|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2012Future Store (магазин будущего) невозможно представить себе без бизнес-аналитики, без практического применения BI (Business Intelligence). В то же время, на необъятных российских просторах будущее розничной торговли напоминает, скорее, линию горизонта, отдаляющуюся от наблюдателя по мере его к ней приближения. Поэтому, пусть чуть менее интересным, но зато гораздо более актуальным является вопрос о том, какие отраслевые BI-решения доступны для сотрудников одиночных “магазинов настоящего” и владельцев средних и небольших торговых сетей.
Бизнес-аналитика выполняет в отечественных магазинах и сетях различные функции, причем, порою, самые неожиданные. В российской глубинке рассказы о BI до сих пор, наверное, воспринимаются как истории о жизни кинозвезд в глянцевых изданиях, помогающие на несколько минут забыть о тяготах реальной жизни. Чем, в общем-то, почти исчерпываются реальные возможности его применения. “До чего же все-таки, наверное, хорошая штука - этот самый BI,” – должно быть, думает управляющий какого-нибудь регионального магазина небольшой местной сети, закрывая случайно попавший к нему ИТ-журнал. А затем, держа в одной руке мобильный телефон, лезет туда, где лучше связь, - на крышу, - привычно прислушиваясь к шуму работающего внизу дизельного генератора, бесперебойно снабжающего электричеством холодильные горки.
И его легко можно понять. Ведь другим способом часто бывает невозможным осуществить на практике электронный документооборот – не получится своевременно передать в центральный офис прикрепленный к письму электронной почты файл в формате Excel с еженедельным отчетом о продажах. Так может быть подавляющему числу работников отечественной торговли BI, в его современном понимании, и не нужен? Прежде чем торопиться с ответом, давайте, сначала, заглянем в историю этого вопроса.
В мире есть немало BI-решений для торговли, способных масштабироваться под любой размер торгового бизнеса, рассчитанных на самые разные вкусы и размеры кошельков, из которых достают деньги, чтобы их оплатить. И это неудивительно. Торговля была и остается одной из основных отраслей, создающих спрос на инновационные ИТ-разработки. Многие считают, что появлению на свет BI мы во многом обязаны ритейлу, постоянно создающему подкрепленный платежеспособностью спрос на “умную” и высокопроизводительную обработку хорошо структурированных данных, всегда имеющихся у торговых предприятий в изобилии.
По вполне понятным причинам, основной спрос на BI-решения генерируют территориально распределенные компании холдингового типа, нуждающиеся в том, чтобы управлять сетью своих подразделений из единого центра. Именно к такому типу компаний относится практически любая современная крупная или средняя торговая сеть, стремящаяся выдержать единый формат во всех своих магазинах и, в то же время, попытаться учесть локальные особенности спроса в конкретной торговой точке.
Внедрения BI-продуктов в различных структурных подразделениях компаний за 2008-2010 гг. на территории России
Источник: DSS Consulting, 2011
Впрочем, одних лишь чисто теоретических соображений не хватит для того, чтобы разобраться до конца в потребностях отечественного ритейла, в котором можно найти не так уж и много простых, хорошо понятных закономерностей. В частности, некоторые аналитики отметили, что достаточно долгое время “продовольственные” ритейлеры, которым BI, пожалуй, был нужнее всего, несколько отставали в деле его использования от сетей non-food.
Карта информатизации несколько оживившегося после экономического кризиса отечественного ритейла динамично меняется. Каждый месяц на ней появляются новые “флажки”, отмечающие интересные внедрения, для полноценного описания которых ни хватит места ни в одной статье. Поэтому мы не будем подробно рассказывать о подавляющих воображение не только своей беспрецедентной мощью, но и ценой решениях и соответствующих внедрениях. Поговорим лучше о реальных возможностях российских ритейлеров и проблемах, с которыми они сталкиваются, пытаясь найти на рынке “BI для всех” - решение, отвечающее потребностям основной массы работников отечественной торговли.
Технологические лидеры отечественной торговли, сетевые ритейлеры, в своем большинстве, успешно проделали долгий путь от “самописных” решений, установленных в каждом из купленных или арендованных сетью магазинов, до внедрения наилучшей с их точки зрения ERP. Они создали СХД, с той или иной степенью успеха оптимизировали и автоматизировали бизнес-процессы в торговом зале, складе или распределительном центре и даже вложились с инфраструктуру ЦОД и каналы связи (если мы говорим о крупных игроках этого рынка). В то же время, даже те, у кого сегодня есть деньги на масштабные инвестиции, соблюдают сегодня известную осторожность. В частности, одно только знаменитое на весь мир имя ИТ-вендора, привлекательно выглядящее в глазах потенциальных инвесторов, западных акционеров и прочих лиц, которых за рубежом принято обозначать словом stakeholders, перестало быть решающим аргументом.
Получив опыт преодоления кризиса, во время которого надо было не только работать с достаточно “тонкой” маржой, но и находить деньги на дальнейшее развитие, многие розничные компании все чаще начинают задумываться о действительной эффективности внедряемых ими ИТ-решений. Сегодня их к этому дополнительно подталкивает целый ряд факторов.
Во-первых, современные покупатели, все чаще стали разбираться в акциях ритейлеров не хуже заправских сетевых маркетологов. И, определенно, перестали гнушаться тем, чтобы посмотреть на цену еще до того, как положить товар в свою корзину и идти с ним к кассе. Во-вторых, экономия от масштаба деятельности имеет оборотной стороной сложность управления разросшейся сетью своих собственных, арендованных или недавно приобретенных у бывших конкурентов магазинов, складов, вспомогательных производств, транспортных цехов и пр. Это может, со временем, превратить любую достаточно крупную торговую сеть в конгломерат слабо связанных между собой, недостаточно эффективно функционирующих бизнес-единиц. В список этих факторов, в частности, входит и изменяющееся законодательство, оставляющее все меньше лазеек для того, чтобы, пользуясь своей рыночной силой, зарабатывать деньги различными, относительно несложными способами и покрывать ими просчеты в своей основной деятельности, а также перспектива конкуренции с крупнейшими западными игроками, эффективно применяющими ИТ.
Вступление России в ВТО рано или поздно станет реальностью, свершившимся фактом. Вполне возможно, что многие ритейлеры от этого окажутся в выигрыше. Тем не менее, статьи и книжки с историями о том, как локальным игрокам удавалось успешно противостоять территориальной экспансии крупных компаний, все чаще перелистывают сегодня не только владельцы небольших региональных сетей, но и федеральные ритейлеры, просчитывающие варианты развития событий после того момента, как в РФ начнут активно работать известные международные корпорации вроде Wal-Mart.
Все вышеперечисленные, а также ряд других соображений, определяет текущую политику сетевых игроков разного масштаба в отношении ИТ.
“ИТ помогают нам исполнить, а не сформировать стратегию, но роль их сегодня крайне важна. Ритейл – есть ритейл, все дело в нюансах. Это чудовищно транзакционный бизнес с огромным числом операций в единицу времени. Конечно же, нужно, чтобы все эти операции в результате позволяли зарабатывать деньги, не приносили убытка. Нужно четко понимать, на чем ты выигрываешь, а на чем – теряешь,” – расставляет акценты Кирилл Евстегнеев, исполнительный директор Федерального закупочного союза «Система «T3C».
“Если говорить об ИТ (в ритейле) в целом, то в прошлом году были наиболее востребованы BI и CRM системы. В первую очередь, это связано с общей тенденцией рынка к контролю информации и ее анализу в реальном времени. Эта тенденция вызвана распространением различных систем лояльности, а также общемировым трендом сделать максимально удобной работу с аналитической информацией с целью повышения контроля над бизнесом,” - сообщил Алексей Лаврухин, руководитель управления POS-решений компании “Атол“.
Эксперты приводят длинный список задач, которые розничным компаниям можно решить (или существенно облегчить их решение) при помощи такого инструмента как BI. В него входит управление маркетингом, в т.ч. дисконтные программы и программы лояльности, комплексный анализ товародвижения и ранжирование поставщиков по ряду критериев, управление портфелем собственных торговых марок и товарными категориями, бюджетирование, прогнозирование спроса и финансовое планирование, моделирование различных стратегических сценариев и мн. др.
Общая же идея заключается в том, что ритейлу нужны решения, учитывающие специфику торговой отрасли, дающие возможность уйти от реагирования на уже случившееся к проактивному управлению. Это позволило бы повысить эффективность и сохранить темпы развития при любой конъюнктуре рынка. BI, по мнению практиков и экспертов, - это один из инструментов, позволяющий торговому предприятию перейти от чисто бухгалтерского учета к управленческому, задействую при этом современные ИТ-технологии.
В торговой отрасли продолжаются процессы консолидации, но большинство игроков сегодня все еще попадает под определение “небольшое торговое предприятие”. “Если внимательно посмотреть на ИТ-архитектуру маленьких магазинов, то она, чаще всего, одинакова: простейшая компьютерная сеть, проложенная знакомыми ИТ-шниками, пара-тройка компьютеров с продуктами 1С, одна или две кассы с инфракрасным сканером, интегрированные с 1С и т.д. Ими востребованы примерно это оборудование и программные решения. Мне кажется, что более сложные ИТ-решения не востребованы этим сегментом ритейла,” – поделился наблюдениями Дмитрий Сытин, заместитель генерального директора по ИТ группы компаний «Утконос».
В то же время, даже управляющему небольшим одиночным магазином приходится удерживать в голове столько цифр, обстоятельств и соображений, что ИТ-разработчикам кажется достаточно очевидным, что дело лишь за тем, чтобы понять, что действительно хочет розничная отрасль, а затем попытаться создать и предложить ей удобный ИТ-инструмент.
Антон Степанов