как правило, это связано с корпоративной политикой заказчика – у многих западных компаний, приходящих на российский рынок, существуют четкие стандарты по использованию информационных систем, и в этом случае отечественным ИТ-разработкам сложно конкурировать с западными продуктами. Зато если выбор ERP решения для офиса в России принимается на месте, программы «1С» в большинстве случаев оказываются вполне конкурентоспособными.
«1С-Рарус» много делает для того, чтобы программное обеспечение 1С получило распространение во всем мире. Компания открыла офисы в Германии и Болгарии. В настоящее время наши программные продукты уже локализованы на английском и немецком языках. Надеюсь, это будет способствовать не только продвижению наших решений на немецком рынке, но и росту их популярности в офисах западных компаний, расположенных на территории России.
CNews: В 2009 году компания «1С» анонсировала целый ряд программных продуктов для автоматизации розничной торговли. В чем вы видите их специфические преимущества?
Александр Заржецкий: Совместно с «1С-Рарус», компания «1С» выпустила 8 отраслевых решений, ориентированных на наиболее значимые сегменты розничной торговли: для магазинов одежды, ювелирных изделий, книг, автозапчастей, строительных и отделочных материалов, бытовой электроники, а также для аптек и оптик.
Эти решения узко специализированы, они поддерживают бизнес-процессы, характерные для данного конкретного сегмента, поэтому могут быть без серьезных доработок установлены в соответствующих торговых предприятиях.
Все перечисленные решения основаны на базовом продукте компании «1С» - «1С-Розница» и наследуют все его преимущества, прежде всего простоту освоения и скорость внедрения в торговой точке.
CNews: Как различается предложение «1С-Рарус» для розничных сетей федерального масштаба и небольших торговых предприятий? Каков ваш опыт работы в этих сегментах – за последний год?
Александр Заржецкий: Новые программные продукты на базе «1С:Розница» предназначены одновременно и для маленьких магазинов, и для крупных торговых сетей. Первые оценят их небольшую стоимость и простоту, а вторые - быстроту обмена данными с центральным офисом, возможность интеграции в одноуровневую или двухуровневую сеть. Все эти возможности предусмотрены в программном обеспечении и интересны для потребителей. Кроме того, на сегодняшний день решения на базе «1С:Розница» поставляются в составе программно-аппаратного комплекса, включающего в себя компьютер с предустановленным программным обеспечением, уже настроенным на работу в торговой точке. Первоначально такие комплексы предназначались для маленьких магазинов, но впоследствии оказалось, что они актуальны и для крупных торговых сетей, объединяющих множество небольших торговых точек.
В 2009 году мы развивались в двух направлениях: мы предлагали услуги автоматизации небольших одиночных магазинов по технологиям «типовых внедрений» и развивали компетенции по обслуживанию крупных сетей. В первом случае мы шли по пути создания коробочного решения - доступного, простого, недорогого, легко устанавливаемого. На наш взгляд, мы добились хороших результатов: компания «1С-Рарус» на настоящий момент в среднем реализует порядка 25 типовых проектов автоматизации небольших магазинов в месяц.
С другой стороны, продолжалось сотрудничество с федеральными торговыми сетями. Для работы на этом рынке нужна высокая компетенция в области автоматизации сетевой розницы, и мы получили ее, участвуя в крупных проектах. Кроме того, необходима структура, позволяющая разворачивать сети на территории всей России. На сегодняшний день у нас существуют налаженные связи с партнерами, с помощью которых мы можем быстро, централизованно автоматизировать розничные предприятия большого масштаба. И не только автоматизировать, но и централизованно сопровождать, поддерживая их работоспособность в дальнейшем.
Мы научились оптимизировать стоимость поддержки за счет перераспределения работ между регионами и Москвой. Работы, требующие высокой квалификации сотрудников, мы осуществляем в Москве, более простые - отдаем в регионы. Опыт управления такими «распределенными» проектами сопровождения позволяет при этом обеспечивать единый уровень качества работ и в Москве, и в регионах. В числе наших крупнейших клиентов по сопровождению такие известные компании как Детский мир, МТС, Nike.
CNews: Изменилась ли стратегия компании "1С-Рарус" в связи с экономическим кризисом?
Александр Заржецкий: Пожалуй, нет. «1С-Рарус» всегда была ориентирована на долгосрочное взаимодействие с клиентами. Мы работаем на рынке автоматизации розничной торговли 10 лет, и до сих пор сотрудничаем с заказчиками, пришедшими к нам 6-7 и более лет назад. За это время многие из них расширили свой бизнес от одного магазина до сотен. Стратегия долгосрочного партнерства с клиентами обеспечила нам бурный рост и развитие в «докризисное время», позволила без особых сложностей пережить кризис, и, я уверен, обеспечит нам успех в перспективе.
CNews: Какие наиболее масштабные и интересные проекты велись «1С-Рарус» в розничной торговле в 2009 году?
Александр Заржецкий: Отчасти я уже ответил на этот вопрос, упомянув проекты для компаний Nokia и "Франс Телеком". Кроме того, мы гордимся проектом, осуществленным для компании «Модный континент», которая представляет торговую марку Incity. На сегодняшний день в России работает более 180 магазинов этой торговой марки, часть из них является собственностью компании, часть развивается на условиях франчайзинга.
В конце 2008 года стартовал проект автоматизации этой торговой сети, в январе 2009 года началась опытная эксплуатация, а к марту 2009 года все магазины были переведены на новую систему. «Модный континент» - одна из тех компаний, которая в период кризиса приостановила проект по внедрению западного софта, выбрала наше решение и с успехом его внедрила, сэкономив на этом значительные средства. Мы считаем это одним из самых успешных проектов, реализованных «1С-Рарус» в крупной розничной сети, занимающейся продажей модной одежды.
В настоящее время мы работаем с компанией Finn Flare по созданию и развертыванию программного обеспечения для ее магазинов, активно сотрудничаем с компанией «Видеофон», которая развивает розничную сеть сотового оператора «Мегафон». У нас есть и другие интересные проекты, о которых, в ближайшее время можно будет рапортовать об успешном завершении.
CNews: Насколько выросла доля услуг в вашей выручке? Каковы ваши прогнозы по дальнейшему изменению этого показателя?
Александр Заржецкий: Рост доли услуг в выручке компании, действительно, наблюдается, и он является отражением общей тенденции на рынке. Наша компания занимается поставками программного обеспечения, торгового оборудования, но, прежде всего, ориентирована на оказание услуг. Сейчас их доля составляет около 70% выручки. Мы рассчитываем, что доля услуг в будущем не будет падать, потому что это основной бизнес «1С-Рарус».
CNews: Как вы видите перспективы ИТ-индустрии в России в ближайшем будущем? Каких изменений ждете на рынке информатизации розницы?
Александр Заржецкий: Я оптимистично смотрю на перспективы ИТ-индустрии как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. Степень информатизации розничной торговли еще далека от международных стандартов. Существует огромное количество магазинов, где учет ведется в Excel. Кроме того, у российской розницы в целом существует большой потенциал развития, потому что количество магазинов на душу населения даже в Москве, а в регионах тем более, меньше, чем в других странах.
Если говорить о краткосрочной перспективе, то я думаю, что 2010 год станет годом роста спроса на ИТ-услуги. Скорее всего, это будет связано с тем, что в период кризиса сформировался отложенный спрос на информатизацию. «1С-Рарус» уже сейчас заключил большое количество договоров на следующий год. Кроме того, успешно продаются и наши коробочные продукты.
CNews: Спасибо.