|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2012Идея создания для бизнеса собственного языка, состоящего из коротких, однозначно интерпретируемых сообщений, появилась уже достаточно давно. Однако свое практическое значение для коммерции она приобрела лишь с развитием ИТ, а также публикацией и началом использования ряда стандартов, необходимых для ее реализации.
Во второй половине прошлого века появился целый ряд отраслевых и прочих стандартов, помогающих компаниям обмениваться между собой информацией в электронном виде. В качестве примера можно привести американский ANSI X-12, стандарт английских ритейлеров Tradacoms, RosettaNet, применяемый в электронной промышленности и смежных с нею отраслях и целый ряд других, таких как “книгоиздательский” стандарт ONIX XML, “медицинский” HL7, “автомобилестроительный” MMOG/LE, “финансовый” формат OFX и т.д. Значительное влияние на процесс оформления первоначальной идеи создания особого "делового языка" в виде регулярной бизнес-практики оказало создание формата разметки текстовых документов XML, используемого во многих вышеперечисленных стандартах, а также разработка стандартов обмена данными через интернет AS1/AS2 (позволяющих задействовать протоколы SMTP и http) и пр.
Важным моментом стала разработка Международной организацией по стандартизации (ISO) и последующее утверждение ООН в 1987 г. международного стандарта UN/EDIFACT (United Nations rules for Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport), широко применяемого во всем мире и ставшего, в частности, основой для российских ГОСТов. Он используется в системах банковских платежей (например, в международной системе SWIFT), российских системах таможенного контроля и организации перевозок, ритейле и др. Наиболее важное значение в российской и международной практике сегодня, пожалуй, имеет межотраслевой стандарт EANCOM, основной акцент в котором сделан на детальном описании основных сообщений UN/EDIFACT. В частности, поддержка стандарта EANCOM-2002 и формата ECR-Rus XML указаны в списке требований к сертифицированным провайдерам на российском сайте международного некоммерческого партнерства ECR (Efficient Consumer Response), открывшем в нашей стране свое подразделение “Эффективный отклик на запросы потребителей” (ECR-Rus).
Не менее важным аспектом стандартизации является приведение в соответствие с международными требованиями товарной нумерации и присвоения штрих-кодов. Любой российский производитель может бесплатно сделать это, обратившись к официальному представителю добровольной некоммерческой международной организации GS1 в России - "Ассоциации автоматической идентификации "Юнискан/ГС1 Рус". Деятельность ECR-Rus и "ГС1 Рус" во многом определила сегодняшнее состояние российского EDI-рынка, сформировавшегося при их активном участии.
Область для внедрения технологии электронного обмена данными EDI (Electronic Data Interchange) сегодня весьма широка и простирается от локального использования в EDI-подсистемах ERP и прочих ИС до применения в целях создания глобальной инфраструктуры для электронной коммерции и предоставления всевозможных современных электронных сервисов на рынках B2C, G2C, G2G, межотраслевого взаимодействия и пр. Однако наибольшее число EDI-транзакций, как в натуральном, так и денежном измерении, сосредоточено сейчас в сегменте B2B, причем одну из главных ролей на EDI-рынке сегодня играют закрытые межкорпоративные сети, интегрированные с ИС ритейлеров и крупных производителей.
Возможности современных EDI-платформ
Источник: “Корус Консалтинг СНГ”, 2012
В частности, они дают возможность создать для поставщиков ритейлера доверенную информационную среду, позволяющую гарантированно и оперативно доставлять сообщения (представляющие, с точки зрения EDI, прежде всего, некий набор стандартизированных данных и транзакций), необходимые для коммерческого оборота сети, улучшив при этом показатели товарооборота, минимизировав затраты, а также число ошибок, спорных ситуаций и прочих негативных для бизнеса моментов, обусловленных тем, что в автоматизированный процесс “вклинивается” бумажный документооборот и человеческий фактор. Помимо прочего, EDI является для крупных ритейлеров инструментом оптимизации внутренних бизнес-процессов, помогает, в частности, выдерживать единый формат для территориально-распределенной сети магазинов.
"Что касается EDI, то с принятием соответствующих законов все больше и больше компаний начали готовиться к переводу документооборота в электронную форму", - говорит Сергей Козырь, директор по информационным системам "О’Кей".
Понятно, что основное преимущество EDI кроется не только (и не столько) в электронном формате документов, сколько в глубине интеграции с ИС, достигаемой благодаря стандартизации и широкому использованию профессиональных сервисов, позволяющих решить множество проблем, в том числе и тех, которые специфичны, в первую очередь, для РФ. "Более распространенным стало использование EDI, data mining решений для анализа клиентской среды, целевого маркетинга и прогнозирования спроса", - комментирует Дмитрий Сытин, заместитель генерального директора по ИТ группы компаний "Утконос".
Многие российские сети, стремясь достичь наибольшего эффекта от новой технологии, сегодня стараются перевести на EDI всех своих поставщиков - от крупных, некоторые из которых имеют свои собственные EDI-платформы, интегрированные с ERP производителя, до небольших, для которых разрабатываются простые веб-интерфейсы и программные решения, позволяющие им работать даже на нестабильном канале связи с низкой пропускной способностью (в режиме “полу-офлайн”), а также пользоваться экономичными тарифными планами.
“Сегодня можно говорить о том, что ритейл окончательно “разобрался” и понял, что такое технология EDI и зачем она нужна. Вопросов о том, что она дает бизнесу более не возникает. Это серьезное и качественное изменение, показатель зрелости отрасли. Рынок EDI растет примерно на 100% за год, и при этом остается неудовлетворенный спрос,” - считает Леонид Якубовский, гендиректор “Корус Консалтинг СНГ”. К этому можно добавить, что значительный вклад в процесс осознания возможностей EDI в сетевом ритейле внесли специализированные в области EDI ИТ-компании.
Особенностью текущего момента развития EDI является то, что большинство российских торговых компаний пользуются услугами специализированных EDI-провайдеров. Поэтому, не вдаваясь в тонкости ИТ, можно, с чисто утилитарной точки зрения, попытаться описать сегодня EDI как тот сервис, который получает поставщик или сеть после установки провайдером (а иногда - и самостоятельно) EDI-шлюза (конвертера), что позволяет напрямую обмениваться электронными документами с контрагентами. При этом помощь провайдера позволяет в значительной мере абстрагироваться от платформ, каналов, видов соединений, стандартов и форматов, целого ряда вопросов, связанных с обеспечением ИБ, организацией техподдержки, ведением электронных архивов, а также развивать сервис по мере возникновения в том необходимости.
Некоторые из заказчиков и провайдеров EDI-сервисов (по состоянию на июль 2010 г.)
Источник: Комитет по техобеспечению ECR-Rus, 2011
Общение с провайдером, конечно, не снимает все проблемы полностью, однако позволяет простым способом найти путь к их наиболее эффективному решению. Ведь провайдер не только предоставит свои технические ресурсы и экспертизу, но и поможет с обучением персонала и проконсультирует руководителей торговой компании. Многие крупные сети и производители предпочитают работать с поставщиками при помощи не одного, а сразу нескольких независимых провайдеров, хотя на практике часто можно наблюдать картину, когда основной объем заказов проходит через одного из них, а число первоначально отобранных ритейлером провайдеров со временем уменьшается.
Антон Степанов