|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2012CNews: Целесообразность электронного документооборота не оставляет сомнений, но каждый вкладывает сюда свой смысл. Кому-то достаточно электронной почты. Есть операторы EDI, есть федеральные операторы электронного документооборота, есть ИТ-решения для внутреннего документооборота (СЭД) - и все это электронный документооборот. Как бы вы структурировали игроков этого рынка?
Максим Попов: Здесь, на мой взгляд, все достаточно просто. Есть провайдеры электронного документооборота и есть разработчики СЭД. Провайдеры предоставляют услуги по обеспечению электронного документооборота между различными контрагентами. Компании-разработчики внедряют свое ПО и оказывают услуги по поддержке конечному пользователю.
Среди них, конечно, есть такие компании (в основном это системные интеграторы), которые входят в обе группы. Но в основном такое разделение, на мой взгляд, реально отражает ситуацию на рынке электронного документооборота.
CNews: Удалось ли Т3С найти кандидатов на то, чтобы закрыть все ваши потребности в электронном документообороте от одного провайдера? Есть ли сегодня вообще такие провайдеры на рынке? Или же надо обязательно собирать несколько провайдеров, и только тогда получится то, что нужно Т3С?
Максим Попов: Как раз сейчас мы анализируем возможности и коммерческие условия всех провайдеров электронного документооборота в России, чтобы выбрать наиболее подходящий для всего Союза вариант.
Не думаю, что нужно замыкать весь свой трафик по электронному обмену на одного провайдера. Оптимальным вариантом, считаю, будет использование услуг 2-х операторов с разделением между ними обмена документами по определенному функциональному признаку.
Например, обмен регламентными бухгалтерскими документами с применением ЭЦП (ТОРГ-12, счета-фактуры, акты сверок и т.д.) будет идти через одного провайдера, а оперативная коммерческая деятельность (заказы, подтверждения, уведомления об отгрузке и т.д.) – через другого оператора.
CNews: Есть ли в системе Т3С явные ИТ-лидеры, и что конкретно из ИТ эти сети внедрили? Есть ли в системе Т3С участники, которые уже внедрили EDI?
Максим Попов: Лидеры, конечно, есть везде. Хотя я бы не стал так категорично разделять сети на явных лидеров и аутсайдеров. Просто у крупных игроков есть и возможности, и, главное, потребности в максимально полной автоматизации своих бизнес-процессов. Поэтому и службы ИТ у них наиболее подготовленные, и уровень использования новейших технологий также высокий.
В Т3С на данный момент можно отметить сети «Слата» г.Иркутск, «Аникс» г.Бийск, «Ижтрейдинг» г.Ижевск и «АБК» г.Москва.
В сети «Слата» за последние 2 года были внедрены СЭД «1С:Документооборот», BI-система QlikView, система «Супермаг УКМ-4» с единым сервером СГО (без кассовых серверов в розничных точках), кластер на базе OpenVZ для обслуживания некритичных для бизнеса сервисов и тестируемых решений (Mediawiki, Zabbix, СУБД MySQL, GLPI (HelpDesk), сервер Jedox Palo), система «1С:Итилиум» для автоматизации и поддержки процессов ITIL и управления ИТ-активами.
В сети «Аникс» за последние 2 года были внедрены СЭД Directum, WMS-система LeadWMS, ERP-система Oracle Retail (внедряется в данное время).
В сети «Ижтрейдинг» внедрены интранет-портал DeskWork на платформе MS SharePoint, система видеоконференцсвязи OpenMeeting, сервис EDI, ERP-система Oracle Retail (внедряется в данное время).
По EDI на данный момент со своими контрагентами работают 3 сети – АБК, «Ижтрейдинг» и «Красный Яр» г.Красноярск. Также у нескольких сетей сейчас идет процесс внедрения этой технологии (это «Лама» г.Томск, «Квартал» г. В.Новгород, «Семья» г.Калининград, «Аникс» г.Бийск). Большинство сетей используют в качестве сервиса EDI обмен со своими контрагентами файлами специального формата напрямую из своих учетных систем.
CNews: Когда вы планируете внедрить элементы EDI и BI в Т3С? Насколько это для вас критично?
Максим Попов: Как я сказал ранее, мы сейчас анализируем коммерческие условия всех провайдеров электронного документооборота, чтобы выбрать наиболее подходящий для нас вариант. В планах на 2012 год – как внедрение корпоративной СЭД (на базе портальной платформы), так и запуск EDI для обеспечения эффективного обмена документами с нашими контрагентами и партнерами.
Что касается внедрения системы BI, то мы уже завершили первый этап проекта по созданию Единой аналитической системы (ЕИАС) Т3С на базе платформы Oracle Business Intelligence (Oracle BI).
На промышленном сервере Т3С развернуто хранилище данных (ХД) со структурой, позволяющей загружать и обрабатывать данные по продажам товаров в магазинах каждой сети. На основе данных из информационной системы Т3С («1С-Рарус») в ЕИАС создан Единый товарный классификатор (ЕКТ). На портале аналитической отчетности ЕИАС созданы 2 группы отчетов – отчеты по локальным справочникам сетей и отчеты по Единому товарному классификатору. На данный момент ЕКТ содержит 30 000 товаров с унифицированным форматом атрибутов (бренд, производитель, группа товара, единица измерения, штрих-код).
В ближайших планах завершить процесс сведения активного ассортимента из локальных справочников сетей в Единый товарный классификатор (а это порядка 40 000 новых товаров) и запустить ЕИАС Т3С в промышленную эксплуатацию.
CNews: Насколько, по вашему мнению, применимы так модные сейчас облака, RFID и прочее для региональных сетей, ассоциаций, закупочного союза?
Максим Попов: Здесь, как мне кажется, вообще не стоит выделять именно региональные сети или ассоциации. Новые технологии (или, как сейчас модно говорить, инновации) могут и должны быть использованы всеми компаниями, которые хотят повысить свою эффективность и идти в ногу со временем. Главный вопрос – а принесет ли эта новация реальный эффект?
С этой точки зрения, на мой взгляд, наиболее актуальной для всех является тема облаков. Она и раньше была одной из основных тем в развитии ИТ-инфраструктуры компаний (речь идет об обычных ЦОД), а сейчас становится ключевой в планах развития ИТ-составляющей в бизнесе.
Т3С в этом смысле сразу встал на рельсы использования передовых решений в этой области. Мы с самого начала создали свое «приватное облако» и все сервисы для участников Союза (площадка заказов поставщикам, корпоративная почта и т.д.) предоставляем только из него. В этом году также в планах – перевод в «облако» новых корпоративных сервисов – портал Т3С, корпоративная СЭД и система Service Desk (клиентская служба).
CNews: Спасибо.