|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2011Обзор подготовлен
Российский рынок интернет-торговли продолжает расти довольно уверенно. Этому способствует и развитие интернета в регионах страны, и послекризисное стремление потребителей сэкономить - если не в деньгах, то во времени.
Эксперты по-прежнему дают различные оценки как росту рынка онлайн-торговли в России в 2010 году, так и его объему. По предварительным данным УК "Финам Менеджмент", в 2010 году темпы роста, вероятно, даже несколько увеличились и составили не менее 45-50%. "Согласно различным предварительным экспертным подсчетам, объем рынка дистанционной торговли в 2010 составил около 220-240 млрд руб.", - говорит Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент".
Со своей стороны Анастасия Птуха, председатель совета директоров ГК Step by Step, отмечает, что объем российского рынка интернет-торговли в 2010 году составил 176-192 млрд руб. Наталья Казакова, руководитель маркетинговых проектов агентства Symbol-Marketing, приводит данные исследования компании InSales, согласно которым общий объем российского рынка интернет-торговли в 2010 году составил около 176 млрд рублей.
По мнению эксперта, рост доли онлайн-торговли в России происходит значительно медленнее, чем на Западе. "По некоторым оценкам, еще в 2008 году в среднем по миру доля интернет-пользователей, ежемесячно совершающих покупки онлайн, составляла более 50%, в то время как в России этот показатель находился на уровне 8,4%", - аргументирует Наталья Казакова. Как отмечает эксперт, можно выделить ряд причин такого развития событий: недоверие к банкам и службам дистанционной оплаты; недоверие к службам доставки; неочевидная разница в ценах между привычным оффлайном и интернет-магазинами. "Большинство российских продавцов воспринимают онлайн продажи скорее как способ маркетинга и в основном все же ориентируются на физические магазины", - резюмирует Наталья Казакова.
По мнению Анастасии Птуха, главное отличие между Россией и странами с развитой экономикой – это время существования интернет-торговли в нашей стране и за рубежом. "Так, для многих европейских и американских потребителей заказ продукции через интернет – дело вполне обыденное, они пользуются такой услугой уже много лет. У нас же многие потребители просто боятся покупать товары через интернет, боятся получить некачественный или поддельный товар. Тем не менее, доля таких потребителей все меньше и меньше, и в прошедшем году более 40% респондентов ответили, что используют интернет для совершения покупок, - рассказывает эксперт. – На данный момент в нашей стране доля оборота удаленной торговли в рознице приблизительно в 1,5 раза меньше, чем в западных странах".
Максим Клягин считает, что сейчас различия между состоянием этого рынка в России и в других странах в общем и целом стерлись. "На мой взгляд, существенных различий, помимо, собственно, уровня развития индустрии, нет, - убежден эксперт. – Дистанционная торговля в России и, в частности интернет-торговля потребительскими товарами и услугами, развиваются сегодня очень высокими темпами и, несомненно, находясь на первоначальном этапе своего формирования, сохраняют огромный потенциал роста. Данный сектор остается весьма привлекательным с инвестиционной точки зрения. На сегодняшний день данный сегмент занимает только немногим более 1,5% в общем объеме розничной торговли. Аналогичные показатели для развитых европейских стран выше в среднем в 10-15 раз. Важно подчеркнуть, что, в первую очередь, отставание от США, стран Западной Европы объясняется сравнительно низким уровнем собственно проникновения сети интернет". Впрочем, как отмечает Максим Клягин, ситуация меняется очень динамично. За последние несколько лет благодаря активному развитию широкополосного доступа уровень охвата вырос в разы и, согласно предварительным экспертным оценкам, по итогам 2010 года достиг 40%. "Соответственно, высокими темпами продолжают развиваться и большинство различных онлайн сервисов, в первую очередь, решений, ориентированных на потребительский рынок и связанных с сегментом финансовых услуг. Перспективы здесь, безусловно, очень существенные", - утверждает аналитик.
Согласно данным, которые были получены в ходе опроса интернет-аудитории компанией Profi Online Research в июне 2010 года (для этого были опрошены 1 200 человек в возрасте 21-40 лет, проживающих в 13 российских городах-миллионниках), выяснилось, что более 80% респондентов совершали покупки через интернет хотя бы один раз. При этом большая часть тех, кто пользуется онлайн-шоппингом, делает это несколько раз в год. Доля таких респондентов и в Москве, и в регионах примерно одинакова – около 1/3. Но на этом сходство между столицей и остальной частью России заканчивается.
Если абсолютное большинство москвичей отметило, что хотя бы раз пользовалось услугами интернет-магазинов, то в регионах таких людей меньше – порядка 2/3. При этом частота онлайн-покупок в столице в 2 раза выше, чем в целом по стране: чаще 1 раза в месяц покупки в Сети делают 50% интернет-пользователей в Москве, а в регионах – 25%. Зато здесь заметно выше доля тех, кто лишь единожды покупал что-либо в интернете: 16% в регионах против 7% в Москве.
Приобретали ли вы когда-либо товары/услуги через интернет-магазин?
Источник: Profi Online Research, 2011
Как отмечают аналитики Profi Online Research, это связано с более низким уровнем проникновения интернета в регионах, а также распространенностью Dial-up и лимитированного доступа к Сети. Еще одной важной причиной такого положения вещей является более низкий уровень доходов населения региональной России по сравнению с доходами жителей столицы. Как показал анализ исследования, размер зарплаты прямо пропорционален покупательской активности потребителей в Сети. К примеру, среди опрошенных с доходом менее 15 тыс. руб. в месяц почти в 10 раз больше тех, кто никогда не пользовался онлайн-магазинами, чем среди получающих ежемесячно 135-215 тыс. руб. (32% в первом случае против 3% во втором).
По каким причинам вы прибегаете к покупкам в интернет-магазинах?
Источник: Profi Online Research, 2011
По данным ГК Step by Step, экономию времени как преимущество онлайн-шопинга отмечают 74% покупающих в сети, экономию денег – 52%. "Тем не менее, значительно увеличилось количество покупок на сумму 10-30 тыс. руб. (за последние 2 года – на 10%) и на 30-100 тыс. руб. (на 8%). И сократилась частота покупок на маленькие суммы: до 500 руб. – на 7% и 500-3000 руб. – на 6%", - уточняет Анастасия Птуха.
Максим Клягин отмечает, что объем продаж в онлайн-магазинах, согласно различным предварительным оценкам, вырос на 45-50%. При этом интересно, что, по данным исследования Profi Online Research, как в столице, так и в других городах-миллионниках России более чем у 1/3 опрошенных пользователей Рунета обычно не возникает необходимости что-либо покупать в интернете, и мужчин, принадлежащих данной категории, больше, чем женщин (42% против 37%). Также, как правило, это люди с доходом от 15 тыс. руб. до 25 тыс. руб.: 59% представителей данной группы именно этим объяснили свое нежелание заниматься интернет-шопингом.
Среди основных причин отказа от совершения покупок в сети более половины опрошенных назвали невозможность увидеть товар "вживую" и страх быть обманутым. Эти два фактора, наряду с отсутствием информации о степени надежности того или иного магазина, больше волнуют респондентов из Москвы, чем из регионов (кстати, эти же причины назвали более 50% респондентов в возрасте до 30 лет, которые никогда не совершали покупки через интернет). Жители региональной части России значительно чаще ссылаются на неумение пользоваться интернет-магазинами, нежелание долго ждать товар и на негативные отзывы друзей об интернет-шопинге. Мужчины также отличились меньшей терпимостью в отношении времени ожидания заказа: примерно для четверти представителей сильного пола это причина для отказа от покупок в интернете. Женщин больше тревожит невозможность увидеть товар перед покупкой "вживую", и еще на них в 3 раза сильнее влияют отзывы знакомых, чем на мужчин (12% против 4% соответственно).
Что касается наиболее продаваемых через интернет товарных категорий, то здесь не произошло каких-либо значительных перемен. "Согласно данным большинства различных измерений, наибольшая доля продаж в натуральном выражении от общего объема товаров реализуемых посредством дистанционной торговли (интернет-торговли) приходится на долю книг, CD и DVD, а также цифрового контента, - рассказывает Максим Клягин. – На второй позиции рейтинга, как правило, оказывается электроника и бытовая техника, мебель, предметы интерьера. На третьей – товары личного пользования, преимущественно одежда и аксессуары". "Оценки экспертов немного различаются, но они все сходятся во мнении, что наиболее популярными сегментами являются бытовая техника и электроника (по разным оценкам, 32-38%), компьютеры (здесь оценки очень сильно отличаются: руметрика говорит о 10,3%, а InSales – о 34,4%) и одежда и обувь (13,1-13,2%)", - сообщает Анастасия Птуха.
Наталья Казакова приводит данные исследования InSales, где выделены категории товаров с оборотом более 10 млрд рублей: бытовая техника (38 млрд рублей), компьютеры и комплектующие (34,4 млрд рублей), одежда и обувь (17,1 млрд рублей), мебель (11 млрд рублей), детские товары (10,4 млрд рублей). При этом наибольшее число заказов приходится на одежду и обувь, а также бытовую технику. "Точными данными за 2009 год, на которых можно было бы проводить адекватное сравнение, мы не располагаем, можем только говорить о том, что структура отраслей-лидеров по объему интернет-продаж фактически осталась прежней: в тройке лидеров, со значительным отрывом – бытовая техника, компьютеры и одежда", - уточняет эксперт.
Среднесуточное число заказов по сегментам (категориям)
Источник: InSales, 2011
Анализ исследования Profi Online Research показывает, что среди услуг наиболее востребованным оказались билеты в кино, театры и на прочие мероприятия развлекательного характера. Из непродовольственных товаров высок спрос на мелкую бытовую технику, компьютеры, ноутбуки видео- и аудиоаппаратуру. Продукты питания, по данным исследования, россияне покупают в интернете реже многих других категорий товаров (17% опрошенных). Однако при этом, по оценке специалистов компании InSales, продуктовый (по большей части) интернет-магазин "Утконос" (utkonos.ru) находится на первом месте по обороту (5,1 млрд руб.) в 2010 году. За ним с достаточно большим отрывом следуют: гипермаркет Ozon.ru с оборотом 3,6 млрд руб., магазин одежды и обуви Kupivip.ru (2,4 млрд. руб.), Holodilnik.ru (бытовая техника и электроника, 2 млрд руб.). Вероятно, такая расстановка сил связана с различной степенью консолидации того или иного сегмента: если в секторе продуктов питания она, по данным InSales, составляет 70%, то сфере продаж одежды и обуви – меньше 10%, а бытовой техники и электроники – и вовсе в районе 2%.
Так как интернет-торговля в России по-прежнему обладает хорошим потенциалом для развития, то, очевидно, что ее объем, количество и качество услуг будет только расти. Но как именно? Есть несколько прогнозов на ближайшее будущее. "Рынок интернет-торговли в России будет продолжать стабильно, но неспешно расти. Структура рынка по основным сегментам, скорее всего, не изменится, - считает Наталья Казакова. – Появление инновационных продуктов возможно, особенно в информационной сфере, где интернет-торговля позволяет серьезно экономить время и уменьшать транзакционные издержки и издержки на инфраструктуру".
"Мы полагаем, что в дальнейшем рынок интернет-торговли будет показывать высокие темпы роста, так как помимо все возрастающего количества заинтересованных в интернет-покупках пользователей появляются и новые направления на рынке интернет-торговли, - убеждена Анастасия Птуха. – Так, компания "1С-Битрикс" недавно объявила о включение в новую версию их продуктов компонента, посредством которого можно создать мобильный интернет-магазин, интерфейс которого будет создан специально для пользователей сотовых телефонов и коммуникаторов. Это станет еще одним толчком для развития интернет-торговли".
"Думаю, что динамичные темпы роста будут сохраняться как минимум в среднесрочном горизонте 3-5 лет. Развитие технологий связи, совершенствование сопутствующих сервисов и инфраструктуры (безналичные платежи, логистика и т.д.) будут стимулировать развитие индустрии дистанционной торговли, - уверен Максим Клягин. – Основным драйвером роста по-прежнему будет динамичное развитие сети интернет". В тоже время эксперт склонен считать, что дополнительным катализатором роста онлайн-продаж остается высокая конкурентоспособность данного сектора.
"Так, при, как правило, аналогичном качестве цены на значительную часть ассортимента, предлагаемые подобными проектами, обычно заметно ниже (в среднем, в диапазоне 10-30%), чем в традиционных торговых форматах, что обусловлено более низким уровнем издержек. Данное конкурентное преимущество в условиях низкого темпа роста доходов играет, на наш взгляд, весьма важную роль, - говорит аналитик. – Полагаю, что в перспективе интернет как канал продаж и, несомненно, как эффективный инструмент маркетинга и рекламы будет играть все более значительную роль для рынка FMCG и сегмента платных услуг". Один из последних интересных трендов, который отмечает Максим Клягин, это сервисы коллективных покупок. "Полагаю, роль С2С будет возрастать, и мы еще увидим здесь ряд интересных решений", - резюмирует эксперт.
Наталия Кузнецова