|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2012Опыт показывает, что все предприятия на определенной ступени своего развития начинают задумываться о передаче непрофильных функций на аутсорсинг. Каким должен быть аутсорсер в ритейле? Об этом в интервью CNews рассказал Станислав Бродянский, вице-президент по развитию бизнеса «ЦРТ Сервис».
CNews: Насколько ритейлеры заинтересованы в сотрудничестве с аутсорсерами?
Станислав Бродянский: В своем развитии ритейлеры постоянно сталкиваются с необходимостью приобретения большого количества ИТ-техники и торгового оборудования, а также их последующего сервисного обслуживания. Это всегда сопровождается не только финансовыми, но и организационными затратами. И всегда хочется уменьшить свою «головную боль», высвободив ресурсы в виде денег или времени на ведение бизнеса, то есть отдать непрофильные вопросы на аутсорсинг. Лучше всего – «под ключ».
Чаще об аутсорсинге «под ключ» в процессе оснащения и обслуживания магазинов беспокоятся не отдельно существующие торговые точки, а сетевые ритейлеры, у которых есть разветвленная структура магазинов. Между тем, задача технического оснащения и обслуживания торговых точек «под ключ» часто оказывается достаточно сложной. Долгое время ни одна компания на российском рынке не была готова предложить услугу, включающую в себя заботу обо всем, что находится в магазине.
Это оказалось под силу только «ЦРТ Сервис», крупнейшей федеральной сервисной компании. Сегодня «ЦРТ Сервис» открывает магазины «под ключ», включая проектирование, техническое оснащение и обслуживание всего парка техники.
CNews: Из чего состоит технический парк ритейлеров?
Станислав Бродянский: Ритейлеры бывают разные. Наши потенциальные заказчики – это крупные компании или компании среднего уровня, как правило – сетевые. Такие ритейлеры имеют центральный офис, торговые точки и распределительный центр.
Технический парк этих компаний включает большое количество различного оборудования. Обычно он состоит из автоматизированных рабочих мест, мест кассиров, периферийных офисных устройств, сетевого оборудования и инженерных систем: кондиционирования, вентиляции, камер видеонаблюдения, охранно-пожарных систем. Количество оборудования, входящего в технический парк крупных ритейлеров, зачастую исчисляется десятками тысяч единиц техники.
CNews: Какие проблемы связаны с обслуживанием оборудования, задействованного в сфере розничной торговли?
Станислав Бродянский: Проблем много. Прежде всего, каждый вид оборудования требует определенного подхода в обслуживании. К примеру, в случае с контрольно-кассовой техникой (ККТ) работы по сервису может выполнять только внешний подрядчик – центр технического обслуживания (ЦТО). Причем не каждая сервисная компания имеет аккредитацию на этот вид деятельности, поэтому ритейлерам важно подходить очень внимательно к организации сервиса ККТ.
Впрочем, как и других видов техники. Те же системы пожаротушения - их установка и облуживание строго регламентируется законом. Именно поэтому техническим сервисом должны заниматься квалифицированные сервисные компании, имеющие все необходимые сертификаты и лицензии согласно нормам российского законодательства.
Другая важная проблема – спонтанность и хаотичность создания и эксплуатации технических парков в ритейле, недостаточное качество оборудования. В период кризиса компании сокращали расходы на ИТ-инфраструктуру, но бизнес все равно требовал обновления парка техники. Поэтому оборудование приобреталось, но, зачастую, по принципу, что дешевле, чтобы поскорее закрыть те дыры, которые были в техническом оснащении компаний.
Эта тенденция была популярна в 2010 - 2011 годах. В результате, если смотреть на ритейл сегодня, особенно за пределами крупных городов, парк техники розничных компаний может состоять из оборудования различных производителей, временами до пятнадцати. Значительная часть оборудования не отличается износостойкостью, часто ломается. При этом понятно, что аппаратам разных производителей нужны разные запасные части, разные принципы обслуживания.
И получается, что ритейлер, чтобы поддерживать свой парк техники в рабочем состоянии, должен заключить массу контрактов на обслуживание с разными компаниями. И получить вместо удобства и экономии массу ненужных ему непрофильных бизнес-процессов. Кроме того, бывает трудно привести к единому знаменателю уровень оказания услуг подрядчиками, структурировать отчетные документы, что приводит к тому, что ритейлер не видит общей картины обслуживания всего парка техники, а также дополнительных затрат, которые с этим связаны.
Все эти недостатки работы с множеством сервисных партнеров составили основу для создания услуги технического оснащения и обслуживания магазинов «под ключ», которую наша компания, «ЦРТ Сервис», предлагает на рынке. Пока мы единственные, кто реально может делать такие проекты своими силами.
CNews: В чем суть проекта технического оснащения и обслуживания магазинов «под ключ»?
Станислав Бродянский: Мы полностью берем на себя заботу о техническом парке ритейлеров. О магазинах, офисах, распределительных центрах (по распределительным центрам, в том числе, оказываем услуги по их автоматизации). Розничные компании заключают контракт с нами и больше не думают о своем оборудовании, о технических проблемах, связанных с открытием новых торговых точек или эксплуатацией существующих.
Мы формируем технический парк в соответствии с потребностями заказчиков и задачами оптимизации бизнес-процессов, следим за состоянием техники, ремонтируем. Все сервисные услуги «ЦРТ Сервис» оказывает в формате on-site, т.е. на месте эксплуатации оборудования. В результате заказчик получает удобство, экономию, качество и оперативность.
Особенно это важно для магазинов. Их много, они зачастую разбросаны по большой территории, а нужно, чтобы вся техника в них бесперебойно работала. И здесь оптимальный вариант – отдать магазины на обслуживание «под ключ». Однако прежде такая услуга на рынке технического аутсорсинга была недоступна.
CNews: Какие ресурсы вам необходимо было привлечь, чтобы организовать систему техобслуживания «под ключ»?
Станислав Бродянский: Компания «ЦРТ Сервис» за более чем 5 лет успешной работы на рынке аутсорсинга сумела создать уникальную собственную сервисную инфраструктуру. Уникальную по охвату, так как мы обслуживаем всю территорию России силами более чем 2500 сервисных инженеров. Уникальную по компетенции и портфелю услуг – мы работаем с огромным количеством техники – контрольно-кассовой, весовой, оргтехникой, сетевым оборудованием, периферийными устройствами, а также инженерными системами.
При этом мы сумели организовать on-site сервис (обслуживание на месте эксплуатации) на 1/6 части суши, мониторинг процессов, происходящих внутри инфраструктуры заказчиков, и быстрое устранение неисправностей.
CNews: Эта услуга доступна во всех регионах России?
Станислав Бродянский: Да, именно так.
CNews: Вне зависимости от размера и формата торговых точек?
Станислав Бродянский: Да. От поселкового магазина до столичного супермаркета.
CNews: Назовите, пожалуйста, те виды оборудования, которые вы поставляете и обслуживаете?
Станислав Бродянский: Контрольно-кассовая техника, весовое оборудование, офисная техника, электрооборудование, сетевое оборудование, холодильное оборудование, системы кондиционирования и вентиляции, охранно-пожарные системы, системы контроля доступа, противокражные системы и др. В принципе, все то, что необходимо для нормального функционирования любого магазина.
CNews: Каковы преимущества предлагаемой вами формы сотрудничества?
Станислав Бродянский: Главное преимущество - это системный подход. Многие ритейлеры сейчас недовольны своим техническим парком и организацией его обслуживания. Компании начинают пересматривать свои бюджеты и менять старый парк на более современную, качественную и надежную технику, причем по принципу единообразия. То есть, технический парк, сосредоточенный в торговых точках, после детальной инвентаризации должен быть приведен в соответствие с реализуемой стратегией развития компании, должны быть определены оптимальные ресурсы, а мы именно та компания, которая может помочь в этом процессе.
Мы помогаем заказчикам сформировать предложение по замене, усовершенствованию оборудования, а также производим качественное сервисное обслуживание по принципу «одного окна» на всей территории России. Для своих заказчиков «ЦРТ Сервис» формирует готовую систему: продуманный технический парк и его комплексное обслуживание. Это позволяет ритейлерам сосредоточиться непосредственно на своем бизнесе и не отвлекаться на сопутствующие задачи.
CNews: Насколько это выгодно ритейлерам?
Станислав Бродянский: Я бы сказал, что это не только выгодно, но и, в современных условиях жесткой конкуренции, просто необходимо. Невозможно иметь лучший технический парк, создавая и обслуживая его бессистемно. Выгода системного подхода состоит не только в оптимизации финансовых показателей, что включает в себя сокращение затрат на содержание ИТ-инфраструктуры, но и в повышении эффективности бизнес-процессов, HR-менеджмента, предотвращении оттока ресурсов компаний в непрофильные направления.
Приведу пример, чтобы проиллюстрировать свою мысль. Ритейлер собирается открыть магазин в регионе. Ему нужно закупить технику и организовать ее сервисное обслуживание. И он начинает заключать контракты с разными компаниями. Таких контрактов для открытия торговой точки может быть более 30. Проста ли задача по сведению этих контрактов в систему? Выгоден ли такой подход? Очевидно, что нет.
Спонтанно закупленная техника, разные подходы к ее обслуживанию, трудноорганизуемый контроль вряд ли это позволит сформировать и поддерживать эффективно и бесперебойно работающий технический парк. Гораздо проще, удобнее, экономичнее, перспективнее с точки зрения качества и контроля иметь один контракт с единым профессиональным поставщиком оборудования и сервисных услуг, доверив ему техническое оснащение и обслуживание своих объектов «под ключ».
CNews: Какие перспективы для услуги оснащения и обслуживания магазинов «под ключ» Вы видите в дальнейшем?
Станислав Бродянский: Наша услуга имеет огромный потенциал. Сейчас мы тратим много времени на то, чтобы проинформировать рынок – да, это возможно, мы это сделали! Люди чаще задают нам не вопрос «А зачем это нам?» - ведь преимущества очевидны, а вопрос: «А вы правда все это можете? И эскалаторы? И свет? И всю технику в систему завести?». Да, можем. И делаем это серьезно и качественно.
Например, системы пожаротушения и вентиляции, параметры которых жестко регулируются законодательством. Ведь очень часто случается, что, когда эти системы выходят из строя, ритейлер даже не может найти проектную документацию. А еще чаще бывает, что все сделано хоть и по проекту, но вне требований стандартов, поэтому владельцам торговых точек приходится заново проводить проектирование и установку новой системы пожаротушения, что оборачиваются значительными убытками.
Мы же предлагаем заказчику именно ту технику, которая будет четко соответствовать его техническому заданию и законодательным требованиям, в зависимости от специфики бизнеса. В этом и есть залог нашего успеха.
CNews: Кого вы видите в качестве своих заказчиков в будущем?
Станислав Бродянский: Прежде всего, региональные территориально-распределенные компании. В регионах сейчас активно идет экспансия, открываются новые магазины. До сегодняшнего момента не хватало компаний, которые могли бы предложить все преимущества системного подхода в организации сервисного обслуживания розничной сети как единого целого.
CNews: Спасибо.