|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2011Обзор подготовлен
Радиочастотная идентификация отнюдь не является технологической новинкой, однако споры о перспективах ее применения не утихают до сих пор. Неоспоримые преимущества RFID по сравнению с технологией штрих-кодирования нивелируются в глазах пользователей высокой стоимостью внедрения решения и, особенно, эксплуатации, что серьезно тормозит ее проникновение на рынок. Тем не менее, эта технология постепенно завоевывает позиции во всем мире.
RFID-бирка (tag) посылает сигнал сканеру-ридеру, который, в отличие от оптического считывателя штрих-кода, работает на радиочастоте. Как известно, радиосигнал может проникать сквозь неметаллические предметы, а также огибать препятствия на пути своего распространения, в чем, собственно, и заключается то, что на языке маркетинга называют уникальным конкурентным преимуществом технологии RFID. Ведь именно благодаря этому обстоятельству можно найти маркированный объект, провести его бесконтактную идентификацию на значительном удалении и пр.
RFID-метки подразделяют на не- и пере- записываемые (что также является их преимуществом - перезаписать напечатанный штрих-код невозможно), активные и пассивные, причем последние, пожалуй, наиболее важны для успеха распространения новой технологии. Пассивные бирки не имеют автономного источника питания, и принцип их действия немного похож на детекторный приемник. Но, в отличие от приемника, они не только получают необходимую энергию от радиосигнала, идущего от сканера, но и посылают ответный сигнал сами. Пассивные метки относительно недороги, компактны, надежны, имеют практически неограниченный срок службы, а, значит, во многих случаях оптимальны, особенно для ритейлеров.
Строение RFID-метки
Источник: Роснано, 2011
Низкочастотные RFID-метки хорошо известны многим торговым компаниями, поскольку довольно часто применяются в качестве дополнительного средства защиты от краж. Низкая частота имеет высокую проникающую способность, и товар с биркой можно легко обнаружить, даже если он, например, скрыт под многочисленными покупками в металлической покупательской тележке или же спрятан под одеждой магазинного воришки. Другой их особенностью, которую в случае защиты от хищений в торговле можно считать достоинством, является то, что они "срабатывают" только на близком расстоянии, - например, когда покупатель проходит через рамку детектора на выходе из магазина.
RFID-метки, работающие на средних, высоких частотах и УВЧ, хороши тогда, когда требуется быстро передать большой объем информации или же установить ридер в нескольких десятках метров от товара с RFID-маркировкой, что весьма востребовано, в частности, в логистике. Бирки, помимо прочего, обычно содержат в себе чип-микросхему, которая хранит информацию и обеспечивает защиту от подделки. Именно от чипа, прежде всего, зависит то, насколько RFID-метка будет надежной и сколько она, в конечном итоге, будет стоить для конечного потребителя.
Обычно главной информацией, которую содержит прикрепленная к упаковке или товару метка, является уникальный номерной код, аналогичный тому, который сейчас, как правило, наносится с помощью штрих-маркировки. Для того, чтобы товародвижение можно было отслеживать в глобальном масштабе, точно так же, как и в случае со штрих-кодами, выдача RFID-кодов производителям товаров регламентируется различными международными и национальными организациями. Например, выдачей уникальных кодов EPC (Electronic Product Code) ведает EPCglobal.
С помощью EPC можно идентифицировать любой объект - от логистической единицы до товара в потребительской упаковке. Маркированный объект можно автоматически зарегистрировать и отследить историю перемещения с момента, как на него наклеили этикетку и вывезли через ворота производственного предприятия, до того, как он попал к конечному потребителю. Построение системы товародвижения, подобной EPCglobal Network, позволит на качественно новом уровне решить накопившиеся проблемы информационной логистики, эффективно выстраивать EDI-системы, а также, в какой-то степени, помочь практически реализовать концепцию "магазинов будущего".
Маркировка товара с помощью RFID способна решить проблему сквозной идентификации благодаря большому количеству информации, которую можно удаленно считать и автоматически обработать. Во-первых, при использовании радиочастотных меток нет принципиальных технических ограничений на длину самого кода, хотя даже с помощью кода длиной 96 бит уже можно обеспечить уникальными идентификаторами несколько сотен миллионов компаний-производителей. Во-вторых, на RFID-карты можно записать большое количество вспомогательной информации, что в ряде случаев позволит обойтись без сложной системы дополнительных электронных предуведомлений, бумажных документов и т.п. Ведь все необходимые данные можно разместить прямо на товаре - в метке RFID.
Подобного рода попытки скоординировать товародвижение в мировом масштабе уже предпринимались на основе технологии штрих-кодирования – например, на базе контейнерного кода UСС 128. Но обычно препятствием в таких случаях становилась либо ограниченная емкость линейного штрих-кода, либо противоречивость требований участников цепи товародвижения из различных отраслей. Возможно, что второе дыхание у подобного рода проектов появится после распространения более информационно-емких 2D-кодов, себестоимость и технология маркировки которыми практически не отличается от обычного штрих-кодирования.
Применение RFID-технологии на складе
Источник: Роснано, 2011
Тем не менее, оптическое распознавание имеет один очень существенный недостаток - маркировка и сканер должны находиться в пределах прямой видимости. А это означает, что полностью автоматизировать отслеживание товародвижения на том же уровне, который возможен при применении RFID-технологий, не получится никогда.
Технология штрих-кодирования обрела свою популярность в эпоху массового индустриального производства товаров, когда считывания единственного 5-значного уникального "ключа" к базе данных было вполне достаточно, чтобы исчерпывающим образом описать большую партию однотипного товара. В современную же эпоху нарастающего спроса на персонализированный под требования конкретного потребителя товар, который, помимо прочего, должен быть достаточно надежно защищен от подделки, RFID-технология имеет явное преимущество.
Технология RFID, в принципе, позволяет перекрыть почти весь спектр применения 1D и 2D штрих-кодов. Например, компания EMS уже сегодня может изготовить корпуса RFID-меток, которые устойчиво работают в сушильных камерах с температурой в несколько сотен градусов. Их можно использовать, например, в качестве альтернативы технологии штрих-кодирования DPM (Direct Part Marking), когда код наносится не на этикетку, а непосредственно на корпус изделия или детали, эксплуатирующейся в условиях высокой температуры.
Таким образом, решение многих технологических проблем RFID научились находить уже сейчас, а стремительная эволюция чипов для компьютерной техники вселяет уверенность в том, что областей, где RFID не сможет заменить штрих-код будет, в конечном итоге, не так уж много.
Антон Степанов