|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2011Обзор подготовлен
CNews: В результате кризиса рынок системных интеграторов, занимающихся автоматизацией торговли, сократился как по количеству и масштабам проектов, так и в денежном выражении, откатившись, по оценкам экспертов, до уровня 2005 года. Как вы оцениваете темпы восстановления рынка ИТ в секторе ритейл по итогам 2010 г.? Удалось ли вернуться на докризисный уровень? Насколько, по вашим оценкам, вырос рынок по итогам 2010 г. (в %)?
Александр Заржецкий: К сожалению, подтвердить или опровергнуть оценки экспертов по рынку ритейла в целом я не могу: просто нет данных. Могу сказать, что автоматизация розничной торговли в компании «1С-Рарус» во время кризиса не сильно потеряла как в количестве, так и в масштабах проектов. В течение 2009-2010 года не было такого бурного роста, как раньше, но в целом, на мой взгляд, кризис для нас прошел достаточно спокойно. В денежном выражении объем бизнеса нашей компании в секторе ритейл вырос, но, правда, незначительно. В 2011 году мы рассчитываем восстановить докризисные темпы роста, возможно, даже превысить их.
CNews: Насколько опыт преодоления финансовых сложностей 2008-2009 гг. изменил приоритеты и структуру спроса торговых предприятий в области информатизации? Какого рода решения востребованы сектором ритейл в настоящее время?
Александр Заржецкий: Я бы сказал, что спрос стал более «прагматичным»: наши клиенты стали лучше считать деньги и внедрять только те информационные системы, которые действительно приносят экономический эффект. Значительно снизилось количество проектов, выполняемых «для галочки», «чтобы было». Именно с этим я связываю достаточно хорошие показатели нашей работы в последнее время: программные продукты на базе 1С как самые настоящие «рабочие лошадки» позволяют быстро достичь нужных результатов с минимальными затратами.
CNews: Насколько, по вашему опыту, изменился спрос на аутсорсинг сопровождения, обслуживания торговых предприятий?
Александр Заржецкий: Обслуживание информационных систем силами специализированных компаний, на мой взгляд, - самый динамичный сегмент услуг в области ИТ для розницы. Если эффективность крупных проектов в области информатизации часто посчитать достаточно сложно, то с аутсорсингом все очень просто: считаем стоимость собственных расходов и сравниваем с предложением внешних подрядчиков. Очень часто получается, что аутсорсинг сопровождения и денег позволяет сэкономить и повысить управляемость процессов. Эффективность, как говорится, на лицо.
Сейчас это очень хорошо осознали лидеры рынка - крупнейшие федеральные торговые сети. Спрос определяется в первую очередь потребностями этих компаний. Думаю, в 2011-2012 году рынок ИТ-сопровождения будет быстро расти за счет спроса торговых сетей среднего размера. Особенно полезен данный вид сервиса для франчайзинговых сетей: централизованное ИТ-сопровождение их магазинов - практический единственный способ получать качественные услуги за приемлемые деньги.
CNews: Какие выводы ваша компания как разработчик решений для сектора розничной торговли сделала из непростой ситуации конца 2008-2009 гг.? Насколько эффективной оказалась принятая вами стратегия поведения на рынке в этот период?
Александр Заржецкий: Стратегия нашей компании была выработана еще задолго до кризиса: оказывать качественные услуги нашим клиентам, помогая им решать свои задачи с помощью программных продуктов «1С». В кризис эта стратегия оправдала себя на 100%: разрабатываемые нами решения позволяют оптимизировать товарные запасы и финансовые ресурсы, налаживать отношения с потребителями, оперативно получать бухгалтерскую и управленческую отчетность. А использование в наших решениях платформы «1С:Предприятие 8» позволило создавать и внедрять такие решения быстро, качественно и за адекватные деньги.
CNews: Расскажите о наиболее интересных проектах вашей компании в секторе ритейл в 2010 г.
Александр Заржецкий: В 2010 году мы реализовали несколько десятков крупных и интересных проектов, каждый из которых был по-своему уникален и достоин отдельного рассказа. Информацию о таких проектах можно найти на сайтах www.1c.ru и www.rarus.ru в разделе «Внедренные решения».
Лично для меня знаковым стал проект для турецкой компании Collins. Не то чтобы проект был очень сложным или масштабным, но это был первый «интернациональный» проект «1С-Рарус» в ритейле. До этого бывали проекты, которые начинались на территории РФ, а потом расширялись в ближайшее зарубежье - Украина, Казахстан, Белоруссия.
Для Collins мы изначально готовили решение, которое должно было стать «международным»: торговые точки этой компании расположены в 16-ти странах мира. Развертывание системы началось в Турции, сейчас мы работаем с российским представительством компании и планируем развитие проекта в остальных странах присутствия Collins.
Работа над этим проектом убедила меня в том, о чем я ранее только догадывался: функциональность, удобство, надежность и другие особенности решений «1С» для розничной торговли вполне конкурентоспособны на международном рынке.
CNews: Какие инновации ждут российский ритейл в ближайшие годы? Получат ли широкое распространение технологии RFID, self-checkout, мобильные терминалы и др., а также интеллектуальные информационные системы, такие как системы планирования ассортимента и т.п.?
Александр Заржецкий: Все перечисленные технологии сейчас активно внедряются в компаниях, склонных к инновациям и смелым экспериментам. Например, компания «1С-Рарус» имеет в своем «портфолио» проекты и с использованием RFID, и систем самообслуживания, и мобильных терминалов. Но это, скорее, единичные проекты, нежели широко распространенная практика. Считаю, что прогресс остановить невозможно, и перечисленные технологии будут все чаще использоваться в торговле, но до повсеместного их использования, что называется «от Москвы до самых до окраин», еще далеко.
Отдельно хотел сказать пару слов о планировании ассортимента. После решения задач оперативного учета и получения бухгалтерской отчетности, пожалуй, это самая важная задача любого торгового предприятия. Сейчас многие крупные торговые сети (особенно фэшн-ритейл) считают задачу управления ассортиментом самой приоритетной и активно занимаются ее решением. Наша компания имеет опыт успешного решения этих задач на базе продуктов «1С» и предлагает всем заинтересованным компаниям сотрудничество в этом направлении.
CNews: Как вы оцениваете перспективы распространения на российском рынке ритейла моделей, подобных облачным вычислениям и т.п.?
Александр Заржецкий: К «облачным вычислениям» я отношусь спокойно: технология, бесспорно, интересная и очень перспективная. Конечно, она найдет применение в ряде случаев, в том числе, и в розничной торговле. Крупные торговые сети используют элементы технологий облачных вычислений уже сегодня. Например, многие клиенты «1С-Рарус» размещают информационные базы на внешних серверах, часто в европейских дата-центрах, пользуясь «инфраструктурой как сервисом» (IaaS).
Однако, надеяться на то, что облачные вычисления серьезно потеснят традиционные информационные системы в ближайшем будущем я бы не стал.
CNews: Каковы планы вашей компании по развитию на рынке ритейл на ближайшие годы?
Александр Заржецкий: Мы видим широкие перспективы развития направления автоматизации розничной торговли на 2011-2012 годы. Позволю себе отметить только 2 приоритетных направления.
Во-первых, в 2010 году мы перевели одного из самых крупных своих клиентов с уже устаревшей платформы «1С:Предприятие 7.7» на «1С:Предприятие 8». При этом такой достаточно непродолжительный и бюджетный проект позволил компании значительно повысить надежность, производительность, функциональность используемого ИТ-решения. Думаю, что в ближайшее время переход на программы платформы «1С:Предприятие 8» будет актуальным для многих розничных сетей.
Во-вторых, мы активно продвигаем услуги «1С-Рарус» по централизованному ИТ-сопровождению федеральных розничных сетей. Уже подписаны договора по обслуживанию с первыми клиентами. Надеемся, что в ближайшее время их число значительно увеличится.
Мы уверены, что ближайшие год-два станут для российского ритейла годами бурного роста и развития. Мы же планируем всячески способствовать этому росту и помогать нашим клиентам в решении их ИТ-задач.
CNews: Спасибо.