|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2012Облачные технологии – одна из самых модных и обсуждаемых тем прошедшего 2011 г. О своем решении воспользоваться услугами по новой модели заявляют и бизнес, и госсектор. Однако представителей сектора ритейл в их числе немного.
За последние несколько лет термин "облачные вычисления" прочно обосновался в лексиконе большинства профессиональных ИТ-специалистов, а сами облачные сервисы приобретают все большую популярность. Наибольший интерес к "облакам" традиционно проявляют ИТ-сектор, телекоммуникационные компании и масс-медиа. В отчетах ряда исследователей отмечается растущий интерес к облачным вычислениям со стороны предприятий других сфер деятельности: финсектора, страхования, туристического бизнеса.
Интерес к "облакам" со стороны промышленных предприятий и розничной торговли пока не очевиден, хотя многие эксперты видят будущий рост "облачных" сервисов в том числе и в этих отраслях.
ИТ-руководители крупных предприятий розничной торговли относятся к модной технологии "облачных вычислений" достаточно спокойно – каких-то очевидных преимуществ именно для ритейла "облака" не несут. Ряд предприятий используют облачные инфраструктурные решения, арендуя сервера в дата-центрах, в том числе и зарубежных. Готовых облачных решений для розницы на рынке немного. В частности, можно отметить онлайн-сервис "МойСклад", в 2011 г. запустивший ПО "МойСклад.Розница", позволяющее контролировать работу небольших торговых сетей, получать оперативную статистику продаж и управлять складским учетом.
Ожидать, что "облака" серьезно потеснят традиционные ИТ-системы, не стоит. Большинство интеграторов не прогнозируют какого-либо повышенного интереса ритейла к SaaS и довольно сдержанно комментируют общие перспективы развития облачных вычислений применимо к данной отрасли. Наталья Гурова, руководитель практики розничных решений компании Columbus, отвечая на вопрос о заинтересованности ритейлеров в облачных SaaS решениях, отмечает: "Облачные SaaS решения пользуются заметной популярностью в сегменте среднего и малого бизнеса, однако всеобщего бума на розничном рынке в ближайший год мы не ожидаем".
В плане перспектив использования облачных SaaS-решений ритейл мало чем отличается от других отраслей бизнеса. Для крупных игроков рынка интерес к облачным технологиям обусловлен необходимостью усовершенствования инфраструктуры: им, как и любым другим крупным предприятиям, необходимо повысить надежность ИТ-систем, обеспечить масштабируемость решений, ну и очевидное желание – сократить затраты на поддержку инфраструктуры. В этом плане для крупного ритейла наибольший интерес представляет гибридная "облачная модель", в рамках которой клиент может работать одновременно с частным и общедоступным "облаком", распределяя между ними различные задачи. Гибкость подобного подхода позволит удовлетворить большинство потребностей розницы – обеспечить рост и масштабируемость инфраструктуры, сократить затраты и обеспечить приемлемый уровень безопасности и конфиденциальности данных.
Малый бизнес также может быть заинтересован в "облачных" решениях, но уже по другим причинам. Например, Александр Заржецкий, руководитель департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли компании "Рарус", отмечает готовность небольших предприятий использовать "облачные" технологии с целью минимизации своих затрат по использованию программных продуктов, когда потребность в них не регулярная, либо "локальное" использование продукта вызывает затруднения. "Например, популярна аренда "облачного" бухгалтерского софта для небольших компаний, которые используют его для формирования фискальной отчетности при минимальном объеме первичных документов", - подчеркивает г-н Заржецкий.
Сергей Горьков, руководитель отдела автоматизации продовольственных предприятий компании "Рарус", в свою очередь, говорит об интересе ритейлеров к внедрению "облачных" сервисов для решения локальных задач. По его словам, это позволяет существенно сократить затраты на собственные службы поддержки, а также свести к минимуму количество ошибок. В качестве примера он приводит сервис мониторинга инфраструктуры розничного предприятия (МИРП), который позволяет сократить затраты на обслуживание оборудования, уменьшить время его простоя и оптимизировать закупки торгового оборудования, а также контролировать прохождение электронных документов. Если ранее "Рарус" предлагал данный сервис только самым крупным клиентам, то сейчас данная технология доступна всем заказчикам компании.
Интерес ритейла к "облакам" может подогреть активное внедрение систем электронного документооборота (EDI). По словам Леонида Якубовского, генерального директора "Корус Консалтинг СНГ", высокими спросом должна пользоваться такая услуга, как сдача налоговой отчетности, при реализованной интеграции с EDI. В качестве примера он приводит "облачный" сервис, с которым он столкнулся в Финляндии, когда "сторонний EDI-провайдер полностью ведет бумажный документооборот для крупных торговых сетей (распечатывает, упаковывает и отправляет почтой бумажные документы контрагентам и в государственные службы)". Отечественные поставщики решений в сфере защищенного электронного документооборота активно работают над расширением спектра услуг за счет SaaS. В этой связи особо стоит отметить компанию "СКБ Контур", активно продвигающую ряд "облачных" сервисов для бизнеса.
Для отечественного предпринимателя, владеющего небольшим торговым бизнесом, вопрос автоматизации редко стоит на первом месте. Многие небольшие торговые точки до сих пор ведут учет с помощью Excel и бумажных документов, отдавая бухгалтерский учет на аутсорсинг. При этом абсолютное большинство предпринимателей осознает необходимость перехода на современные технологии ведения бизнеса.
Основное преимущество SaaS-решений для малого бизнеса – их доступность. Аренда программного обеспечения обходится значительно дешевле приобретения лицензий и внедрения "коробочных" продуктов, при этом плата обычно взымается помесячно. Всеми усовершенствованиями сервиса занимается разработчик. Обновления сразу же становятся доступны всем клиентам, при этом дополнительная плата за это обычно не взымается. Затраты как в начале, так и в процессе использования продукта, минимальны. Основное узкое место подобной системы – необходимость постоянного доступа к сети интернет, грозящая простоем торговой точки в случае отсутствия связи.
Помимо доступности, SaaS решения обладают рядом дополнительных преимуществ. Среди них возможность быстрого старта работы благодаря отсутствию необходимости устанавливать дополнительное ПО; гибко регулировать число рабочих мест, при необходимости добавляя или убирая учетные записи сотрудников, при этом плата взимается за фактически используемые рабочие места; объединить в одной системе несколько торговых точек и вести единый учет.
Подобные решения очень интересны для владельцев небольших магазинов, работающих на ЕНВД. Действующее законодательство позволяет не применять при ведении деятельности кассовые аппараты, поэтому они вполне могут использовать онлайн-сервисы для фиксирования операций. Возможность отслеживать торговую деятельность в режиме онлайн из любого места, где доступен интернет, не может не заинтересовать большинство предпринимателей, особенно когда торговых точек не одна, а несколько. В секторе СМБ для SaaS перспективы должны быть достаточно радужными, и есть надежда, что именно онлайн-сервисы станут основным драйвером развития систем автоматизации розничной торговли в ближайшие годы.
Для примера можно привести положительные результаты деятельности сервиса "МойСклад" за 2011 г, опубликованные на его официальном сайте: в прошлом году число его клиентов достигло 1000, а одним из совладельцев сервиса стала компания "1С", что в значительной степени повысило его капитализацию. Также было реализовано множество улучшений в работе самого сервиса, произведена интеграция с различными платежными системами. Минимальная стоимость аренды составляет 240 руб./мес. – достаточно привлекательная цена даже для самого мелкого бизнеса. Разработчики сервиса с оптимизмом смотрят в будущее и планируют расширять функционал и улучшать возможности решения. В частности, станет возможной временная работа в офлайне и интеграция с фискальными регистраторами.
Сдерживающие факторы традиционные: недостаточная информированность руководителей небольшого бизнеса о возможностях SaaS, а также неуверенность в надежности и сохранности информации при использовании "облачных" сервисов. Именно на повышении осведомленности среднестатистического руководителя малого бизнеса о возможностях SaaS нужно сделать упор всем поставщикам подобных услуг.
Максим Никитин