|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2012Российский сектор розничной торговли является наиболее динамичным из всех секторов экономики и моментально реагирует на все происходящие изменения. ИТ-сегмент старается не отстать от рынка, демонстрируя значительный прирост. Однако многим западным инновациям в нашей стране пока не рады.
Восстановившись после кризиса, российский ритейл в 2011 г. продолжил свой рост. По мнению главы Союза независимых сетей России Олега Пономарева, формирование рынка организованной розничной торговли РФ может быть завершено к 2015 г.
Наиболее активно в настоящее время в России создаются гипермаркеты. По данным Олега Пономарева, в 2012 г. их доля на рынке розничной торговли достигнет 18% против 13% в 2011 году. Доля супермаркетов постепенно будет снижаться и в 2012 г. предположительно составит 20% против 21% в 2011 году. Вместе с ними постепенно будет уменьшаться процент "универсамов у дома" - до 36% против 39% в 2011 г., а также рынок и ярмарок (11% против 12% в 2011 г.). Неизменной останется доля жестких дискаунтеров и "магазинов у дома" (10% и 5% соответственно).
Одновременно на российском рынке розничной торговли появляется все больше международных ритейлеров - в 2012 г. их будет уже 10% против 9% в 2011 г. Доля федеральных торговых сетей также возрастет в 2012 г. до 28% против 26% в 2011 г. Доля региональных независимых сетей в 2012 г. останется неизменной (34%), а несетевой торговли снизится до 28% против 31% в 2011 г.
По оценке Олега Пономарева, сектор ритейла по итогам 2011 г. увеличился на 10%. Наибольший рост выручки (21%) продемонстрировали независимые региональные сети, а Топ-20 показал 16%. Прогноз на 2012 г. по рынку в целом 7%, в том числе по региональным сетям – 29%, а по Топ-20 – 15%.
По данным Nielsen, рынок розничной торговли в России не сильно концентрирован, поэтому у него есть огромный потенциал и перспективы развития: "Концентрация ритейла в России по сравнению с крупнейшими европейскими странами очень мала. Если сравнить показатель формата гипермаркета площадью более 2,5 тыс. кв. м. на тысячу жителей в России и Европе, то российский показатель составляет всего 2 против европейского 14, - рассказала руководитель группы по работе с предприятиями розничной торговли Nielsen Наталья Барышникова на саммите Retail Business Russia - 2011 (RBR). - Супермаркетов на тысячу жителей в России - 43, в то время как в Европе - 182. Однако торговля в России активно развивается, и средние темпы роста форматов современной торговли по количеству торговых точек составляют 40%".
Вместе с рынком ритейла не менее активно развивается и сектор, связанный с информатизацией и техническим оснащением торговых предприятий. Очередной отчет IDC Russia Vertical Markets 2011–2015 Forecast свидетельствует о том, что в 2011 - 2015 гг. расходы на ИТ в России будут расти ежегодно в среднем на 11,6% и в 2015 г. составят 41,1 млрд долл. Наиболее высокими темпы роста будут для предприятий розничной торговли (в среднем 17,4% в год).
Аналогичные оценки развитию ИТ-сектора ритейла дают в "1С-Рарус". По оценкам экспертов этой компании, темпы роста в 2011 г. составили от 10% до 20% в зависимости от направления. "Наибольший рост был замечен в области ИТ-услуг, мы его связываем в первую очередь с общим усложнением ИТ-инфраструктуры и возросшими масштабами проектов автоматизации", - считают эксперты компании.
Некоторые из опрошенных CNews экспертов придерживаются иного мнения. Например, по мнению специалистов R-Style Softlab, по итогам 2011 г. рынок ИТ в ритейле вырос на 40%.
Среди основных тенденций этого сегмента – обновление уже имеющихся у крупных ритейлеров систем. "По нашим наблюдениям, в 2010-2011 г. ритейлеры начали задумываться о переходах на новые версии систем, и это массовое явление. Процесс уже начался, и в 2012 -2013 гг. мы увидим обновление систем крупных ритейлеров",- считают в "Корус Консалтинг".
Кроме того, все более популярным становится использование мобильных устройств при приобретении товаров и совершение покупок в режиме онлайн. "Список покупок сейчас переходит в смартфоны, но пока только 10% покупателей в мире пользуются ими, когда идут в магазин, - рассказал Дмитрий Белоногов, директор Saatchi&Saatchi в России на саммите Retail Business Russia-2011 (RBR). - Возрастает также популярность покупок онлайн. Чаще всего покупают через интернет в Нидерландах и Великобритании - около 5%. В России покупают онлайн всего 1,1%". По его мнению, в ближайшие годы доля онлайн продаж в мире может составить 20-40%.
Что касается пристрастий ритейлеров, то опрошенные CNews эксперты отмечают, что они стали больше внимания уделять повышению лояльности покупателей и сокращению издержек. "В области полноценных проектов автоматизации 2011 г. ознаменовался повышенным интересом заказчиков к внедрению электронного документооборота, финансового планирования и бюджетирования, автоматизации учета основных средств и т. п. В связи с этим были сильно востребованы услуги по интеграции различных информационных систем",- рассказывают в "1С-Рарус".
По мнению специалистов компании "РДТех", одними из важнейших тенденций становятся увеличение объема продаж через различные каналы, в том числе интернет, а также непрерывный рост числа маркетинговых активностей (как на самостоятельных порталах, так и в соцсетях), которые помогают сетям в борьбе за покупателя. Поэтому наряду с ростом потребности в аналитических системах, призванных поддерживать процесс принятия управленческих решений на основе достоверной информации, возрастает спрос на системы класса CRM, а также интерес к технологиям построения и управления корпоративными порталами.
Значительно вырос интерес со стороны ритейлеров к ERP- и WMS-системам. "На сегодняшний день разработка отраслевых решений для ритейлеров является одним из самых перспективных и выгодных направлений на рынке автоматизированных систем для бизнеса", - считают в компании R-Style Softlab.
Одновременно активизировались региональные заказчики, которые в связи с постепенным развитием сектора ритейл не только в российской столице, но и за ее пределами, почувствовали рост конкуренции и начали предпринимать меры по оптимизации своего бизнеса.
Однако ритейлеры не слишком торопятся увеличивать свои ИТ-бюджеты. Они, напротив, пошли по пути жесткого экономического обоснования необходимости внедрения того или иного решения, оценки сроков его окупаемости и соответствия бизнес-задачам организации, обеспечения гарантий возврата инвестиций, а также одновременно ужесточили требования к интеграторам в отношении качества реализации проектов.
Возможно, по причине стремления к сокращению сроков окупаемости ИТ-проектов в России до сих пор не получили широкого распространения активно развивающиеся на Западе инновационные решения, в первую очередь, кассы Self Checkout, технологии RFID, "убийцы очередей" и т.д.
Кроме того, причину непопулярности подобных решений с России эксперты видят и в нашей российской ментальности. "Некоторые компании уже пытались внедрить процесс упаковки товара непосредственно перед продажей на кассе для сокращения очереди, но, к сожалению, существенного положительного эффекта это не дало,- рассказывают в R-Style Softlab. - Поэтому на данный момент спрос на такие инновационные решения не слишком велик. Да и в ближайшем будущем они скорее станут разовыми проектами в сфере торговли, нежели общим правилом".
"На данный момент по-прежнему наблюдается ряд критичных проблем, которые не позволяют этому направлению выстрелить, - продолжают в "АйТи". - Среди них дороговизна RFID-меток, неготовность ряда ритейлеров (в основном, дискаунтеров) к переходу на безналичный расчет, неграмотность покупателя, ведущая к долгому времени обслуживания и росту очередей и т.д."
"Пока что использование новых технологий ограничивается затратами, связанными с их использованием. Однако интерес со стороны заказчиков проявляется все больше и больше,- говорят в группе компаний АТОЛ. - Их использование пока еще ограничивается сознанием самих покупателей – они привыкли к обслуживанию кассиром, и необходимо время, чтобы сломать устоявшиеся стереотипы".
Наталья Рудычева / CNews Analytics