|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2012Распространение мобильных решений в торговле – один из неизбежных трендов сегодняшнего дня. Они необходимы не только современным магазинам, но и покупателям. Что предлагает современный рынок?
Ситуация в современном розничном бизнесе стремительно меняется. Если раньше потребитель практически всегда приходил к продавцу, то сегодня сам продавец вынужден заинтересовывать потребителя ассортиментом, ценами и уровнем сервиса. В связи с этим на первый план в стратегических целях ритейлеров выходит повышение степени удовлетворенности и лояльности клиентов. Мобильные решения являются одним из средств, с помощью которых данные цели могут быть достигнуты. Кроме того, они способствуют и решению и других, не менее важных, задач – снижению затрат и повышению производительности труда.
Усилившаяся конкуренция между торговыми сетями сделала современных покупателей очень "избалованными". Они уже не хотят стоять в очередях, и для многих скопление народа на кассах в "часы пик" является достаточным поводом для отказа от покупок. Кроме того, вполне закономерным является желание потребителя перед покупкой получить как можно больше информации о предлагаемых товарах, их потребительских свойствах, составе и качестве, причем наиболее удобным для него способом, в идеале – на собственное мобильное устройство Кроме того, покупатели очень чутко реагируют на изменения в ценах: более низкая цена или дополнительная скидка в большинстве случаев предопределяют выбор магазина для совершения покупок.
Необходимость удовлетворять потребности современного "искушенного" покупателя заставляет ритейлеров искать новые пути для оптимизации деятельности, улучшения ассортимента и повышения качества обслуживания клиентов. Мобильные решения на сегодняшний день являются одним из наиболее активно развивающихся секторов рынка торгового оборудования. Производители и разработчики стараются в каждой новинке удовлетворить множество выдвигаемых к торговому оборудованию требований – это скорость работы, высокий класс защиты, пропускная способность, надежность работы.
Использование таких решений помогает увеличивать продажи, позволяет эффективно бороться с очередями, осуществлять разъездную и автоматизировать мобильную торговлю. Владельцы торговых предприятий также хорошо понимают преимущества использования мобильных решений для автоматизации бизнес-процессов, поскольку они позволяют им в режиме реального времени видеть статистику продаж, а следовательно, прогнозировать изменения предпочтений покупателей и быстро подстраивать под них ассортимент своего торгового предприятия.
Ничего нового в данной технологии, разумеется, нет – на Западе она успешно применяется с начала 2000-х годов. Одной из основных проблем крупных сетевых магазинов является неравномерность нагрузки на кассы, когда в "часы пик" скопление людей в магазине достигает большой концентрации, кассы перестают справляться с обработкой товара и появляются очереди. Недостаточная пропускная способность касс в такие периоды раздражает покупателей, приводит к появлению отказов от покупок (клиенты бросают корзину и уходят, не дождавшись своей очереди) и в целом отрицательно сказывается на лояльности покупателей к данной торговой точке.
Размещение в торговом зале дополнительных рабочих мест кассиров не всегда возможно (площади не "резиновые"), но самый главный минус подобного подхода в том, что большую часть рабочего времени не в "часы пик" дополнительные кассы будут простаивать.
Технологию Queue Busting можно рассматривать как один из вариантов решения проблемы неравномерной загрузки касс. В "часы пик", когда на кассах появляются очереди, на помощь кассирам приходят сотрудники торгового зала, которые с помощью мобильных терминалов сбора данных сканируют товары, выбранные покупателями, пока те стоят в очереди. Отсканированные товары складываются в отдельный пакеты для которого печатается специальная этикетка со штрих-кодом – так называемый "мягкий чек", который впоследствии сканируется на расчетно-кассовом узле, покупателю выдается фискальный чек и производится расчет. Данная технология позволяет значительно ускорить процесс формирования чека и повысить пропускную способность кассовых терминалов.
С необходимостью консультировать покупателей по различным характеристикам товара чаще всего сталкиваются продавцы непродуктовой розницы. Покупателям для принятия решения зачастую требуются подробные консультации по потребительским свойствам и параметрам товара. Продавцы же далеко не всегда могут проконсультировать покупателя, поскольку просто не владеют данной информацией. В результате клиент, не получив требуемой информации, может остаться недовольным качеством оказываемого сервиса и отказаться от покупки.
В качестве решений Guided Selling, помогающих покупателю определиться с выбором товара, когда он уже находится на территории магазина, могут выступать либо информационные киоски, с помощью которых он самостоятельно получает требуемую информацию, либо мобильные терминалы, которые используют продавцы-консультанты.
В информационных киосках покупатель самостоятельно получает требуемые сведения о товаре
Мобильное решение Guided Selling позволяет продавцам торгового зала консультировать покупателей по подробным характеристикам товара, подбирать аналоги, а также контролировать наличие товара на складе. В системе в качестве дополнения к терминалам могут также использоваться мобильные принтеры для печати чеков. Применение подобной системы помогает консультантам быстро отвечать на любые вопросы о свойствах товара, предлагать сопутствующие товары, опции и скидки. Непосредственно в торговом зале продавец может распечатать товарный чек и отправить заказ на кассу, тем самым ускорив процесс покупки товара.
Мировая практика показывает, что применение решений Guided Selling в значительной степени повышает качество сервиса и удовлетворенность покупателей, что, в свою очередь, положительно сказывается на производительности магазина и увеличении объема продаж.
Как уже упоминалось, гибкая ценовая политика является одним из самых действенных инструментов привлечения и удержания покупателей. С помощью мобильных устройств, позволяющих печатать ценники в режиме реального времени, менеджеры торговых залов решают задачу по оперативному контролю и переоценке товаров. Мобильные устройства печати дают возможность работать с ценниками более эффективно: значительно ускоряют процесс маркировки товара, снижают затраты на дополнительную рабочую силу и дают возможность гибко оперировать ценами в условиях жесткой конкуренции.
Использование мобильного комплекса из терминала сбора данных и принтера предоставляет возможность мгновенной переоценки товара при несовпадении цен на этикетке и в учетной системе. При несоответствии цен терминал подает на мобильный принтер команду печати новой этикетки с правильной ценой, которую можно наклеить поверх неправильной. Связь между оборудованием осуществляется по беспроводному каналу. Все современное мобильное оборудование не громоздкое и достаточно удобно в работе.
Благодаря множеству дополнительных возможностей, которые дает ритейлу использование мобильных технологий, данные решения на сегодняшний день являются одним из наиболее перспективных направлений развития розничной торговли. В условиях жесткой конкуренции в торговой сфере и снижения общего уровня доходности, основным направлением развития бизнеса является увеличение эффективности работы торгового предприятия. Мобильные решения позволяют увеличить точность и скорость обработки информации сотрудником, повысить производительность труда, а также оптимизировать операционные расходы магазина. Но главное – с их помощью можно привлечь покупателей, предоставив им современный высокотехнологичный сервис.
Максим Никитин