|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2011Обзор подготовлен
Кризис заставил ритейлеров переориентироваться на ИТ-решения для повышения эффективности. Сейчас, когда он почти миновал, торговые сети вновь обратили внимание на программные средства, необходимые для роста. Какие решения пользуются наибольшим спросом в ситуации, когда компаниям нужно думать как о развитии, так и о контроле над издержками? Изменилась ли структура спроса на программные решения для автоматизации ритейла за последние два года?
Рассматривая решения для автоматизации ритейла, нельзя пройти мимо пяти всеобъемлющих тенденций, обозначенных Gartner в 2011 году применительно к мировому рынку корпоративного ПО. Это глобализация, реализация, модернизация, социализация и вертикализация.
В разрезе программных средств для ритейла эти тенденции проявляются в виде укрупнения розничных сетей (глобализация рынков), использования SaaS и мобильного доступа (реализация), продолжения оптимизации и повышения эффективности бизнес-процессов с помощью ПО (модернизация), ориентирования на клиента, управления спросом, средств персонального маркетинга (социализация), соответствия ПО специфике бизнеса, появления нишевых продуктов (вертикализация).
Среди приложений, которые окажутся на гребне роста в 2011 году, Gartner выделяет бизнес-аналитику (BI), использование социальных сетей, а также управление цепочками поставок.
Прогнозы изменений в структуре спроса на системы для автоматизации ритейла, о которых говорили эксперты в 2009 году, во многом оправдались. Несмотря на кризис, укрупнение в розничной торговле продолжалось, и крупные сети испытывали потребность в серьезных решениях, жизненно необходимых для роста. Один из самых крупных проектов 2010 года – внедрение системы автоматизации SAP for Retail в Х5 - показал, что слияние компаний в розничной торговле создает потребность в более мощных системах автоматизации.
Сейчас, когда кризисный период практически пройден, системы автоматизации потребуются как для открытия новых объектов при территориальной экспансии, так и для перехода на качественно иной уровень – при существенном расширении или слиянии сетей.
Леонид Якубовский, исполнительный директор "Корус Консалтинг", считает, что именно тенденция к укрупнению сетей в значительной мере повлияла на изменение структуры спроса: "Одновременно с укрупнением рынка спрос смещается в сторону дорогих отчуждаемых решений уровня SAP/R3, которые повышают капитализацию компании и оправдывают ожидания на долгосрочную перспективу.
Параллельно с этим ритейл активно работает с вебом, с облаками – прежде всего, это EDI-решения, решающие задачи интеграции с поставщиками. По мнению г-на Якубовского, за последние годы ритейл привык к таким решениям и осознал их эффективность.
Действительно, большинство компаний планируют развиваться и стараются внедрять ИС "на перспективу". Вместе с тем в крупных сетях работают еще не исчерпавшие себя системы автоматизации. В этом случае максимальной эффективности можно добиться при сочетании инструментов для экстенсивного роста, например, при открытии новых торговых объектов, и инструментов для повышения эффективности уже имеющихся.
Как рассказал CNews Игорь Криушин, исполнительный менеджер РДТЕХ: "Кризис закончился, но оставил разумное и крайне осторожное отношение к ИТ-расходам. Бюджеты уже есть, но инвестируются, в основном, в проекты с коротким сроком окупаемости и с понятным бизнес-результатом.
Именно из-за приоритетности критерия "наличие бизнес-результата" сейчас особенно актуально внедрение систем класса BI. Для того, чтобы что-то оптимизировать, сначала нужно проанализировать то, что уже есть. Например, чтобы оптимизировать складские запасы, надо узнать, насколько эффективно они используются. Аналитика, очевидно, необходима для решения стандартной задачи - анализ спроса - это делают в любом виде бизнеса".
Как считает Александр Заржецкий, руководитель департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли компании "1С-Рарус", значительного изменения структуры спроса в сторону сокращения издержек не произошло, ведь задача по сокращению издержек стоит практически перед каждым проектом: "По большому счету, практически все ИТ-решения в той или иной мере призваны сокращать издержки. Во время кризиса кто-то был озабочен достоверностью оперативного учета, кто-то решал вопросы оптимизации товарной логистики с помощью ИТ-систем, некоторые сосредоточились на финансовом планировании".
С ним согласен и Алексей Борщов, руководитель отдела автоматизации "СофтБаланс": "Сокращать издержки бизнеса и повышать скорость обслуживания – первоочередная задача практически любой системы автоматизации. Выделять эти подзадачи в отдельные программные модули характерно для систем крупного уровня. Наша компания ориентируется на малый и средний бизнес. Для этого сегмента характерны системы "все в одном".
Между тем, две важнейшие задачи ритейлеров, независимо от размеров, – это повышение эффективности работы с клиентам и снижение издержек, связанных с движением товара.
Кризис изменил психологию покупателя, сделав его более прагматичным и избирательным. В этих условиях очень важными становятся инструменты, с помощью которых можно выявлять и анализировать покупательские предпочтения. Средства бизнес-анализа (BI) для выявления покупательских трендов, постоянный мониторинг продаж позволяеют быстро реагировать на изменения потребительских предпочтений, устанавливая наиболее востребованный ассортимент, выставлять оптимальные цены и повышать лояльность покупателей. Кроме того, с помощью BI-решений можно управлять рекламными компаниями и прогнозировать спрос.
Елена Кудрина, исполнительный директор FIT – France Informatique & Technologie, отмечает всплеск интереса к системам бизнес-анализа, который связан именно с желанием "настроить" свой бизнес на потребности покупателей. Такие системы позволяют производить анализ продаж и социологические исследования, отслеживать предпочтения потребителей. Они становятся мощным инструментом для управления ассортиментом и стоимостью товаров. В совокупности все это приводит к повышению доходности бизнеса.
Средства BI позволяют повысить эффективность не только продаж, но и всех процессов, предшествующих им – таких как закупка, доставка, выкладка и пр.. На уровне поставщика – отслеживать цены и акции. На уровне склада – оптимизировать запасы для обеспечения максимальных продаж, избежать как недостатка, так и избытка товара. На уровне магазина – обеспечивать наиболее эффективное взаимодействие со складом, выставлять оптимальные цены, управлять акциями.
Владимир Новиков, технический директор FIT – France Informatique & Technologie, считает, что аналитика может помочь при решении вопросов, возникающих на стыке управления продажами и управления запасами.
Здесь на помощь могут прийти BI-инструменты, которые позволяют отделам закупки и отделам продаж видеть одинаковую картину и координировать действия. Бизнес-анализ отвечает на вопросы: что будет продаваться в данное время дня, недели, года, в праздники, какие запасы необходимы для получения максимальной выгоды, чем можно временно заменить определенный товар, какую цену выставлять и когда ее лучше всего повышать (снижать). А это, в свою очередь, невозможно без анализа потребительских предпочтений и установления закономерностей формирования спроса. Также бизнес-анализ позволяет сказать, почему продажи не оправдали ожидания – из-за нехватки товаров или, наоборот, затоваривания. При этом важнейшими свойствами таких решений является представление результатов в интуитивно понятном виде (графики, схемы, диаграммы) и скорость обработки данных.
Постоянно растущая конкуренция ставит перед ритейлерами и другие вопросы, которые решаются с помощью средств бизнес-анализа. Например, как добиться конкурентного преимущества? Как считает Владимир Новиков, только специализация может принести успех в современных условиях. Для этого нужно определить, какие вопросы компания решает эффективнее всего. И здесь на помощь могут прийти инструменты BI, использование которых и должно обеспечить наибольший успех. Например, Walmart сделала своим конкурентным преимуществом управление цепочками поставок, а Tesco, сфокусировалась на персональном маркетинге.
Примеры проектов по автоматизации розничной торговли,
2010 - март 2011 г.
Компания | Решение | Описание, решаемые задачи | Внедрения, результаты. |
"1С:Бухучет и Торговля" (БИТ)" | "1С:Управление торговлей 8" и "1С:Розница 8" | Контроль приема товаров, финансовых потоков, перемещения товаров между складом и магазином, управление ценообразованием, применение системы лояльности. | Магазины нижнего белья сети DIM компании "Восток Ритейл Групп". |
“1С-Рарус” | "1С:Розница 8", "1С:Управление торговлей 8" и "1С-Рарус:Торговый комплекс. Продовольственные товары, ред. 8" | Усиление контроля за работой магазинов, оптимизация товарооборота, сокращение затаривания складов, усиление контроля работы розничных точек, повышение качества и оперативности обслуживания покупателей, переход к четкому планированию продаж. | Сеть магазинов "Гармония вкуса" и "Гармония чистоты", Нижегородская область. Результат - увеличение числа клиентов в 2 раза, скорости обслуживания в 2,5 раза, снижение затаривания складов на 20%. |
"Астор" (региональный партнер "ЭВМ комплекс"). | "Астор: Ваш магазин" | Ведение оперативного, бухгалтерского, складского и налогового учета, детальный контроль запасов, продаж, ценообразования, торгового пространства, производство; взаиморасчеты; финансы | Сеть розничной и оптовой торговли продуктами питания и бытовой химией "Канна", г. Арзамас, Нижегородская область |
CIBER Russia | novaRetail на базе SAP for Retail | Управление товарными потоками и продажами: формирование ассортимента, контроль логистики, контроль работы с поставщиками, осуществление различных видов продаж (продажа услуг, оптовая торговля, продажи третьим лицам, комиссионная торговля), управление рекламными мероприятиями. | Розничная сеть компании "Мегафон". Сеть гипермаркетов "Мосмарт". Система включает бизнес-сценарии организации розничной торговли, разработанные на основе передовых отраслевых практик. |
GMCS | SAP for Retail | Система управления ключевыми бизнес-процессами в ритейле — ценообразованием, управлением ассортиментом, товародвижением, финансами, заказом товара. | Х5 Retail Group N.V. Число пользователей системы более 2500 человек. |
Ansoft | AVARDA.RetailNetwork – | ERP-решение для автоматизации. Автоматизация операций по закупке, перемещению и продаже товаров, управлению ассортиментом, ценообразованием, работой с поставщиками, финансами и ИТ-инфраструктурой. | 120 магазинов "Полушка", 213 магазинов "Башспирт". Полностью автоматизированы back- и front-офисы магазинов, проведена интеграция системы с бухгалтерской программой "1С" |
France Informatique & Technologie (FIT) | GESTORI Pro (бек-офис) и POS-FIT-K от FIT (кассовая система, front-office) | Автоматизированный программный комплекс для управления товародвижением в сетях супер- и гипермаркетов, включая подсистему управления логистикой склада класса WMS для учета и определения местоположение товаров на распределительных и дистрибьюторских центрах. Особенности: масштабируемость; возможность использования платформ разработки промышленного класса; эффективный удаленный доступ к базе данных. | "Кировский", "Магнолия", АБК Интеграция системы с системами электронного документооборота EDI. Гипермаркет сети DIY "Максидом" в Казани, первый магазин сети "Разбери" в Москве. |
France Informatique & Technologie (FIT) | DiAna: Digital Analytics Pro | Система для бизнес-анализа. | Более 40 розничных сетей в России и Белоруссии, среди них сеть супермаркетов "Кировский" в Екатеринбурге и городах Свердловской области |
CNews Analytics, 2011
По результатам 2010 года можно сделать вывод, что спросом пользуются как решения для повышения эффективности (в первую очередь – эффективности товародвижения и отношений с клиентами), так и жизненно необходимые продукты для учета и контроля ресурсов. Все больший интерес вызывают средства бизнес-анализа, которые дают желаемый результат в форме увеличения эффективности, позволяют внедрить профессиональный подход к принятию решений и снизить долю управленческих ошибок.
Леонид Ефимов
CNews: Изменилась ли структура спроса торговых предприятий на ИТ? Какого рода аппаратные и программные решения востребованы сектором в настоящее время - в мире и в России?
Любовь Рыбакова: Общая тенденция в области ИТ для ритейловых сетей сегодня – уход от "имиджевых" проектов и фокусировка на решении насущных бизнес-задач. К примеру, повышенным вниманием со стороны компаний сегмента non-food пользуются сейчас аналитические решения. При имеющемся разнообразии, как правило, не интегрированных между собой в рамках одной сети программных продуктов быстро наладить оперативный и объективный контроль показателей работы компании можно только за счет использования аналитических решений, например, Business Intelligence (BI).