|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2011Обзор подготовлен
Мировая практика убедительно показывает, что спрос со стороны ритейла способен значительно ускорить проникновение RFID-технологий в экономику. В то же время, отечественные торговые сети в лучшем случае ограничиваются точечными внедрениями, а перечисление впечатляющих возможностей этой инновационной технологии часто выслушивают с неким скептицизмом. Чем же отличается российский RFID-рынок от мирового, и как можно ускорить процесс проникновения технологии радиочастотной идентификации у нас?
В отличие от мирового рынка RFID, где счет давно уже идет на миллиарды долларов, емкость российского рынка сегодня в лучшем случае измеряется сотнями миллионов. Несмотря на то, что Россия отстает в деле внедрения RFID, эта технология уже широко используется на практике. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить о проездных билетах в метро или контрольных рамках на выходе из многих магазинов, которые, по сложившейся привычке, иногда называют "металлоискателями".
"Социальная карта москвича", многие пластиковые карты, применяемые при расчетах, а также в системах контроля и управления доступом в служебные помещения - это тоже RFID. Технология радиочастотной идентификации готовится к полномасштабному использованию паспортными службами многих стран, включая Россию. Уже сегодня RFID метки нашли себе применение в службе быта, библиотеках и даже в спорте.
Сферы использования RFID в РФ можно перечислять и дальше - вплоть до "маркировки" бродячих животных. Очевидно другое: хотя областей применения много, емкость российского рынка радиочастотной идентификации пока явно недостаточна, что в значительной мере сдерживает его дальнейшее технологическое развитие. Например, даже крупные российские ритейлеры используют RFID весьма ограниченно - лишь в составе пилотных экспериментальных внедрений, различных противокражных систем, в распределительных центрах и т.п.
"Пока RFID метки все же достаточно дороги для массового внедрения этой технологии в ритейл, - считает Андрей Долинин, руководитель направления "Автоматизация торговли" компании "ДатаКрат". – Эта технология, по большей части, сейчас используется в промышленности и логистике"
Основной же технологией маркировки в отечественном ритейле сегодня, безусловно, является штриховое кодирование. "Что касается RFID, то в России она уже активно используется госсектором, но в торговле еще не получила повсеместного распространения. Основная причина – высокая стоимость, - утверждает Кирилл Синицын, заместитель генерального директора Ansoft. - После просчета всех связанных с внедрением этой технологии затрат, большинство розничных операторов отказываются от нее в сторону штрихкодирования".
"Основной момент, который сдерживает распространение RFID-технологии в ритейле - это качество самих RFID-меток", - считает директор ИТ-департамента концерна "Союз" Андрей Маликин. По его словам, пилотное внедрение в торговых предприятиях компании показало, что процент размагничивания приемлемых сегодня по цене для большинства торговых сетей меток может доходить до 30%, а значит использовать RFID-оборудование в торговом зале пока что экономически нецелесообразно. В то же время, сегодня есть примеры успешного использования RFID в транспортной и складской логистике, общественном транспорте, системах безопасности, торговле дорогой одеждой и других областях. Однако используемые там метки для подавляющего числа ритейлеров, торгующих массовым товаром, - пока еще слишком дорогое удовольствие.
"Проникновение RFID-технологий в сетевой ритейл ускорится лишь тогда, когда появятся радиочастотные метки, отвечающие требованиям рынка по соотношению цены и качества. Пока же подавляющее большинство отечественных торговых сетей в лучшем случае использует достаточно простые и недорогие RFID-метки, помогающие в защите товаров от краж в качестве дополнения к имеющейся системе безопасности, - сообщил г-н Маликин. - Если проводить аналогию с другими отраслями, то можно предположить, что RFID-оборудование и метки станут недорогими и качественными в ближайшие 2 года".
Прогноз цены метки в розничной торговле, центов
Источник: ID Tech Exp, 2009
Похожего мнения придерживается и Ирина Макарова, вице-президент АТОЛ: "Очень много сегодня говорят о технологии RFID. Но пока стоимость расходных материалов так высока, эта технология не получит распространения в России, да и в мире. Магазинов, которые используют RFID в полной мере, единицы. Безусловно, есть сферы, где эту технологию можно активно внедрять: склады, железные дороги, аэропорты и т.д. Но что касается ритейла, должен сначала закончиться бум роста торговых предприятий, рынок должен насытиться, и тогда количество сможет перейти в качество. Это большой шаг, и ритейл четко должен понимать, на чем он сможет экономить, применяя RFID. "
Максимально широко охватить все возможные сферы применения RFID-меток в ритейле можно в рамках концепции Future Store. Первые полноценные магазины будущего уже появились за рубежом, но в России их пока нет, а попытки использовать элементы RFID-технологии в одном отдельно взятом бутике лишь подтверждают общее правило.
На сегодняшний день лидером в деле внедрения новых технологий маркировки является США. Североамериканский рынок RFID, по мнению аналитиков VDC Research, будет развиваться быстрее других основных мировых секторов (EMEA и APAC). К 2014 году его объем вплотную приблизится к 5 млрд долл., а это примерно столько, сколько RFID-решений, по мнению VDC Research, потребляет сегодня весь глобальный рынок. Кроме того, американский рынок - единственный, на котором после 2011 года должен ощутимо замедлиться спрос на barcode-решения. Если во всем мире RFID скорее дополняет штрих-код, то на рынке США, возможно, уже намечается тенденция замещения старой технологии новой.
Одним из ключевых факторов распространения RFID в США стал перевод крупных поставщиков частного и государственного сектора на обязательную радиочастотную маркировку, причем самую заметную роль при этом, пожалуй, сыграл ритейлер Wal-Mart.
В период рецессии распространение RFID вглубь бизнес-процессов Wal-Mart несколько замедлилось. Тем не менее, сам факт перехода такого крупного игрока на RFID-tags еще в середине 2000-ых годов сделал свое дело. Благодаря этому, по некоторым оценкам, более 1 млрд долл. средств частных и корпоративных венчурных инвесторов было привлечено в инновационную RFID-отрасль, что и стало одной из причин высоких темпов ее развития, позволившей США обогнать другие высокотехнологичные страны.
Число RFID-бирок, которые использует в своих бизнес-процессах крупнейшая сеть Wal-Mart и другие зарубежные ритейлеры за год, уже исчисляется в миллиардах. Понятно, какие широкие возможности откроются для российских ИТ-компаний в тот момент, когда появится массовый спрос со стороны отечественного ритейла, особенно если речь пойдет о полноценном использовании RFID-меток в торговых залах. Так когда же это случится?
Доля оборота крупных торговых сетей в общем обороте отечественной ритейловой отрасли постепенно растет, но еще не достигла тех показателей, которые мы видим на рынке развитых стран, ни в процентном, ни, тем более, в абсолютном выражении. Поэтому в одиночку осуществлять масштабные RFID-проекты отечественным игрокам из ритейла пока довольно сложно.
"Роснано", совместно с группой X5 Retail и другими инвесторами, планирует в ближайшие годы открыть первый пилотный российский Future Store - "умный магазин", - в проекте которого заложено полноценное использование RFID-технологии (от склада до торгового зала). Генеральный директор Российской корпорации нанотехнологий Анатолий Чубайс считает, что к 2015 году России удастся добиться впечатляющих успехов в развитии наноиндустрии и, в частности, RFID-рынка.
В принципе, для этого есть достаточно оснований. Ведь "поумнеть" в обозримом будущем должны не только магазины. Например, используя технологии RFID, "Роснано" совместно с РЖД и другими компаниями хочет провести масштабную модернизацию российских вокзалов, начав в 2011 году с пилотного проекта в г. Адлер. Тогда же примет старт пилотный проект с участием "Роснано" и "Почты России", в рамках которого RFID-метками начнут маркировать почтовые экспресс-отправления. На участие в этих и ряде других проектов, помимо компании "Ситроникс", выпускающей в общей сложности около 300 млн. RFID-ов в год для метрополитена и других заказчиков, претендуют и другие игроки рынка, в частности, "Галилео-нанотех".
Об организации совместного производства с участием "Роснано" и итальянской Galileo Vacuum Systems s.p.a. было объявлено несколько лет назад. При этом сообщалось, что предприятие не только будет собственником производственных мощностей в России, Италии и Сербии, но и привлечет ведущие российские НИИ к своим разработкам. Несколько месяцев назад генеральный директор "Галилео-нанотех" Андрей Крушинский сообщил, что RFID-метки, отвечающие требованиям "Почты России", будут стоить не более 3-х рублей. Согласно информации, которую можно найти на сайте galileonano.com, завод в подмосковном Хотьково с проектной мощность 5 млрд радио-этикеток в год начнет выпускать свои первые RFID-метки в уже июне 2011 года.
Понятно, что спрос на RFID-метки, пусть даже первое время поддерживаемый государственными деньгами, инвестируемыми во всевозможные "умные" инфраструктурные проекты, даст стимул российской электронной промышленности и ИТ-компаниям, что в конечном итоге поможет решить существующую сегодня проблему - добиться оптимального для ритейлеров соотношения цены и качества меток, снизить стоимость внедрения и пр. Но возможно, что новую технологию в очередной раз быстрее доведут до ума на Западе без участия России и затем, привычным способом, обменяют на наши сырьевые ресурсы. По аналогии с классификацией RFID-меток первый вариант развития событий можно, пожалуй, назвать активным, а второй - пассивным.
Ключевым фактором, определяющим, как именно будут разворачиваться события, конечно же, является скорость разработки дешевых и надежных отечественных RFID-чипов. Поэтому в РФ необходимо иметь хотя бы одного, а желательно, несколько, поставщиков конкурентоспособных нано-чипов для радиометок.
Полноценный запуск любого из "умных" проектов наглядно покажет потребителям их преимущества. Например, посетив однажды "умный магазин", где не надо стоять в очереди, а деньги за покупки безошибочно автоматически списываются с банковского счета, покупатель уже вряд ли захочет, без крайней на то необходимости, идти в магазин обычный. Это изменит покупательские предпочтения и подтолкнет основную массу ритейлеров к внедрению новых технологий, тем более что часть затрат на RFID будет скомпенсирована повышением эффективности торговых процессов, принципиально новыми возможностями для проведения маркетинговых акций и дополнительной прибылью, связанной с ростом товарооборота.
Но до тех пор, пока стоимость более-менее надежных меток меряется долларами, ритейлерам, торгующим потребительскими товарами массового спроса, применять их на практике довольно проблематично, а одни только бутики погоду на рынке не делают. Пока в магазине-дискаунтере экономически неоправданно наклеивать надежные качественные метки на весь товар, введенный в ассортиментную матрицу, вопрос о широком практическом применении RFID-технологии в ритейле повисает в воздухе, а предложения ИТ-компаний по ее внедрению среднестатистический продуктовый ритейлер будет воспринимать примерно так же, как идею клеить голограммы на батоны хлеба.
Массовый спрос со стороны ритейлеров на RFID-метки для сплошной маркировки продукции в торговом зале - это один из определяющих факторов, и его одного может оказаться вполне достаточно для того, чтобы попытаться реанимировать высокотехнологичную российскую электронную промышленность. Ведь метки ритейлерам нужны преимущественно одноразовые, а число различных продуктов в тележке выезжающих из торговой зоны гипермаркета покупателей может превышать и сотню.
Понятно, что требования торговых компаний к стоимости и параметрам RFID-меток зависят от множества факторов, среди которых важнейшим является, пожалуй, продуктовая специализация ритейлера. Многие торговые сети уже проделали оценочные расчеты и ответили для себя на вопрос, при какой стоимости радио-меток они смогут внедрить RFID-решение. "Наша компания всегда готова внедрять технологии, которые могут принести дополнительную выгоду, - говорит Сергей Адмиральский, директор по ИТ компании "Адамас". - Темой RFID мы занимаемся уже шесть лет, за это время было выполнено три опытных проекта, каждый из которых отчетливо показал - пока невыгодно. Станет радио-метка дешевле 2-х рублей - будем внедрять RFID".
Если ориентироваться на предсказания западных аналитиков, то, посмотрев на прогнозный график, можно оценить, в каком году это внедрение предположительно может состояться.
Достаточно наивно полагать, что проблема снижения себестоимости меток - это задача одних только отраслевых разработчиков. Ведь американский опыт свидетельствует - гораздо большую роль играет рост оборота нарождающейся RFID-отрасли, в результате которого в ней появляются деньги в том числе и на НИОКР. Этот тезис хорошо иллюстрирует графическая "пирамидальная" зависимость цены от объема производства.
Зависимость цены на метку от объема производства
Источник: ID Tech Exp, 2009
Если "умным" проектам "Роснано" удастся разорвать замкнутый круг "не покупаем, потому что дорого, не опускаем цены, потому что нет спроса", по которому блуждают сегодня отечественные заказчики и разработчики на RFID-рынке, то это создаст прецедент для всей российской высокотехнологической отрасли, достойный того, чтобы войти в кейсы школ MBA как пример позитивного вмешательства государства в рыночную экономику.
Антон Степанов
CNews: Готова ли ваша компания к внедрению новейших технологий, таких как RFID, self-checkout и пр., а также к переходу к моделям, подобным облачным вычислениям и т.п.?
Сергей Адмиральский: Наша компания всегда готова внедрять технологии, которые могут принести дополнительную выгоду. Так, темой RFID мы занимаемся уже шесть лет, за это время было выполнено три опытных проекта, каждый из которых отчетливо показал - пока невыгодно.
Кассовое самообслуживание в нашем бизнесе (производство, оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями) еще долго будет экзотикой, а облачные вычисления мы давно, с удовольствием и ощутимой выгодой потребляем. К концу года рассчитываем существенно расширить это потребление, переведя в коммерческий дата-центр одно из основных приложений.