|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2011Обзор подготовлен
На любом рынке всегда есть и будут компании-новаторы, готовые внедрять новые технологии, несмотря на кризис. Рынок автоматизации ритейла – не исключение, и в скором времени сразу несколько перспективных ИТ-новинок могут увидеть свет. Какие технологии будут на вооружении розничной торговли в ближайшее время, и какие проблемы на пути внедрения им придется преодолеть?
Не секрет, что российский рынок автоматизации розничной торговли во многом копирует западные решения, но с отставанием в несколько лет. Такие технологии, как RFID и кассы самообслуживания уже применяются в Европе и США. Но значит ли это, что они подойдут и для российских условий?
По словам Елены Кудриной, исполнительного директора компании France Informatique & Technologie (FIT), в ближайшие годы наибольшим спросом, наряду с BI-продуктами, будут пользоваться решения для управления цепочками продаж и средства электронного документооборота (EDI). Повышенный интерес со стороны ритейлеров будет обеспечен и к системам для самообслуживания (Self-Checkout). Эта технология способна серьезно изменить концепцию работы розничной торговли.
EDI позволяют упростить либо полностью заменить обмен бумажными документами между организациями, уменьшить число ошибок (в том числе, исключить ошибки в счетах-фактурах), повысить скорость получения информации, обеспечить 100% точность данных при заказе товара, снизить издержки на пересылку и трудозатраты персонала. К числу условных недостатков технологии можно отнести необходимость подтверждения юридической значимости обмениваемых документов.
Тем не менее, потенциал эффективности электронного документооборота многие уже оценили по достоинству. К реализации крупнейшего проекта по внедрению EDI в ритейле приступили крупнейшая российская розничная сеть Х5 Retail Group и "Корус Консалтинг". Проект планируется завершить в 2011 году, внедрив электронный документооборот во всех торговых точках и распределительных центрах компании (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и другие).
Потенциал EDI в России достаточно велик. Ведь большая часть ритейлеров, внедривших системы электронного документооборота, — сети Москвы и Санкт-Петербурга. В регионах же эта технология пока редко используется по причине недостаточного технического оснащения. Кроме того, ритейлеры опасаются менять существующие, хорошо отлаженные схемы работы.
Между тем, системы электронного документооборота вполне могут расцениваться как инструмент для сокращения издержек. Они не только экономят бумагу и снижают временные затраты, но и сводят к минимуму убытки и ошибки. Например, помогают избежать ситуаций, когда поставка срывается из-за несвоевременного поступления информации или ее искажения.
RFID не случайно вошла в список десяти самых перспективных технологий XXI века по версии издания Business 2.0. Радиометки могут найти применение во всей цепочке поставок, обеспечивая автоматическую передачу данных от одного звена к другому со 100% точностью. Это помогает автоматизировать такие рутинные операции, как прием товаров, избежав при этом ошибок, обеспечить контроль качества, значительно сократить время на инвентаризацию товара на складе или в торговом зале.
Возможно, применение RFID позволит в будущем полностью отказаться от таких операций, как приемка и учет товара, и сократить затраты на кладовщиков и экспедиторов. В целом же технология повышает прозрачность бизнес-процессов и эффективность всех подразделений, принимающих участие в цепочке движения товара.
Применение радиометок сделало возможным контролировать дополнительные издержки, связанные с товародвижением и оценивать их вклад в стоимость продуктов, что особенно актуально для крупных сетей.
Чипы RFID имеют несколько преимуществ перед штрих-кодами: это дальность их действия, объем хранимой информации и высокая скорость чтения. Однако их внедрение в России (в первую очередь, в продовольственных сетях) пока тормозит высокая стоимость чипов по сравнению с обычным штрих-кодированием. В этой связи большие надежды возлагаются на совместный проект "Роснано" и "Ситроникс" по производству RFID-меток.
Кассы самообслуживания (self-checkout) вошли в десятку главных трендов ритейла за последние 20 лет, определенных аналитиками Planet Retail. Эта, безусловно, удобная и перспективная технология должна прийти и в нашу страну.
Снижение человеческого фактора в торговле, исключение воровства кассирами, экономия на зарплате и соцпакете кассиров, сокращение очередей в "часы пик" (и снижение числа оставленных корзин), повышение лояльности "продвинутых" клиентов – вот неполный список преимуществ, которые обещают ритейлерам производители подобных систем.
К числу трудностей, связанных с внедрением систем самообслуживания, относится более длительный срок окупаемости таких проектов по сравнению с Европой. Причина этого в том, что зарплаты кассиров в России значительно ниже, чем на Западе. Дополнительные сложности связаны с продажей алкоголя и табака несовершеннолетним, а также в ночное время.
Первыми в России на эксперимент с кассами самообслуживания решилась розничная сеть "Радуга". Причем проект был реализован на региональных объектах – в магазинах Пензы и Калуги. Система самообслуживания включает в себя функции сканирования товаров и функции приема оплаты. Услуги кассира при этом не требуются, однако для остального персонала магазина пришлось провести дополнительное обучение. Ведь теперь сотрудникам необходимо помогать покупателям при сканировании товара и консультировать их при оплате на автоматическом терминале. Кроме того, после оплаты клиента ждет служба безопасности, которая должна сверить фактическое число товаров с данными чека.
Согласно исследованию, проведенному в 2010 году PricewaterhouseCoopers (PwC), 73% пользователей интернета регулярно общаются в социальных сетях, а 26% уже готовы к тому, чтобы социальные медиа стали основным источником информации о новинках, скидках, акциях, спецпредложениях, которые готовят торговые сети. В исследовании принимали участи более 2 тысяч человек, проживающих в российских городах с населением более 1 миллиона человек.
По данным Forrester, более 50% европейских покупателей уже сейчас обращаются за отзывами об интересующем их товаре именно в социальные сети. Все это позволяет говорить о том, что важность социальных медиа для взаимодействия розничных сетей и их покупателей будет только расти. А отношения между покупателями и ритейлерами все больше будут приобретать персональный характер.
Сравнительно новый путь к покупателю – продажа товаров непосредственно через интернет, также был исследован PwC. Так, больше всего при покупке через интернет ценится экономия времени, возможность доставки на дом, отсутствие очередей. Кроме того, многих привлекает круглосуточное обслуживание.
Для жителей глубинки интернет магазины - это возможность приобрести вещь, которой в их городе просто нет в наличии. А для ритейлеров – возможность найти новых клиентов, не привязанных к их региону.
Вместе с тем, лишь 20% опрошенных в исследовании респондентов готовы производить покупку через интернет. Это говорит об определенной доле недоверия к такому варианту оплаты. Однако исследователи полагают, что рост покупок через интернет (в том числе продовольственных товаров) будет только расти.
Отечественные тенденции использования новых средств автоматизации во многом повторяют внедрения, происходящие на Западе. Как российские эксперты оценивают возможность появления инновационных проектов, которые уже прошли проверку в европейских магазинах?
Такие технологии, как RFID, self-checkout и другие должны получить развитие уже в ближайшие годы, считает Александр Заржецкий , руководитель департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли компании "1С-Рарус": "Сейчас они практически сформировались и прошли апробацию в самых прогрессивных торговых предприятиях Европы. Все говорит о том, что российская розница в самое ближайшее время обратится к этим, без сомнения, полезным технологиям".
С ним согласен Алексей Борщов, руководитель отдела автоматизации группы компаний "СофтБаланс": "Сложно сказать, что станет "хитом" в ближайшие годы, но это однозначно будет связано с персонализацией отношений между ритейлером и покупателем. Этому будет способствовать повышение качества доступа к глобальной сети и развитие мобильных технологий. Но широкое распространение таких технологий, как RFID, будет возможно только после снижения их себестоимости"
Вместе с тем, как рассказал Игорь Криушин, исполнительный менеджер РДТЕХ, несколькими крупными компаниями уже объявлено о построении магазина, где технологии RFID будут использоваться: "Но для продуктового ритейла это будет не совсем экономически оправдано - на дорогое платье можно повестить метку RFID стоимостью в несколько долларов, а на хлеб, естественно, нельзя. Есть сегменты рынка, где все это пойдет на ура - в сетях, где торгуют вещами класса люкс. Поэтому для продуктовых сетей это будет, скорее, рекламная вещь - некая демонстрация высокотехнологичности".
Кирилл Синицын, заместитель генерального директора компании Ansoft, отмечает, что сегодня по прежнему остро стоит вопрос окупаемости всех проектов по техническому переоснащению. "Что касается RFID, то в России она уже активно используется госсектором, но в торговле еще не получила повсеместного распространения, - продолжает он. - Основная причина – высокая стоимость. После просчета всех связанных с внедрением этой технологии затрат, большинство розничных операторов отказываются от нее в сторону штрихкодирования".
Леонид Ефимов
CNews: Заинтересована ли ваша компания во внедрении таких инновационных решений, как RFID, self-checkout, мобильные терминалы и др., а также интеллектуальных информационных систем, таких как системы планирования ассортимента и т.п.? Как вы оцениваете их актуальность для российского рынка ритейл?
Алексей Викторов: Заинтересованы. Что-то внедряем (например, в 2010 закончили внедрение интеллектуальной системы прогнозирования спроса и пополнения наших РЦ). Что-то пока рано. Вообще, я считаю, что с точки зрения трендовых инноваций в нашей стране пока недостаточно предложений.