|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2011Обзор подготовлен
Кризис внес свои коррективы в планы развития торговых предприятий. Многим из них пришлось отказаться от масштабных ИТ-проектов и поддерживать имеющиеся системы. За время вынужденного затишья произошло изменение рыночных условий. Рост закупочных цен, изменение настроений покупательской аудитории, появление новых программных средств заставили ритейлеров по-другому взглянуть на свои ИТ-бюджеты. В каком состоянии находится рынок автоматизации ритейла сейчас, и какие тенденции будут определять его развитие в дальнейшем?
В период кризиса подавляющему большинству компаний в сфере розничной торговли пришлось сокращать расходы на ИТ. Напомним, что согласно данным опроса, проведенного CNews Analytics осенью 2009 года, почти все ритейлеры урезали свои расходы на ИТ (от 10% до 50%). От крупных долгосрочных проектов, направленных на территориальную экспансию и экстенсивный рост, пришлось перейти на быстро окупаемые решения, обеспечивающие повышение эффективности бизнес-процессов, от внедрения новых программных комплексов – к улучшению имеющихся.
В какую сторону будет двигаться рынок дальше? По результатам исследования 2011 Global Retail CIO Survey, охватившего компании Америки и Европы, работающие в сфере розничной торговли (более 117 тысяч магазинов или 8% рынка), можно выделить несколько основных тенденций.
Новой реальностью ритейла признано сокращение ИТ-бюджетов. Именно это ориентирует ритейлеров на повышение эффективности внедрений. Приоритетом пользуются технологии, которые позволяют ориентироваться на потребности клиентов и стимулировать продажи. Также исследование отмечает, что ритейлеры озабочены ростом материальных издержек (особенно – транспортных) и уделяют все больше внимания прогнозированию спроса и планированию перевозок с целью их снижения.
В 2010 году компании, занимающиеся автоматизацией ритейла, полностью или частично преодолели последствия кризиса, а некоторые даже превысили докризисные показатели. Стремление к развитию подталкивает розничных торговцев внедрять системы автоматизации на новых объектах и оптимизировать бизнес-процессы в действующих торговых точках.
Александр Заржецкий, руководитель департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли компании «1С-Рарус», говорит о том, что в 2011 году рынок может достичь докризисных показателей: «Торговые предприятия с головой окунулись в «гонку ИТ-вооружений»: количество интересных проектов значительно выросло. Хотя в течение 2009-2010 года и не было такого бурного роста, как раньше, но в целом, на мой взгляд, кризис для нас прошел достаточно спокойно: в денежном выражении объем бизнеса нашей компании в секторе ритейла остался без изменения. В 2011 году мы рассчитываем восстановить докризисный уровень роста, возможно даже превысив его. Да, в 2009 году была тенденция к сокращению числа масштабных инновационных ИТ-проектов. Но эта тенденция не была «фатальной»: даже в самый разгар кризиса мы не испытывали проблемы с новыми проектами».
Тот факт, что состояние рынка автоматизации торговли близко к докризисному по числу новых проектов, подтверждают и другие эксперты. Однако почти все говорят о том, что отношение ритейлеров к подбору исполнителей и решений поменялось и стало более взвешенным. Это отмечает Кирилл Синицын, заместитель генерального директора компании Ansoft: «Что касается состояния рынка сейчас, то для нашей компании и 2-4 кварталы 2009 года были хорошими. Но в 2010 году интерес к качественным системам автоматизации за разумные деньги вырос еще больше. Наш объем заказов превысил докризисный уровень, и, по самым скромным оценкам, рост составил 50%.
Но даже сейчас, когда ИТ-бюджеты ритейлеров растут, подход к проектам остается по-прежнему строго прагматичным. Перед внедрениями стоят четкие цели – быстрый возврат инвестиций и максимальная приближенность решения к специфике компании. К тому же стало гораздо меньше желающих доплачивать за престижный зарубежный бренд».
По словам опрошенных CNews экспертов, после кризиса приоритет отдается в первую очередь тем решениям, которые быстро устанавливаются, быстро окупаются и максимально соответствуют специфике бизнес-процессов компании. Как говорит Игорь Криушин, исполнительный менеджер РДТЕХ, «Кризис оставил разумное и крайне осторожное отношение к ИТ-расходам. Бюджеты уже есть, но инвестируются, в основном, проекты с коротким сроком окупаемости и с понятным бизнес-результатом. Если раньше проекты по созданию аналитических систем могли длиться годы, то в нынешних условиях это просто невозможно из-за требования бизнеса к быстрой отдаче от внедрения ИТ. Наиболее востребованными стали услуги по оптимизации имеющихся ИТ-систем, настройке производительности приложений и аудиту баз данных. Более того, проекты такого рода позволяют избежать покупки дополнительных средств для наращивания мощностей и, как следствие, экономить на оборудовании и софтверных лицензиях. В качестве тенденции можно отметить рост интереса к BI-системам»
Действительно, несколько крупных сетей еще до начала кризиса внедрили у себя масштабные ИТ-системы для учета и управления и теперь думают об использовании на действующих объектах аналитических решений для обработки огромных массивов накопленных данных и принятия решений по оптимизации своих бизнес-процессов.
Все это способствует развитию тенденции роста внедрений BI-продуктов. Согласно аналитическому обзору российского рынка BI, представленного DSS Consulting, число внедрений BI в торговле за 2008-2010 годы уступает только числу внедрений в госсекторе. Стабильный интерес ритейлеров к аналитическим системам отмечен также в обзоре Tadvizer «Системы для бизнес-анализа (BI) в России 2011»
Сергей Борисов, директор департамента аналитических систем «Микротест», также говорит о росте внедрений решений для снижения издержек: «От массированных закупок сверхсовременного торгового оборудования и многолетних дорогих испытаний применимости западных ERP-систем в российских компаниях ритейлеры перешли к точечным проектам наподобие доработки отдельных учетных модулей или создания BI-решений для анализа цифр по самым острым проблемам. Планирование и бюджетирование, контроль затрат, выпуск всевозможной отчетности для анализа сотен показателей многие торговые компании в 2009-2010 году успешно решали в том числе с помощью BI-инструментов, отняв часть работы у учетных решений. Это нашло своё отражение в пересегментации спроса от учетных решений к BI и CPM.
Тем не менее, рознично-торговые компании переживают с 2009 года не лучшие времена. Рост стоимости закупок одновременно с падением платежеспособного спроса отражается как на общем состоянии индустрии розничной торговли, так и на объеме ИТ-бюджетов ритейлеров. Если в 2010 году его можно было оценить в 0,7% от оборота, то в 2011 году многие компании нацелились уменьшить его до 0,5%. Всё это приведет к продолжению тенденций 2009-2010 года – торговые компании продолжат работать над сокращением издержек и испробуют множество технологичных решений для этой цели».
Тенденцию к укрупнению можно назвать одной из главных в российском ритейле. И чем крупнее сеть, тем, как правило, больше понимание, что экономить нужно с помощью новых технологий, а не за счет отказа от них. Без использования ИТ крупным ритейлерам сложно обеспечить рост в долгосрочной перспективе. Для рынка автоматизации это означает спрос на решения для новых торговых объектов и серьезные средства для бизнес-анализа. Поскольку многие крупные сетевые компании уже используют решения для учета и управления, оптимизация существующих систем (Business Excellence) будет более актуальна для действующих объектов по сравнению с внедрением новых систем. К тому же многие функции в работающих системах автоматизации используются далеко не в полной мере.
Как рассказал Виктор Новинский, директор по работе со страховыми компаниями и предприятиями торговли компании “Инфосистемы Джет”, «сегодня российский ритейл все еще находится в стадии развития, когда ему нужно расширяться, захватывать новые объемы, открывать новые торговые точки, увеличивать присутствие в регионах. Поэтому один и тот же заказчик одновременно решает несколько задач. С одной стороны, занимается формированием ИТ-инфраструктуры с нуля в новых точках продаж или регионах. С другой, модернизирует имеющиеся ИТ-активы в «старых» точках, например, внедряет новые модули CRM или оптимизирует вычислительные мощности. С-третьей, возможно, отдает какие-то бизнес-процессы, в том числе в части ИТ, на аутсорсинг.
Разница между днем вчерашним и сегодняшним в том, что сейчас ИТ-технологии рассматриваются не только как эффективный способ снижения издержек, но также как инструмент, позволяющий вывести на новый уровень логистику, расширить ассортимент товаров и услуг, повысить лояльность клиентов и партнеров».
Леонид Якубовский, исполнительный директор «Корус Консалтинг», говорит об изменениях, которые принесет глобализация рынка: «Одновременно с укрупнением сетей спрос смещается в сторону дорогих решений уровня SAP/R3, которые повышают капитализацию компании и оправдывают ожидания на долгосрочную перспективу. Системы класса ERP для среднего бизнеса будут постепенно исчезать с рынка».
Действительно, крупнейший проект по автоматизации ритейла последних лет – внедрение SAP for Retai для магазинов Х5 Retail Group N.V., связан как раз с тем, что существовавшие ИТ-решения не справлялись с масштабами розничной торговли объединенной компании. Для выхода сети на новый уровень потребовалась система автоматизации нового уровня.
Леонид Якубовский рассказал также о проблемах, связанных с монополизацией рынка: «Торговые сети сокращают собственные издержки и повышают уровень рентабельности за счет ИТ, а затраты перекладываются на поставщиков и покупателей. Причем зачастую даже затраты на внедрение информационных технологий, упрощающих ведение бизнеса, несут сами же поставщики ИТ-решений (например, такой подход практикуют некоторые крупные торговые сети при подключении к EDI – системам внешнего обмена коммерческими документами с партнерами и поставщиками: EDI-провайдеры вынуждены платить торговой сети за подключение к системе, так же, как поставщики товаров платят за то, чтобы именно их товар продавался в этой сети)».
По сравнению с крупными сетями уровень автоматизации торговли в сегменте СМБ заметно ниже. И здесь компании острее почувствовали сложности, связанные с необходимостью развития. Им понадобились качественные решения для учета и управления. Однако, существует определенное количество ритейлеров из сегмента малого бизнеса, которые только начинают задумываться над автоматизацией и выбирают подходящее решение.
По мнению Алексея Борщова, руководителя отдела автоматизации «СофтБаланс», «эластичность сегмента СМБ позволила нам в 2010 году превысить докризисные показатели 2008 года на 10-15%. Аналогичная ситуация просматривается и у наших конкурентов. Существенную часть спроса обеспечивает развитие существующих розничных сетей. Так, в 2009 году половина проектов представляли из себя «апгрейд» устаревших систем. А 80% внедрений 2010 года – новые проекты и объекты. При том, что приток новых предприятий в 2010 году был на низком уровне».
Сейчас, когда вложения в ИТ перестают быть «вынужденными», ритейлеры вновь задумались о росте. Большинство компаний собирается продолжить вложения в ИТ. Однако эти вложения будут совершаться с большой оглядкой на результат и скорость внедрений. Большое внимание уделяется тому, насколько решение соответствует специфике бизнеса. Во многих проектах приоритет будет отдан качественным решениям по доступной цене.
Число внедрений на существующих объектах может быть ограничено тем, что множество сетей пользуется продуктами, которые еще не исчерпали себя. Однако потребность в снижении издержек, выявлении покупательских предпочтений и управлении спросом в действующих торговых объектах подтолкнет ритейлеров к CRM и BI-решениям. Стремление к развитию за счет открытия новых магазинов сохранит спрос на решения для учета и управления.
Вместе с тем, тенденция российского ритейла к укрупнению может привести к появлению новых масштабных проектов по автоматизации.
Леонид Ефимов