|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2011Обзор подготовлен
Несмотря на то, что российский ритейл развивается очень активно, технологически он еще сильно отстает от своих западных коллег. Однако благодаря этому отечественная розница имеет возможность пойти по пути внедрения только проверенных решений, на деле доказавших свою эффективность.
Ритейл в России был и остается наиболее активно развивающейся отраслью. Изменения закона о торговле, кризис и его последствия вносят свои коррективы в ведение бизнеса, меняют условия на рынке, приводят к поиску новых инструментов и способов оптимизировать бизнес-процессы. При этом российский ритейл очень молод, и те технологии, которые уже давно делают работу западных ритейлеров более эффективной, только начинают приходить на отечественный рынок.
Но в молодости российской розницы есть и сильная сторона. Российский ритейл имеет возможность внедрять уже современные и проверенные технологии и оборудование, не прибегая к опытам и экспериментам. Следует отметить, что несмотря на все очевидные преимущества использования инновационных технологий в ритейле, позволить себе их могут, как правило, только крупные игроки рынка. Более мелкие не имеют таких финансовых возможностей.
Быть в курсе современных тенденций в области высоких технологий в ритейле очень важно - ведь это позволит выбрать правильное направление развития своего бизнеса. Можно выделить несколько основных технологий, которые сегодня активно развиваются.
На данный момент в странах Европы и США получили большое распространение кассы самообслуживания (Self-Checkout). Кассы самообслуживания – это устройства, в которых клиенты самостоятельно сканируют, упаковывают и оплачивают товар - без помощи персонала магазинов.
Современные покупатели ожидают постоянного роста качества сервиса, и кассы самообслуживания соответствуют их потребностям и желаниям. Неоспоримым преимуществом систем self-chekout для потребителей является сокращение времени, которое покупатель тратит в очереди, что делает процесс покупки более привлекательным, а покупателя более лояльным. У клиента появляется возможность выбора различных форм обслуживания (можно выбрать, как кассу самообслуживания, так и обычную кассу с кассиром) и возможность выбирать различные типы оплат (как наличными, так и картой). Покупатель может контролировать цену каждого изделия и в любой момент проверить свой счет.
Для магазинов использование систем self-chekout также имеет ряд преимуществ. Пропускная способность у касс самообслуживания выше, чем у типичных касс, так как на месте одного кассира можно установить две кассы самообслуживания. Уменьшаются расходы за счет более эффективного использования людских ресурсов. Например: один человек может контролировать 3-4 кассы самообслуживания. Уменьшается уровень воровства за счет встроенных контрольных весов, которые в случае попытки воровства зафиксируют, что общий вес товара отличается от веса товара, который был отсканирован. Магазин, оснащенный системами self-chekout, выглядит более современно и привлекает больше технологически продвинутых покупателей.
Кассы самообслуживания - далеко не единственная новинка, помогающая современному магазину сократить время на обслуживание покупателя. В крупных магазинах все чаще применяется такое решение как queue busting, что в переводе означает "убийца очередей".
Queue busting позволяет существенно повысить пропускную способность кассового узла
Его суть заключается в том, что в часы пик на кассовом узле кроме кассиров работают сотрудники, которые с помощью терминала сбора данных сканируют товары у покупателей, стоящих в очереди, упаковывают их в пакеты и печатают на беспроводном термопринтере так называемый "мягкий чек" со штрих-кодом. Кассир сканирует только штрих-код "мягкого чека", и все товары добавляются в фискальный чек. Таким образом, пропускная способность кассового узла существенно повышается.
Данное решение позволяет использовать рабочую силу невысокой квалификации, плюс данное устройство во время невысоких нагрузок может использоваться в других местах (на приемке товара и инвентаризации, в качестве мобильного принтера для печати ценников). Таким образом, инвестиции ритейлера окупаются быстрее.
Одним из перспективных направлений является развитие систем управления наличностью (Cash Management). Эти системы помогут решить множество проблем, связанных с учетом денежных средств. Во-первых, помогут снизить уровень ошибок при учете наличных - такие ошибки, как правило, возникают по вине персонала. Во-вторых, исключить возможность мошенничества сотрудников на кассах - теперь кассир просто не имеет прямого доступа к наличным.
В-третьих, повысить эффективность работы персонала, так как переставая считать деньги кассир перестает испытывать стресс, связанный с ответственностью за деньги, и может потратить свое время более эффективно. В-четвертых, повысить безопасность функционирования торговой точки за счет сокращения количества краж, потому что деньги в данном случае хранятся в банкомате и открытого доступа к ним нет. Также исключается возможность приемки фальшивых купюр - ведь машина автоматически проверяет все принимаемые купюры на подлинность.
Одна из ключевых тенденций в российском ритейле в настоящее время – развитие интернет-торговли. Механизмы интернет-торговли становятся все более отлаженными и четкими, что значительно повышает рентабельность этого вида бизнеса. Многие магазины и торговые сети открывают свои представительства в интернете и предлагают своим покупателям возможность заказа товаров через интернет. Онлайн-торговля стала определяющим фактором развития ритейла – с этим согласны практически все эксперты рынка и представители розничных сетей. И тенденция роста доли данного вида торговли сохранится и в дальнейшем.
Татьяна Пахомова