|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2011Обзор подготовлен
Одним из ключевых "инноваторов" среди крупнейших мировых ритейлеров является американский гигант Wal-Mart. Именно эта сеть была в числе первых, кто начинал эксперименты с RFID. Обязав идти тем же путем 100 крупнейших своих поставщиков, этот ритейлер создал прецедент достаточно быстрого развертывания RFID, примеру которого, правда, в России даже спустя 6 лет не рискуют последовать.
Когда в апреле 2004 Wal-Mart объявил о внедрении RFID в цепи поставок, весь заинтересованный мир с интересом стал наблюдать за тем, что из этого выйдет. С одной стороны, RFID дает возможность дистанционного считывания персональных данных с товаров, что, по идее, позволяло отказаться от использования ручного сканирования, однако, с другой стороны, невозможность чтения через металл, а также несовершенство RFID-меток не давало 100% гарантии считывания. Справедливости ради надо сказать, что 100% чтения в обозримом будущем не будет, ведь метка может оставаться недоступной радиолучам, располагаться под "невидимым" углом по отношению к сканеру и т.д. Потому человеческий контроль никто не отменит - по крайней мере, пока.
Тем ни менее, начало было положено. В качестве пилотного был выбран район городов Даллас-Форт Уэрт (Dallas-Fort Worth), Техас. Вероятно, выбирая этот регион, руководство Wal-Mart брало в расчет высокую концентрацию населения и высокий уровень его доходов. (К примеру, валовый внутренний продукт штата соизмерим с ВВП России!). А касалась сия затея более ста торговых точек, среди которых торговые центры Wal-Mart, магазины-дискаунтеры и магазины формата "у-дома", а также, распределительный центр неподалеку от Далласа. Исполнителю проекта даже была придумана специальная должность - менеджер по RFID стратегии, которая досталась Симону Лангфорду (Simon Langford).
Симон Лэнгфорд, глобальный менеджер по RFID стратегии Wal-Mart, стал главным "исполнителем" проекта
Основной целью внедрения было решение таких извечных проблем ритейла, как своевременная доставка заканчивающегося товара (out-of-stock) и пересортица. А схема работы виделась следующая: в каждом магазине у входа на склад в зону разгрузки, а также в дверях между складом и торговой зоной размещались RFID-ворота. В процессе выгрузки из машины и при вывозе товаров в торговый зал паллеты и коробки считывались, что позволяло зарегистрировать факт прихода товаров на склад и выкладки его на полку. В дополнение к этой информации анализировались данные, получаемые из кассовых POS-терминалов после покупки товара покупателем. Теперь, имея четкое представление о том, сколько товара было завезено в торговый зал, и какое количество после этого было продано, сотрудники магазина получили возможность контролировать и оперативно выкладывать товары на полки в случае его недостаточного количества в зале. Более того, благодаря объединению в единую сеть серверов каждого магазина с серверами поставщика у последних появлялась возможность в короткое время получать данные о запасах товаров его группы в конкретном магазине и оперативно решать вопрос доставки.
На первом этапе пособниками новой идеологии в автоматической идентификации Wal-Mart "назначил" 8 компаний-поставщиков, среди которых были Gillette, Hewlett-Packard, Johnson&Johnson, Procter&Gamble, Unilever. А уже к началу 2005 года таких "единомышленников", согласных подхватить идею "Великой реорганизации", должно было стать 100. Вернее, правильно сказать, что 100 крупнейших поставщиков будут работать с Wal-Mart с помощью RFID.
Можно себе представить, что творилось в головах руководителей этих "несчастных счастливчиков" из Top 100 поставщиков, но обратной дороги не было, нужно было спешно решать множество вопросов, связанных с внедрением этой еще только появляющейся технологии. Но к счастью для поставщиков на первом этапе глубина проникновения RFID ограничивалась лишь маркировкой паллет и крупных коробок. Однако тенденция уже была, что называется, "налицо" - и хорошего ждать не приходилось. Конечно, оперативный контроль запасов в любом магазине сети помогал поставщикам быть со своим товаром своевременно, но проходить столь сложный путь автоматизации приходилось впервые, а оценить преимущества работы "по-новому" предстояло за свой счет.
Уже к середине 2004 года компаний, официально подтвердивших верность курсу, выбранному Wal-Mart, было 137. Это означало, что появился резерв и "стратегия 2005" имеет все шансы быть реализованной. И ведь она была выполнена почти на все 100% - по состоянию на 31 декабря 2005г девяносто четыре поставщика-таки сумели наладить маркировку своей продукции RFID-метками. "Некоторые поставщики по разным причинам получили свои метки с опозданием, - говорит Лэнгфорд. – Некоторые провели их испытание поздно и обнаружили, что им необходимы метки специальных размеров или свойств, что требует времени для разработки и производства".
RFID-ворота регистрировали факт прихода товара на склад или выкладки его на полку
Далее начались переговоры со "следующими 200" компаниями-поставщиками. По плану им необходимо присоединиться к первопроходцам и начать поставлять свою продукцию промаркированной RFID к 2007 году. Также ширились планы и по оснащению большего количества магазинов и распределительных центров считывающим оборудованием. Предполагалось также довести суммарный объем полученных паллет с 100 тысяч в 2006 году до 2 миллионов в 2007.
Конечно, случались и просчеты в планировании. Так, изначально предполагалось оснастить 12 распределительных центров к концу января 2007 года, однако к этому времени оборудование было развернуто лишь в пяти. Симон Лэнгфорд объясняет этот факт смещением усилий по первостепенному оснащению магазинов. Потому как ранние этапы эксплуатации технологии показали, что в этом случае достигается более быстрый возврат инвестиций, что, в свою очередь обеспечивается, в частности, своевременным пополнением товарами полок. Просчеты коснулись и сроков развертывания в магазинах, Изначально планировалось достичь 1000 уже к январю 2007 года, но удалось это сделать лишь к маю. Отставание объясняют приостановкой внедрения в период октября-декабря 2006, когда любой возможный сбой мог привести к гигантским потерям прибыли в период предрождественского покупательского ажиотажа.
Как бы то ни было, RFID-технология по Wal-Mart’у реализовалась, первоочередные планы были достигнуты, топ-менеджмент как самого гиганта, так и компаний-поставщиков считает прибыль от произведенных инвестиций.
Wal-Mart инициировал масштабный проект по внедрению RFID и не прогадал
По прошествии времени страсти в связи с необходимостью внедрять новшество поулеглись. Персонал магазинов, как и большинство поставщиков, теперь не представляют, как работали ранее без RFID. Но руководство Wal-Mart не дремлет - проникновение RFID в ритейле не ограничивается паллетами и коробками, а постепенно "впитывается" в товары на полках. Среди пионеров оказалась, например, одежда. Проведение инвентаризации, определение точного местоположения на полках для джинсов и носков становится простейшей задачей.
Однако теперь недовольство звучит не со стороны поставщиков, с годами, они научились получать удовольствие от причуд "босса" - Wal-Mart, а от покупателей - люди стали бояться вмешательства в свою частную жизнь. Ведь считается, что, забыв снять метку с купленной пары носков, мы становимся уязвимыми для Большого брата, и наше перемещение может стать достоянием очередного вездесущего Джулиана Ассанджа. Смешно? Было время, когда документы с грифом "Совершенно секретно" было невозможно прочесть без соответствующего допуска, а в "старичке" штрих-коде находили число от лукавого.
Андрей Смирнов