|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2011Обзор подготовлен
CNews: Насколько активно восстанавливался рынок ИТ в секторе ритейла по итогам 2010 года? Вернулся ли спрос на ИТ-решения к докризисным показателям?
Елена Шатохина: По итогам прошлого года рынок ритейла в целом показывает положительную динамику. На наш взгляд, это связано с тем, что в докризисный период было развернуто активное строительство различных торговых комплексов. В 2008-2009 годах многие девелоперы были вынуждены заморозить ряд проектов, но сейчас, когда экономическая ситуация стабилизировалась, они по большей части завершили то, что было начато до 2008 года.
В свою очередь, новые торговые площади требовали заполнения, которое стало возможным благодаря частным предпринимателям, в силу тех или иных причин принявшим решение арендовать павильоны в ТЦ. Это повлекло за собой необходимость установки современного кассового оборудования, приобретения учетных систем, что позволило бы предложить определенный уровень сервиса покупателям и сделать бизнес конкурентоспособным. Для реализации имеющихся задач ритейлерам, естественно, потребовалась система автоматизации. На этом этапе представители многих компаний провели активный мониторинг рынка в поисках относительно недорогих решений. В связи с их активностью на рынке появился спрос на различные ИТ-решения, и этот сегмент рынка в результате вышел на более высокие и стабильные показатели роста, чем в 2008-2009 годах.
Что до представителей среднего и крупного бизнеса, то их положение на рынке не претерпело особенных изменений за последние три-четыре года. Безусловно, кто-то был вынужден уйти, перепродать компанию или заключить договор о слиянии, но, в целом, значительных колебаний в этой сфере не произошло.
Если говорить об общих показателях, то, согласно официальным данным, рынок ИТ-услуг в России достигнет докризисных показателей ($25 млрд) только к следующему году. При этом основной рост пока обеспечивают кредитные организации, телекоммуникационные компании и предприятия государственного сектора. Ритейл, как таковой, в этом списке стоит на четвертом месте.
CNews: Вернулся ли спрос на ИТ-решения к докризисным показателям?
Елена Шатохина: Думаю, можно говорить о том, что спрос на ИТ-решения вернулся к докризисному уровню по показателям некоторых сегментов. Это не значит, что рынок целиком вышел на те обороты, которые были до 2008, но, тем не менее, положительная динамика наблюдается.
CNews: Привел ли кризис к тому, что торговые предприятия стали покупать бюджетное отечественное оборудование и ПО и отказываться от дорогостоящего?
Елена Шатохина: Отечественное компьютерное оснащение и до кризиса занимало небольшой сегмент рынка. Безусловно, есть компании, которые отдают предпочтение российскому «железу», но в большинстве своем клиенты приобретают оборудование китайских фирм, которое находится в низкой ценовой категории. Отчасти это связано с тем, что производители из Китая и других стран, которые специализируются на выпуске недорогой электроники, предлагают покупателям все более широкий ассортимент оборудования, где также представлены различные вариации той или иной модели. В принципе, это оборудование не самое плохое и, несмотря на то, что у каждой компании есть свои нюансы, продукция такого уровня относительно неплохо зарекомендовала себя на рынке. Поэтому покупатели в большинстве своем сейчас выбирают не отечественные, а китайские бренды. Исходя из этого, было бы некорректно говорить, что во время или после кризиса преференции покупателей принадлежат только бюджетному российскому харду («железу»). Есть клиенты, которые ищут оптимальный баланс параметров «цена-качество», и есть представители группы, ориентированной на дорогие бренды.
Возвращаясь к вопросу об отечественном ПО, было бы некорректно говорить о его относительно невысокой цене. Скорее, в данном случае она зависит от функционала – чем больше опций, тем выше стоимость. При этом программное обеспечение российских разработчиков, по нашему глубокому убеждению, сейчас ни в чем не уступает западным аналогам, а где-то их превосходит. Одна из причин заключается в том, что оно максимально оптимизировано под специфику и потребности рынка той страны, где было произведено. Западные разработчики, какой бы качественный продукт они ни предлагали, территориально порой находятся очень далеко, и всю работу по адаптации западного ПО под требования российского рынка в результате выполняют наши специалисты.
Поэтому я считаю, что если система изначально создается в России, для внутреннего рынка, то она будет более адекватна по своим параметрам, чем любые аналоги. Безусловно, в ряде случаев западное ПО отличается наличием более совершенной технологической платформы, но это, опять же, весьма индивидуальный вопрос.
Говоря о материальных затратах, стоит отметить, что отечественное ПО будет дешевле западного. Но это не основной параметр, потому что клиенты выбирают ПО в зависимости от своих потребностей. Если им нужно только продавать товары без внедрения специальных систем для автоматизации контроля за персоналом и реализации систем лояльности покупателей, то нет смысла переплачивать. Если же бизнес разделен территориально, ритейлер имеет много точек продаж, где надо и контролировать персонал, и привлекать покупателей, то в этом случае, стоимость ПО и оборудования будет уже значительно выше.
CNews: Какого рода ИТ-решения наиболее востребованы сектором ритейла в настоящее время?
Елена Шатохина: ERP-системы, в состав которых входят фронт-офис и WMS для распределительных центров.
CNews: Насколько, по Вашему опыту, изменился спрос на услуги по сопровождению, обслуживанию торговых предприятий?
Елена Шатохина: Представители крупного и среднего бизнеса готовы покупать на стороне услуги по сопровождению обслуживания своих систем и оборудования. Если говорить о малом бизнесе, то он не демонстрирует особого желания финансировать внешнее квалифицированное обслуживание. То есть, по большому счету, изменения происходят в крупном и среднем бизнесе, где компании готовы воспользоваться аутсорсингом и финансировать соответствующий комплекс услуг, поставляемых извне.
CNews: Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных проектах вашей компании в секторе ритейла в 2010 году.
Елена Шатохина: Один из наиболее интересных проектов, который наша компания завершила в 2010 году, – внедрение системы управления складом (WMS) в компании «Цветной Централ Маркет». В рамках проекта компания R-Style Softlab реализовала полнофункциональную WMS с использованием адресного хранения товара. Приемка товара, размещение, инвентаризация, внутренние перемещения, списание, отгрузка со склада и пр. — полный набор складских операций был автоматизирован с помощью системы RS-Balance WMS. С целью получения и передачи информации о поставках товара, заявках на отгрузку в торговые павильоны, остатках по складу система интегрирована с фронт-офисным решением Oracle Retail.
Еще один интересный проект, завершенный в 2010 году, – автоматизация сети фирменных магазинов женской одежды и аксессуаров Lo. Эта сеть представлена более чем в 20 городах России и СНГ — в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ижевске, Краснодаре, Красноярске, Новосибирске, Перми, Саратове, Минске, Вологде и др. Система в сети Lo работает по репликационной схеме.
CNews: Какие инновации ждут российский ритейл? Готовы ли интеграторы к внедрению и поддержке этих инноваций?
Елена Шатохина: Сейчас российские ритейлеры обратили внимание на автоматизацию своих распределительных центров с точки зрения установки систем управления складом формата WMS, что позволяет отслеживать остаточные сроки годности и правильную отгрузку товара с нужными сроками годности в магазины в зависимости от различных условий. Разработчики, которые присутствуют на рынке, в том числе и наша компания, имеющая собственный продукт под названием RS-Balance WMS, готовы к внедрению и поддержке такого рода системы. В рамках данной темы мы подготовили доклад «Управление остаточными сроками годности товара на складе. Сложный партионный учет на складе класса “B” компании “Катрон”», который будет зачитан на II Международной конференции «Выбор системы управления складом (WMS) на примерах успешных решений».
CNews: Как Вы оцениваете перспективы распространения на российском рынке ритейла моделей, подобных облачным вычислениям и т.п.?
Елена Шатохина: В сегменте розничного ритейла спрос на данную услугу пока не слишком распространен в силу ряда причин. С одной стороны, облачные вычисления интересны тем, что требуют крайне низкую по затратам техническую инфраструктуру для внедрения. Фактически для работы не нужна установка компьютера и серверов, система стоит в data-центре у разработчика решения, который отвечает за обслуживание и хранение базы данных.
Но, на наш взгляд, у означенной модели есть серьезный недостаток – оперативная работа с фискальными регистраторами, сканером и т.п. Это связано с тем, что все облачные решения функционируют, как правило, в определенном интернет-браузере, где можно получить доступ к ним, пройдя регистрацию. Опция поддержки специализированного оборудования через эти браузеры пока отсутствует как факт. Поэтому, если говорить об облачных решениях для оптовой торговли, то некий минимальный набор функций все же имеется. Для розницы их, к сожалению, пока нет.
CNews: Каковы планы вашей компании по развитию на рынке ритейла на ближайшие годы?
Елена Шатохина: Наши планы традиционно обширны. Из приоритетных можно отметить расширение линейки версий торговой системы для автоматизации различных отраслей розничной торговли. Мы продолжаем продвигать решение RS-Balance «Одежда и обувь» для fashion-индустрии, которое хорошо зарекомендовало себя на рынке. Приоритетным в продвижении является WMS-решение для автоматизации распределительных центров розничной торговли.
Не стоит также забывать о том, что в планах компании — постоянное совершенствование функционала, имеющегося в системе, и добавление в нее новых возможностей, востребованных рынком.
CNews: Спасибо.