|
|
Обзор подготовлен
Особое место на российском рынке SaaS занимают отечественные решения, созданные в оглядке на потребности российского бизнеса. Такие системы лишь отчасти можно считать заменой существующему ПО – в сущности, они решают такие задачи, которые ранее никем решены не были. Ниже рассмотрено несколько примеров практического использования отечественных SaaS-решений в российском бизнесе.
Бизнес-идея компании “Московские газоны” возникла почти случайно: “Поспорили с приятелем, что через интернет можно продавать все что угодно, и было предложено выбрать навскидку, что именно продавать. Мне предложили продать... газон”, – сообщает основатель проекта Алексей Петров. Спустя год шутка превратилась в серьезный бизнес: “Сайт mosgazon.ru занимает ТОП “Яндекса” по ключевым запросам. В прошлом году в ассортименте магазина было 10 позиций, а в этом году – уже 1000, – говорит Алексей Петров. – Раньше я все делал один параллельно с основной работой, а теперь в штате работает 4 менеджера, 5 водителей и 2 продавца в недавно открывшемся оффлайн-магазине. Оборот на текущий момент более 5 млн руб. в месяц, а число клиентов превысило 10000 человек и организаций: начиная от бабушек и заканчивая крупными строительными компаниями”.
Когда Алексей Петров в конце 2009 года выбирал решение для ведения бухгалтерского учета, он рассматривал SaaS-систему “Мое дело” наряду с традиционными полнофункциональными бухгалтерскими системами. “1С” оттолкнула своей дороговизной, решение от “БухСофт” – недостаточным удобством. При этом с обеими системами связана дополнительная проблема: они жестко привязаны к конкретному рабочему месту.
По оценке IDC, в 2009 году рынок облачных услуг в России на 94% был связан с приложениями и лишь на 6% – с предложениями в области инфраструктуры и средств разработки. Это сильно отличает российский рынок от глобального, где, по оценкам той же компании, услуги в области приложений составляли лишь 49% рынка.
“Мое дело” не обладает этим недостатком: управлять компанией и вести отчетность можно из любого места, даже находясь в поездке: “Допустим, вы уехали отдыхать в марте, и вдруг вам срочно нужно что-то подписать. Теперь эти проблемы можно решить из любого интернет-кафе, – сообщает Алексей Петров. – Стресса меньше и дополнительной работы на себя намного меньше налагаешь, плюс экономия бешеная на зарплатах”.
По словам Алексея Петрова, “Мое дело” обходится в 10-20 раз дешевле, чем услуги бухгалтера или аутсорсинговой компании, специализирующейся на услугах бухгалтерского учета: вместо 40 тыс руб. в месяц за услуги такой компании достаточно платить всего лишь 2000 руб. за аренду “Моего дела”. Наконец, совсем не приходится беспокоиться об администрировании и обновлении ПО.
Существующие проблемы незначительны и не мешают работе: “Бывают неудобства, когда заходишь – а система пишет: “Обновляется программное обеспечение” – и это занимает 20 минут. Но с другой стороны, при обновлении “1С” приходится ждать неделю”, – говорит Алексей Петров.
В “Московских газонах” SaaS-решения используются не только для учета и отчетности, но также для организации виртуальной телефонии, продвижения сайта и внутреннего документооборота: “По последним расчетам, у меня на все административные расходы уходит не более 1% выручки. Основная экономия при этом, конечно, достигается на персонале, так как SaaS позволяет многое делать самому или научить менеджера, а не нанимать отдельного человека, организовывать ему рабочее место и так далее”, – сообщает владелец “Московских газонов”.
Однако “Мое дело” – далеко не единственная система, с помощью которых малые компании могут организовать эффективный учет и отчетность. Так, все большую известность набирает решение “Эльба” от “СКБ Контур”, позволяющее решать аналогичные задачи. “Мы выбрали «Эльбу» потому, что она удобна и понятна, – признается Михаил Корнеев, сооснователь проекта по поддержке отечественных высокотехнологических стартапов GreenfieldProject. – Это решение сильно упрощает жизнь предпринимателем, и это как раз совпадает с целью нашего собственного проекта”.
GreenfieldProject представляет собой небольшую организацию, в штате которой работает лишь пять сотрудников. “Бухгалтерии у нас не так много, и мы не нанимаем бухгалтера, а консультируемся только по мере необходимости”. По словам Михаила Корнеева, использование “Эльбы” позволяет его компании экономить минимум 10-15 тыс руб. ежемесячно только за счет услуг бухгалтерской компании.
“У нас компания небольшая, – делится своей историей Мадина Канукова, генеральный директор юридического бюро “Успех”. – Возьмем, к примеру, зарплату бухгалтера. Реально на зарплату уходит 36300 руб, и это ежемесячно. Добавьте к этому ошибки сотрудника и трату времени, от которых позволяет избавиться “Эльба”. Это ни с чем невозможно сравнить, – когда ты стоишь в очередях вместо того, чтобы налаживать отношения с партнерами”, – говорит Мадина Канукова.
В настоящее время в юридическом бюро “Успех” работает три человека. “Эльба” прекрасно подходит для компаний такого масштаба, хотя в то время, когда число сотрудников временно подскочило до десяти, справляться с отчетностью, по словам Мадины Кануковой, стало несколько труднее. “Мне трудно сказать, как дело обстоит в компаниях с 50 человек сотрудников, но малому бизнесу она очень хорошо подходит, получается колоссальная экономия средств и денег”, – говорит генеральный директор юридического бюро “Успех”.
Другое важное преимущество “Эльбы”, по мнению Мадины Кануковой, заключается в возможности постоянного контроля за приходно-расходными операциями и в удобном сочетании необходимых малому предприятию учетных функций. “Это любому руководителю интересно, особенно для тех, кто работает по «упрощенке», – говорит она. – Здесь мне не приходится возиться с расчетами, главное – правильно заполнять формы. Тут и базовые возможности кадрового учета, и расчет заработной платы, и приходно-расходные операции”.
Одна из распространенных проблем при внедрении систем автоматизации бизнеса – избыточность предлагаемой функциональности. И дело не только в том, что лишние функции затрудняют работу с ПО – за них приходится существенно переплачивать. Отсюда возникает потребность в такой системе автоматизации деятельности организации, которая, с одной стороны, позволит не переплачивать за излишнюю функциональность, а с другой – предоставит качество, гибкость и поддержку на уровне коммерческих решений.
Компания “ГудВуд” – типичный пример быстрорастущего малого бизнеса и вместе с тем один из самых крупных пользователей отечественного SaaS-решения для учета задач “Мегаплан”. Сегодня в компании около 200 сотрудников, использующих “Мегаплан” в повседневной работе. Но на момент начала внедрения в сентябре 2010 года, по словам руководителя ИТ-отдела компании Дмитрия Куприянова, их было в несколько раз меньше.
Изначально сотрудники “Гудвуд” пользовались бесплатными системами учета задач, однако с какого-то момента ограничения таких систем резко дали о себе знать. Решение в пользу “Мегаплана” было принято по итогам сопоставления нескольких вариантов: “Мы сравнивали несколько систем, среди которых были системы, где отслеживание задач было лишь одной из функций”, – сообщает Дмитрий Куприянов. “Мегаплан” привлек внимание компании оптимальным набором функциональности и выгодной ценой: “Под наши задачи мы используем “Мегаплан” на 100%, – говорит Дмитрий Куприянов. – Переплачивать за более нагруженные функциональном плане решения нам невыгодно”.
По своим нынешним масштабам “ГудВуд” на порядок крупнее, чем средняя компания-пользователь “Мегаплана” с числом сотрудников около 15-20 человек. И по мере роста бизнеса растут потребности в системе организации внутрикорпоративного взаимодействия. Однако если разработчики будут своевременно добавлять новые возможности, то в переходе на новую систему не будет необходимости: “Если разработчики “Мегаплана” смогут поддерживать систему для большего числа пользователей, тогда мы продолжим пользоваться их системой”, – говорит Дмитрий Куприянов.
Как организовать складской учет в условиях, когда компании приходится иметь дело с множеством контрагентов, не являющихся штатными сотрудниками компании? Внедрять ПО и обучать их сотрудников за свой счет? А как быть с рисками, которые связаны с допуском “чужаков” к внутренней учетной системе?
“Русагро”, один из крупнейших в России агропромышленных холдингов, нашел оригинальный способ решения этих проблем, внедрив у сторонних контрагентов SaaS-систему “Мой склад” (несмотря на сходство названий с компанией “Мое дело”, это две независимые компании), которая используется компанией в учетных целях параллельно с внутренней ERP-системой Dynamics AX. “Мой склад” применяется в “Русагро” с 2009 года: “Выбирали решение, которое можно использовать без установки клиентского ПО, поскольку работа с программой осуществляется на арендованной территории не нашими сотрудниками, – сообщает Александр Максимов, директор по ИТ группы компаний “Русагро”.
До внедрения “Моего склада” при работе с контрагентами в “Русагро” не использовались аналогичные решения. Потребность в организации удаленной работы сотрудников сторонних складов возникла в 2009 году – и выбор в пользу “Моего склада” был однозначным: “Этим решением могут пользоваться люди с низкой квалификацией. Не нужно много объяснять, чтобы добиться результата – достаточно коротенькой инструкции”, – сообщает Александр Максимов.
По словам директора по ИТ “Русагро”, экономия за счет использования “Моего склада” проявилась сразу: не приходится нанимать дополнительных сотрудников, закупать дополнительные компьютеры для установки в складах котрагентов, устанавливать на них то же программное обеспечение, которым пользуются и сотрудники компании. Соответственно, сами собой отпадают все проблемы, связанные с обеспечением информационной безопасности: “Чужих людей мы не пускаем в свою систему”, – резюмирует Александр Максимов.
“Недостатков в системе мы не видим, – сообщает Александр Максимов. – Компания достаточно оперативно и грамотно производит доработки под наши нужды, в те сроки и с теми ресурсными затратами, которые нас устраивают”.
По словам Петра Диденко, директора по стратегическому развитию “СКБ Контур”, коммерчески выигрышные программные продукты должны быть связаны с решением распространенных, но никем не решенных, задач: “Чем сложнее проблема, тем больше в ней денег”, – считает Петр Диденко. В своих SaaS-продуктах “Контур-Экстерн”, “Эльба” и других “СКБ Контур” старается следовать именно этому пути, автоматизируя рутинные задачи, которые год от года отнимают десятки и сотни часов времени у десятков тысяч российских компаний.
Вероятно, в будущем эта беспроигрышная стратегия будет подхвачена новыми поставщиками, и разнообразие предложений на рынке SaaS-сервисов, ориентированных на нужды российских пользователей, будет возрастать. При этом в основном выигрыше будут малые и средние компании, которые, с точки зрения разработчиков, более платежеспособны, чем индивидуальные предприниматели.
Можно достаточно уверенно предсказывать, что развитие отечественных SaaS-решений в ближайшем будущем будет связано прежде всего с автоматизацией деятельности малых организаций. Тому есть несколько оснований: эта область сильно связана со спецификой отечественного законодательства и плохо понятна иностранным компаниям. К тому же, создание успешных решений требует непосредственного диалога с пользователями, а востребованные ими функции не всегда легко интегриировать в универсальные продукты, предназначенные для использования сразу во многих странах. И если в области решений для крупного бизнеса, где важность учета местной специфики менее существенна, отечественным поставщикам придется испытывать жесткую конкуретную борьбу с транснациональными гигантами, то на уровне решений для малого бизнеса отечественный SaaS обладает очень хорошими перспективами. Сейчас главным врагом отечественных SaaS-поставщиков являются далеко не иностранные компании, а кипы ненужных бумаг, длинные очереди и морально устаревшие подходы к ведению учета, документооборота и организации бизнеса в целом.
Егор Гребнев