|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2011Обзор подготовлен
Технологии штрихового кодирования (ШК) в настоящее время де факто являются стандартом автоматической идентификации. Несмотря на то, что темпы проникновения RFID растут, радиочастотные метки смогут стать достойными конкурентами штрих-кодам не ранее, чем через 5-10 лет.
Согласно отчету VDC Research, опубликованному в 2010 году, рынок автоматической идентификации и сбора данных (Automatic Identification and Data Capture, AIDC) продолжает свой рост и к 2014 году составит порядка 25 млрд долл., из которых 15 млрд долл. придется на сегмент штрихового кодирования (ШК), а 10 млрд долл. - на сектор радиочастотной идентификации (RFID). Сегодня ШК де факто стало стандартом технологии идентификации во всем мире. Большинство аналитиков склоняется к тому, что таковой она и останется и в ближайшие 5-10 лет.
Согласно по прогнозам VDC Research на 2011 год, мировой рынок RFID оценивается лишь в 5 млрд долл., в то время как рынок ШК уже сегодня превышает 10 млрд долл. Тем не менее, основным отличием рынка RFID является то, что он растет по нелинейному закону, и темпы его развития ускоряются.
С последним обстоятельством, очевидно, связано существующее значительное расхождение в прогнозах динамики будущего развития рынка RFID, сделанных различными аналитиками. Несмотря на то, что в адрес RFID-технологии существует немало критических высказываний, в ее перспективности, фактически, никто не сомневается. Но в отличие от "старого" рынка ШК, где довольно хорошо работает линейное прогнозирование, в случае с RFID требуется оценить, в какой момент начнется взрывной экспоненциальный рост его проникновения на рынок, что в условиях нынешней экономической конъюнктуры сделать особенно сложно.
В 2009 году совокупный объем рынка ШК-решений составил, по данным VDC Research, 9,7 млрд долл. долларов, причем основная часть (более 6 млрд долл.) закупок B2B потребителей пришлась на расходные материалы, а затраты на приобретения аппаратуры - принтеров и сканеров - были существенно меньше. Рынок RFID в 2009 году был примерно в 3 раза менее емким и оценивался в 3,6 млрд долл., причем больше половины продаж на нем пришлось на аппаратное обеспечение.
Структура спроса на рынке RFID
Источник: VCR, 2009
Отраслевым стандартом в отечественном ритейле сегодня является технология линейного штрихкодирования, без применения которой сложно представить себе современную торговую сеть. Наиболее распространенной системой кодировки в российском ритейле была и остается EAN/UPC, причем большинство современных сканеров ШК способны считывать маркировки и в других, популярных за рубежом, системах кодирования.
Основная задача, которую решают ШК-устройства в торговой сети, всем хорошо известна. Они позволяют заменить ввод кода товара с клавиатуры автоматическим распознаванием нанесенной на упаковку товара оптической маркировки - черных полос "штрихов".
Технология начала массово применяться еще в середине прошлого века и поначалу воспринималась многими как инновация, способная решить все проблемы ритейла, связанные с товародвижением. Работа на кассе значительно упрощалась, и казалось, что нескольких цифр, которые без особых проблем удавалось считать сканером, вполне достаточно для того, чтобы по ним найти полное описание товара.
Однако достаточно быстро выяснилось, что это не совсем так. Первые сканеры были не особенно удобными для продавцов, штрих-коды - неоправданно громоздкими. Они занимали слишком много места на упаковке, а информации, которую содержал штрих-код, оказалось в итоге явно недостаточно. Эти, а также ряд других факторов, послужили толчком к дальнейшему развитию систем кодировки, которое шло в тесной взаимосвязи с отработкой технологии оптического распознавания. Сканеры становились все более эргономичными, росла их разрешающая способность, а цены постепенно снижались.
Чем точнее сканер мог распознать детали маркировки, тем компактнее и информативнее становился сам штрих-код. Развитие технологии ШК привело в конечном итоге к появлению 2D-кодов, в которых штрихи как таковые стали не обязательными и были заменены на компактные "квадратики", чем-то напоминающие пиксели растрового изображения.
2D технологии кодирования имеют свои неоспоримые преимущества и в ряде случаев могут даже рассматриваться в качестве недорогой альтернативы наиболее перспективной на сегодня технологии RFID. Ведь количество информации, которое содержит 2D код, существенно выше, чем в традиционном линейном коде.
Например, матричный двумерный QR-код может содержать более 7 тыс. цифр, а также иметь в своем составе буквы (включая кириллицу и иероглифы). Данная кодировка весьма популярна, в частности, в Японии, во многом благодаря тому, что распознается не только специализированным оборудованием, но и мобильными телефонами с фотокамерой и установленным на них соответствующим ПО. QR-кодировка нашла себе разные, порой самые неожиданные, применения (получение информации, рекламные акции, обмен информацией между пользователями и мн.др.) и достаточно быстро распространяется по всему миру.
2D маркировка не требует слишком уж сложных ухищрений со стороны производителя и наносится на упаковку товара все тем же типографским способом. Помимо прочего, 2D кодировка весьма технологична и может быть нанесена и с помощью специального оборудования непосредственно на корпус изделия, такого как автомобильный двигатель, разогревающегося в процессе работы до высокой температуры. Общая распространенность 2D маркировок различных стандартов из года в год растет. Например, в России его можно увидеть в составе кода акцизной марки, наклеиваемой на бутылки с алкогольной продукцией. Кроме того, она иногда применяется ритейлерами для ускорения бумажного документооборота и других целей.
Рынок ШК развивается достаточно гармонично, и речи о том, что какая-то одна-единственная система кодировки или определенный тип оборудования полностью вытеснят с рынка остальные решения, сегодня не идет. Каждый ритейлер может выбирать то аппаратное и программное обеспечение, которое наилучшим образом совместимо с имеющейся у него информационной системой, соответствует типу продаваемой продукции и финансовым возможностям.
Директор ИТ-департамента группы "Союз" Андрей Маликин считает, что нет универсального рецепта автоматизации торговой сети. "Союз" использует в торговых залах проводные ручные сканеры, хорошо зарекомендовавшие себя в продажах медиапродукции - книг, дисков, сопутствующих товаров. Отыскать штрих-код на нашей продукции кассиру-оператору POS-терминала несложно, а считывается код с ровной поверхности упаковки товара без особых проблем. В то же время, сотруднику с таким сканером удобно работать с товаром, выложенным в прикассовой зоне.
Для автоматизации системы контроля в распределительном центре мы используем высокопроизводительные сканеры, встроенные в столешницу и приспособленные к эксплуатации в складских условиях, что обеспечивает необходимую пропускную способность и надежность. Для операций же оприходования товара и проведения инвентаризаций мы пользуемся мобильными терминалами. Каждый ритейлер должен сам подбирать набор оборудования, которое наилучшим образом учитывает его специфику, а оптимальное решение для одной торговой сети может оказаться достаточно плохим выбором для другой", - считает он.
Игорь Иванчиков, директор "Актив Компьютерс", уточняет, что при автоматизации небольших по размеру сетей, а также снабжающих торговые сети компаний-дистрибуторов на первый план выступает параметр соотношения цены и качества.
"При автоматизации складских операций крупной дистрибуторской компании, занимающейся алкогольной продукцией, мы уделили повышенное внимание вопросу безотказности ШК-оборудования. Это соответствовало как требованиям технического задания, так и нашим собственным интересам, поскольку на нас ложилась последующая техническая поддержка решения, - комментирует он. - Опыт нашей компании по аналогичным проектам говорил о том, что частота инцидентов, связанных с отказом такого оборудования, его стоимость и известность на рынке бренда производителя - вещи между собой достаточно мало связанные. Мы провели маркетинговое мини-исследование, опросив несколько десятков сервисных центров, и выяснили интересный факт. Разные сервисные центры указывали в качестве оптимального, с точки зрения наших требований, различное оборудование. Общей закономерности в этих рекомендациях выявить не удалось: в какой то мере, каждый из специалистов выражал лишь свое субъективное мнение. В этой связи, в настоящее время мы работаем над тем, чтобы включить статистику по выходу из строя торгового оборудования в состав нашего ITSM-решения на базе "1С" версии 8.2. Опыт показывает, что это востребовано СМБ-компаниями, поскольку дает им возможность выбрать оптимальное для них оборудование".
Несмотря на то, что рынок ШК устоялся и вот уже более чем полвека стабильно развивается, в наши дни появляются новые стандарты кодирования, непрерывно совершенствуются устройства, способные помочь покупателю в торговом зале определить стоимость фасованного товара (прайс-чекеры), самостоятельно взвесить и промаркировать весовой товар, произвести расчет на терминале самообслуживания и пр. Развивается функционал сканирующего оборудования, появляются новые модели, позволяющие кассиру одновременно отсканировать товар с нескольких сторон, не тратя времени на поиск штрих-кода, успешно провести считывание информации даже при ярком солнечном свете или через прозрачную упаковку товара и т.д. Все более надежными и функциональными становятся портативные специализированные ШК-устройства (терминалы сбора данных), вплотную приближающиеся по своим возможностям к компьютерам.
При этом на рынке ШК по-прежнему есть место инновационным решениям, каждое из которых может со временем занять свою нишу. Поведение потребителей быстро меняется, и растущую конкуренцию классическому "оффлайновому" ритейлу составляют сегодня интернет-магазины. Не остаются в стороне от преобразований и изменения потребительского спроса крупнейшие поисковые системы. В частности, компания "Яндекс", развивает приложения на разных мобильных платформах, позволяющие покупателю сверить предложения аналогичных товаров на площадке "Яндекс.Маркет" при помощи встроенной в мобильный телефон камеры, позволяющей сфотографировать штрих-код.
Аналогичные проекты появляются и в смежном сегменте маркировки в целях защиты товаров от подделки. Современный потребитель ориентируется не только на цену, но и хочет иметь возможность самостоятельно убедиться в подлинности приобретаемого им товара, особенно если речь идет о товаре дорогом.
"Различные виды ШК маркировки эффективно решают проблемы учета товаров, но обладают при этом одним общим недостатком, - считает Максим Груздев, директор компании "Оптические технологии защиты". - Маркировка штрих-кодом плоская, поэтому ее тиражирование не составляет труда для изготовителей контрафактной продукции. Существует масса различных технологий защиты от подделки, в частности - голографические. В то же время простому потребителю, например, сложно отличить поддельную голограмму от настоящей. Компания "Оптические технологии защиты" разработала технологию нанесения на упаковку "объемного тела с хаотичным трехмерным узором", запатентованную как Optic Label. Технология изготовления такова, что создать 2 одинаковых защитных элемента не сможет даже сам изготовитель, а наладить серийное производство дубликатов невозможно".
Мейнстримом, определяющим тренды на AIDC-рынке, сегодня, безусловно, являются радиочастотные метки. В настоящее время RFID - основная технология-конкурент оптического ШК - пока что значительно отстает по абсолютным показателям и выступает в ритейле скорее в качестве дополняющей, несмотря на то, что ее возможности всем давно очевидны. Тем не менее, большинство специалистов отрасли уверены в ее перспективах и считают, что массовый переход на RFID ритейлеров, которые традиционно считаются одними из основных потребителей на этом рынке, обязательно состоится, а основные препятствия, которые радиочастотная маркировка встречает сегодня на своем пути, будут так или иначе устранены.
Антон Степанов