|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2012По оценке ряда ведущих мировых аналитических компаний (Gartner, Forrester, IDC) платформа Oracle|ATG Web Commerce считается одним из лучших на рынке решений уровня предприятия. Какие основные особенности и возможности позволяют ей удовлетворить потребности торговых компаний и претендовать на роль лидера?
Современные системы электронной коммерции уже выросли из «просто сайтов, где можно что-то купить». Атака со стороны ритейлера на покупателей идет по нескольким фронтам: интернет-магазины, мобильная и социальная коммерция, телемаркетинг и т.д.
Многоканальная торговля позволяет охватить различные сегменты потребителей с помощью самых разных форматов продвижения и учесть индивидуальные предпочтения покупателей. С другой стороны, важно не только привлечение, но и удержание клиентов. Это значит, что в игру вступают системы управления отношениями с клиентами и лояльностью, а также приложения, которые позволяют персонализировать услуги и предложения под конкретного покупателя.
Сценарий покупки в многоканальной системе электронной коммерции
Если раньше речь шла лишь о присутствии на рынке электронной коммерции, то теперь отечественные ритейл-компании ставят себе целью увеличение коэффициента конверсии посетителей в покупателей, увеличение объёма заказов, уменьшение совокупной стоимости владения. К платформам электронной коммерции предъявляются всё более жёсткие требования. Этим объясняется наметившаяся тенденция отказа от самописных систем в пользу современных промышленных платформ. С одной стороны, они могут адаптироваться под специфику бизнеса конкретной компании (и в этом смысле не уступают решениям, самостоятельно разработанным компанией «под себя»). С другой стороны, обладают более широкими возможностями для привлечения и удержания клиентов, повышения коэффициента конверсии. Наконец, такие платформы имеют хороший запас прочности и готовы к потенциальному расширению объемов продаж.
По оценке ряда ведущих мировых аналитических компаний (Gartner, Forrester, IDC) платформа Oracle|ATG Web Commerce (ее официальным поставщиком в России и Европе со статусом Oracle|ATG Solution Partner является компания EPAM Systems) считается одним из лучших на рынке решений уровня предприятия. Какие основные особенности и возможности позволяют этой платформе удовлетворить потребности торговых компаний и претендовать на роль лидера?
Платформа Oraсle|ATG Web Commerce имеет модульную структуру. В ее состав входят низкоуровневые компоненты и программные сервисы: репозитории каталогов и пользователей, ценовые калькуляторы, функции управления контентом и персонализации, покупательская корзина и т.д. На базе этих компонентов и сервисов построено приложение электронной коммерции и модули административного управления. Именно с ними взаимодействуют пользователи – конечные покупатели и персонал ритейл-компании, обслуживающий систему электронной торговли.
Основные модули платформы и бизнес приложения Oracle|ATG Web Commerce
Компоненты и модули можно гибко настраивать под специфику бизнеса организации. Кроме того, есть возможность интегрировать в систему электронной торговли и свои собственные разработанные компоненты.
CRS является шаблонным примером реализации электронного магазина и входит в поставку Oracle|ATG Web Commerce в виде отдельного приложения. На его базе разработчики могут быстро создать электронный магазин, отвечающий конкретным требованиям бизнеса. Приложение поставляется с исходным кодом и набором тестовых данных. Через интерфейс сайта для пользователей становятся доступными большинство функциональных возможностей и сервисов платформы, таких как: просмотр каталога товаров и поиск по нему; детальное описание товара, скидки, рекомендации; покупательская корзина, процесс оформления покупки и история заказов; личный кабинет пользователя.
Commerce Reference Store – домашняя страница
Начиная с версии 10.1, в поставку Oracle|ATG Web Commerce входят мобильные версии CRS (веб-версия для смартфонов и приложение для iPhone). Они обладают таким же функционалом, что и «большой брат», но оптимизированы для небольших экранов с сенсорным управлением. Мобильные версии также поставляются с исходным кодом, что дает возможность быстро кастомизировать решение под требования конкретной компании.
Решение позволяет размещать несколько веб-сайтов электронной коммерции на одном физическом сервере. В зависимости от потребностей компании сайты могут иметь разные или общие каталоги товаров и корзину, отличаться по визуальному оформлению, языку, валютам расчёта. Что это означает для бизнеса? Во-первых, можно снизить расходы на оборудование (физические серверы); во-вторых, значительно упростить процессы поддержки сети сайтов.
Интерфейс BCC предназначен для бизнес-пользователей. Функции управления платформой разделяются на две основные группы.
Администрирование контента: поддерживаются все базовые операции - от управления элементами (товары, цены, шаблоны страниц) до развертывания сайтов.
Персонализация: создание и настройка правил генерации контента сайта в зависимости от типа пользователя и его персональных настроек.
В системе поддерживается версионность данных, а также процесс просмотра и утверждения сделанных изменений (например, обновление каталога, цен, правил скидок) до того, как они начинают использоваться в производственной версии системы. Возможна конфигурация системы с промежуточными серверами - для тестирования изменений контента до выхода в производство. В Oracle|ATG Web Commerce предусмотрено разграничение административных функций и уровней доступа.
BCC позволяет ИТ-специалистам расширять возможности системы за счет разработки дополнительных административных и функциональных модулей.
Business Control Center – редактирование информации о товаре в каталоге
Помимо базовых функций работы с каталогами, товарами и ценами, модуль мерчендайзинга, входящий в состав системы, позволяет задавать временные рамки размещения товаров на сайте, указывать различные шаблоны страниц для отображения разных товаров и категорий, задавать цену на уровне прайс-листов и отдельных товарных позиций, задавать статические и динамические рекомендации связанных товаров (cross-sell, upsell).
Начиная с версии 10.1, в состав системы входит визуальный мерчендайзинг – редактирование структуры каталога, категорий и товарной информации непосредственно на страницах сайта магазина (в тестовом режиме). Преимущества очевидны – изменения сразу показываются в том виде, в котором их увидят посетители сайта.
Отдельного внимания заслуживает мерчендайзинг поиска (searchandising): специалист компании может задавать правила, влияющие на вывод результатов поиска для пользователей сайта. Примерами действия правил могут быть: перенаправление на заданную страницу (вместо страницы результатов поиска), исключение определённых товаров из списка результатов поиска, изменение сортировки результатов в соответствии с весами атрибутов товара, размещение определённых товаров в верхних позициях результатов поиска.
Oracle|ATG Web Commerce предоставляет гибкий механизм работы со скидками: есть возможность задавать правила на разных уровнях (скидка на товар, на заказ в целом, на доставку). Скидка определяется в зависимости от количества товаров, по цене, по времени покупки. В распоряжении мерчендайзера есть удобные инструменты (мастера и конструкторы), которые позволяют задавать нужные правила через интуитивно понятный интерфейс. В версии 10.1 правила можно определять и для бесплатных подарков к заказу.
К скидкам могут быть привязаны купоны – в этом случае для активации скидки покупатель вводит код купона на странице с корзиной или при оплате покупки.
Дополнительные возможности для повышения объемов продаж дает функциональность для настройки специальных сценариев для поддержки бизнес-процессов, выходящих за стандартные модели персонализации и мерчендайзинга. К примеру, покупатель зарегистрировался в электронном магазине, набрал товары в корзину, но так и не стал покупать их. В этом случае можно настроить сценарий таким образом, чтобы через несколько дней на электронную почту покупателя пришло письмо с напоминанием об отложенных в корзине товарах и предложением скидки на них. Другой пример – показ покупателю рекламы товаров, которые могут быть интересны лично ему. Их выбор осуществляется на основе анализа информации, которая есть в личном кабинете этого покупателя.
Для настройки сценариев используется встроенный визуальный редактор, позволяющий без программирования конструировать сложные последовательности действий с различными условиями и ветвлениями.
Визуальный редактор сценариев
Встроенная система отчетности включает в себя набор шаблонов отчетов, которые охватывают следующие области.
Эффективность веб-коммерции: определяется объем продаж, количество посетителей и покупателей, работа центра поддержки и т.д.
Аналитика по товарам: определятся статистика продаж и возвратов по отдельным продуктам, анализируется информация о посетителях и поисковых запросах, связанных с заказами и т.д.
Эффективность рекламных акций: подсчитывается статистика по использованию рекламных акций покупателями, определяется влияние отдельных рекламных акций на полученный доход и др.
Эффективность функций поиска: оценивается статистика использования поиска, время отклика системы на поисковые запросы, анализируются данные о ключевых словах, используемых в поисковых запросах, связь между запросами покупателей и продажами.
В зависимости от потребностей компании возможна разработка собственных шаблонов отчетов.
Наряду с моделью business-to-consumer (B2C), Oracle|ATG Web Commerce поддерживает и модель business-to-business (B2B), когда в качестве покупателя выступает не конечный пользователь, а бизнес. Для такой модели характерны:
В поставку продукта входит модуль B2B, предоставляющий перечисленные выше сервисы, а также пример имплементации веб-сайта B2B – Motorprise, моделирующий бизнес оптового поставщика автомобильных запчастей.
В составе платформы Oracle|ATG Web Commerce есть и отдельное приложение для операторов службы телефонной поддержки электронного магазина. Удобный веб-интерфейс позволяет операторам вести учёт обращений клиентов, просматривать историю заказов и проверять их статус, оформлять заказы по телефону или изменять (по просьбе покупателя) заказы, сделанные в Интернет-магазине.
CSC – рабочее место оператора службы поддержки продаж
Систему можно настроить на автоматическое создание задач для операторов (например, позвонить клиенту и подтвердить заказ, полученный с веб сайта, сумма которого превышает заданный лимит).
Платформа предоставляет обширный набор программных интерфейсов (веб-сервисов) для интеграции с внешними приложениями. Система исполнения заказов, система складского учета, платежные системы – это типичные примеры решений-кандидатов для интеграции с электронным магазином через программные интерфейсы платформы.
Отдельно стоит отметить, что планы по развитию платформы Oracle|ATG Web Commerce предполагают ее дальнейшую интеграцию с различными продуктами Oracle, в частности, Siebel CRM, Oracle E-Business Suite, Oracle Retail Suite, а также Oracle Fusion Middleware. В этом случае пользователи получат интегрированное решение от одного производителя, которое будет покрывать широкий спектр технических и бизнес-задач в таких пересекающихся сферах, как электронная коммерция, исполнение заказов и управление отношениями с клиентами.
Oracle|ATG Web Commerce является одним из популярных решений для электронной торговли уровня среднего и крупного бизнеса. В число компаний, которые взяли его на вооружение, входят BestBuy, AT&T, Castorama, Sephora, Tesco, LEGO, Oriflame и другие. С помощью системы удается повысить эффективность при привлечении новых клиентов, переводе посетителей сайта в разряд покупателей и повышении уровня их лояльности.
Данил Мельников