|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2011Обзор подготовлен
Начало RFID-проекта - серьезная головная боль, как для бизнеса, так и для ИТ-отдела. Однако сейчас уже накоплен достаточный опыт такого рода инициатив, преимущественно, правда, на Западе. Их можно изучить, учесть уже найденные подводные камни, чтобы избежать их на своем пути.
Когда-нибудь RFID-технология массово начнет продвигаться и в России. Хотя Роснано совместно с "Ситрониксом" и X5 Retail Group сначала договорились «попробовать» RFID в магазинах, а затем споткнулись на конкретных шагах. Но рано или поздно и на нашей ярморочной площади (читай, торговом центре) будет праздник с применением RFID.
Самое страшное - если представить, что это время настало вчера. В России всё самое страшное всегда случается «вчера», после чего начинается ажиотаж и круглосуточное дежурство в офисах с целью сделать работу вовремя. Вот и ИТ-службе (у нас же почти любое нововведение ложится на плечи ИТ-шников) надо будет, как ужаленной, бегать в поисках решения: с чего начать? С другой стороны, этот путь уже был кем-то пройден. Надо по максимуму использовать накопленный тогда опыт и не раскидывать вокруг себя новые грабли.
Для американской компании Beaver Street Fisheries – крупного поставщика рыбы и морепродуктов, «вчера» настало вместе с инициативой Wal-Mart внедрить среди 100 своих ключевых поставщиков RFID-технологию для контроля и учёта поставок в магазины в Техасе. И хотя компания в это «золотую сотню» не вошла, всё же руководство решило подключиться - если не по объёму поставок, то, по крайней мере, по инновационности.
Началось, как это всегда бывает, с умеренного погружения в тему, изучения основных игроков, поиска интеграторов и поставщиков. Выбор пал на компанию Zebra как на крупного производителя оборудования и расходных материалов. Далее пошла рутинная работа по выбору подходящего принтера/энкодера RFID-этикеток, тестирование материала для особых условий эксплуатации (замороженная рыба любит холод, а этикетки холод не любят) и т.п.
Вырисовалась следующая трёхуровневая схема взаимодействия программного обеспечения (она же сейчас является основной при работе с RFID): WMS система – ПО для работы с RFID считывателями (middle-ware) – ПО для записи/кодирования этикеток. Как правило, тот, кто поставляет middle-ware, тот и является интегратором всей системы.
В качестве оборудования для печати/кодирования, был выбран принтер Zebra R110Xi высокопроизводительное устройство с поддержкой верификации отпечатанных этикеток, где в случае ошибочного кодирования RFID на бракованной этикетке пишется «VOID», что на тот момент для подобного рода оборудования было уникально. К тому же, его обслуживание и дооснащение (отрезчик этикеток, намотчик, смена головки) могло производиться прямо на месте, что облегчало тестирование и позволяло осуществить выбор исходя из всей полноты функционала этого принтера.
RFID-маркировка на конвейере
При выборе меток главным является объём необходимой памяти и характеристики антенны в метке. В качестве поставщика меток, была выбрана компания UPM Raflatac (www.upmrfid.com), производитель самоклеящихся RFID этикеток.
Далее последовал поиск считывающего оборудования. А грамотный выбор подразумевает и изучение влияния окружающей среды, и определение оптимальных для конкретной задачи характеристик антенн, их расположения и удалённости от считывателя.
Первые результаты тестов по считыванию были нерадостные – лишь 50%. Однако при необходимых условиях, определённой сноровке и достаточной практике удалось добиться результата в 90%, а иногда и до 100%.
Обычно после выбора поставщиков и интегратора, окончания всевозможных испытаний и демонстраций начинается внедрение. Началось оно и в Beaver Street Fisheries. Были развёрнуты точки для печати и маркировки, установлены ворота для считывания с погрузчиков, произведено необходимое обучение. Настало время задуматься о ROI - возврате инвестиций.
Бесспорно, такие вещи, как автоматическая идентификация, несут определённые перемены не только в самих бизнес-процессах в компании, но и в мозгах сотрудников. Например, кладовщику никогда прежде по долгу службы не приходилось работать с компьютером, особенно если ему уже за 50. А с приходом RFID квалификация стала требовать серьёзного повышения. Более того, от руководства компании-инноватора, чтобы понять, что теперь ему потребуется больше кладовщиков-маркировщиков, тоже потребуется некоторое творчество. Ведь то, что раньше делалось за 30 секунд, с приходом новой технологий стало делаться за 3 минуты. Выгода в другом: клиент получает оперативность в сборе информации, в её достоверности. Более того, появляется пространство для манёвра в персонале, в функционале программного обеспечения, в оптимизации технологических процессов, возникают вопросы типа: а что ещё можно «выжать» из автоматической идентификации? Вероятно, в поисках ответа на этот вопрос, в Wal-Mart и решились на масштабный, многолетний и многомиллиардный проект по внедрению RFID. Так же и в Beaver Street Fisheries. Перешли от ручного наклеивания отпечатанных на R110Xi этикеток к поточному, конвейерному нанесения этикеток. В этом им помог встраиваемый принтер Zebra R110PAX4, который позволяет и наносить отпечатанную/закодированную этикетку.
Прогрессивному руководству стремящейся стать прогрессивной компании некогда скучать. Даже после того, как процесс отлажен (нередко на это уходят долгие месяцы полные сбоев и нервов) и настало время пожинать плоды. Всегда хочется чего-то большего. Теперь для компании настал черёд сращивания Middle-ware с WMS-системой. Задача непростая и доселе решена она очень немногими. Основная сложность - в корректной работе с RFID оборудованием: отправить на печать этикетку – это не беда, а вот заняться обработкой коллизий при чтении меток, и последующей обработки данных – проблема не из лёгких, особенно, если учесть закрытость большинства WMS или ERP систем от посягательств в недозволенные области софта.
Есть куда расти - и теперь появляется желание "заразить" соседа. После многих лет работы с «хорошим», начинает раздражать когда остальные работают не так, как тебе удобно. Особенно явно это проявляется там, где ты можешь позволить себе высказать своё негативное отношение, как, например, высказала его Beaver Street Fisheries своим поставщикам. Вот постепенно, с освоением новых технологий начинаешь их рекомендовать всем: «Теперь ваша очередь научиться клеить этикетки с RFID! Присоединяйтесь!».
Андрей Смирнов