|
|
Обзор подготовлен
Когда говорят о распространении облачных вычислений в России, часто жалуются на низкое качество отечественных интернет-каналов. Однако насколько значительным является отставание России от мировых лидеров и в чем конкретно оно проявляется? Насколько скорости интернет-доступа в России отстают по сравнению с Западом? можно ли в России добиться приемлемого качества интернет-соединений и во сколько это может обойтись?
Быстрые и недорогие интернет-каналы принципиально важны для распространения облачных вычислений. Даже простейшее внедрение в компании внешней SaaS-системы, такой как Google Apps, существенно увеличивает нагрузку на интернет-канал.
Поскольку основные предложения в сфере облачных вычислений создаются в расчете на американский и европейский рынок, то, не вдаваясь в детали, можно предположить, что условия предоставления широкополосного интернет-доступа в Европе и Америке уже достаточны для использования современных облачных сервисов. Соответственно, если широкополосный интернет в России будет так же быстр, дешев и надежен, как в Америке и Европе, то инфраструктурные барьеры для внедрения облачных вычислений в России можно считать преодоленными.
"Качественное подключение офиса клиента к интернету — важный фактор, но он не является главным драйвером роста спроса на облака. В большинстве крупных городов России уровень подключения к всемирной паутине уже позволяет комфортно использовать облачные сервисы. Например, у Softline – десятки представительств на территории России, и все они являются потребителями собственных облачных услуг компании. Качество облачных решений позволяет организовать сервисы с более высокой доступностью, чем on-site, но, несмотря на это, облачными решениями пользуются очень немногие компании. Однако в последнее время мы четко прослеживаем тенденцию роста спроса", - комментирует Владимир Савченко, руководитель отдела продаж Softline Cloud Services.
По уровню цен на услуги широкополосного интернет-подключения Россия демонстрирует достаточно хорошие результаты. По данным ITU, по итогам 2009 года стоимость интернет-подключения начального уровня в нашей стране составила 13,28 долл. Это существенно ниже среднего уровня западных стран. Однако невысокая цена еще не означает, что широкополосный интернет в России действительно дешев. Следует обратить внимание на то, что стоимость интернет-подключения составляет 1,66% от подушевого ВНП, что существенно выше среднеевропейского уровня. Если же учитывать разницу в покупательской способности денег (в качестве эталона берется покупательская способность американского доллара в США), то интернет в России обходился уже не в 13,28, а в 22,43 долл, что примерно соответствует общеевропейскому уровню. Подводя итог, можно сказать, что россияне реально платят за интернет примерно столько же, сколько европейцы, хотя их средний заработок остается несколько более низким.
Отношение стоимости широкополосного подключения к подушевому ВНП: Америка, Европа, Россия и страны BRICS
Позиция в рейтинге | Страна | Стоимость широкополосного интернет-подключения по отношению к подушевому ВНП | Стоимость широкополосного интернет-подключения ($ США) | Стоимость широкополосного интернет-подключения ($, с учетом разницы покупательской способности) |
4 | США | 0,50 | 19,95 | 19,95 |
10 | Великобритания | 0,63 | 23,81 | 22,87 |
12 | Канада | 0,71 | 24,78 | 21,95 |
21 | Италия | 0,98 | 28,84 | 23,40 |
24 | Франция | 1,02 | 36,09 | 27,01 |
31 | Германия | 1,23 | 43,41 | 35,13 |
38 | Россия | 1,66 | 13,28 | 22,43 |
70 | Бразилия | 4,58 | 38,03 | 34,13 |
77 | Южная Африка | 5,54 | 26,89 | 42,88 |
78 | Индия | 5,84 | 5,21 | 15,61 |
89 | Китай | 7,19 | 17,62 | 31,54 |
Источник: ITU, 2010
На фоне стран группы BRICS показатели России выглядят более внушительно: за исключением Индии, Россия обходит другие страны BRICS как по абсолютному уровню стоимости широкополосного интернет-подключения, так и по его доле в подушевом ВНП и по стоимости с учетом разницы покупательской способности.
Однако при составлении своего рейтинга специалисты ITU не учитывали скорость доступа: их рейтинг базируется на ценах интернет-подключения "начального" уровня, фактическая скорость которого сильно разнится от страны к стране. В сущности, по скорости интернет-соединений Россия примерно в полтора раза отстает от западных стран (не считая Японию, где средняя скорость интернет-соединения уже превысила 8 Мбит/с). Заплатив за интернет те же деньги, что и европейский пользователь, среднестатистический россиянин получает услугу с несколько более низкой пропускной способностью.
Средняя скорость интернет-соединения в странах G8
Источник: Akamai, 2011
Однако усредненные показатели, которые приводятся ITU и Akamai, скрывают за собой важную особенность российского рынка услуг доступа в интернет: разница в скорости и стоимости интернет-подключения между столицей и регионами в России существенно больше, чем между отдельными регионами западных стран, включая США. Так, по данным отчета "Развитие интернета в регионах России. Весна 2011" от компании "Яндекс", стоимость доступа в интернет со скоростью 1 Мбит/с в Москве составляет 71 руб, в то время как на Дальнем Востоке — 936 руб, а средняя цена по России – 356 руб. Таким образом, разброс по ценам и скоростям соединения внутри России оказывается существенно более широким, чем между отдельными европейскими странами.
Корпоративные тарифы на доступ в интернет в России существенно выше, чем на Западе
Оператор | Скорость подключения | Стоимость интернет- подключения для частных лиц | Стоимость интернет- подключения для юридических лиц |
МТС/Комстар (Россия, Москва) | 1 Мбит/с | 150 руб($5,38) | 4400 руб ($158) |
Билайн (Россия, Москва) | 5 Мбит/с (2 Мбит/с для корпоративных пользователей) | 450 руб ($16,16) | 4800 руб ($172,37) |
AT&T (США) | 3 Мбит/с | $20 | $30 |
Verizon (США) | 1 Мбит/с | $25 | $25 |
Virgin Media (Великобритания) | 10 Мбит/с | 13,50 фунтов ($22,05) | 39 фунтов ($63,70) |
Источник: CNews Analytics, 2011
Наконец, существует еще одна специфическая для России проблема, которая сильно затормозит продвижение облачных вычислений в нашей стране. Речь идет о разнице в тарифах на интернет-соединения для частных лиц и организаций. В принципе, практика предоставления интернет-услуг организациям по более высокой цене, чем частным пользователям, существует во всем мире. Это понятно: корпоративные пользователи нуждаются в более полном наборе услуг и в более оперативной технической поддержке, а это стоит денег. Однако если за рубежом подключение по корпоративным тарифам обходится, как правило, лишь в полтора-два раза дороже, чем по тарифам для частных лиц, то в России эта разница достигает 20-30 крат! Стремясь к экономии, российские компании выбирают тарифы с более низкой пропускной способностью: в результате даже в Москве продолжают пользоваться спросом тарифы со скоростью подключения 256 Кбит/с. В этих условиях говорить об использовании облачных сервисов не приходится.
Переход к облачным вычислениям влечет за собой резкое повышение требований к качеству предоставления услуг доступа в интернет. Так, компания, которая хранит электронную почту и документы у облачного поставщика, в принципе не может позволить себе сбоев и перерывов в обслуживании. Отсутствие интернет-подключения полностью остановит работу компании, а не только задержит отправку и получение электронных писем, как это было раньше.
"Мы полагаем и ждем, что в ближайшей перспективе существенно вырастут скорости доступа на мобильном сегменте, и это связываем с внедрением технологии LTE, - говорит Николай Мазур, начальник департамента по управлению продуктами для федеральных корпоративных клиентов и операторов связи "Синтерра". - Вероятно, это подстегнет и операторов фиксированного доступа к снижению цен на свои услуги и увеличением скоростей доступа в интернет в регионах. Возможно, через два – три года стоимость 1 Мбит/с доступа в интернет будет почти одинакова по всей стране, как примерно одинакова стоимость 1 литра бензина".
Из рассмотренных интернет-провайдеров лучше всего к решению этой проблемы подошли американские компании. В американской практике принято публиковать в открытом виде детализированные обязательства по соблюдению качества предоставления услуг, закрепленные в соглашениях об уровне обслуживания (Service Level Agreements). В этом отношении американские интернет-провайдеры выгодно отличаются не только от российских, но и от многих европейских коллег. В том случае, если оператор не выполняет заявленных условий, он несет за это финансовую ответственность. И хотя объем компенсации, выплаченный одному пользователю, сравнительно невелик, ясно, что таких пользователей у американских провайдеров тысячи, и в случае возникновения существенных технических проблем провайдеру придется нести большие расходы. Все это служит дополнительной гарантией надежности предоставляемых услуг.
"Проблема с каналами несколько надуманна, - считает Алексей Бахтиаров, генеральный директор Infobox. - Наш дата-центр в Петербурге, наш первый клиент облачного почтового решения находится в Хабаровске. Клиент не испытывает проблем даже на таком расстоянии. При этом они используют данное решение не только для работы с электронной почтой, но и для организации внутренних коммуникаций, включая организацию совещаний, постановка и контроль выполнения задач".
Среди параметров, которые упоминаются в SLA американских провайдеров, называются, в частности: доступность услуги (в процентах), латентность (в миллисекундах), доля потерянных IP-пакетов. Кроме того, публикуются гарантированные сроки подключения и восстановления работы при потере доступа к услуге. В SLA компании Verizon также прописываются обязательства в отношении реагирования на DoS-атаки и детализированные показатели допустимого уровня латентности для различных географических регионов.
Несмотря на чрезвычайно высокие цены на услуги доступа в интернет для организаций, нам не удалось обнаружить аналогичные документы в разделах для корпоративных заказчиков на сайтах российских интернет-провайдеров.
В целом, мнение о том, что российская практика предоставления услуг доступа в интернет не соответствует потребностям пользователей облачных вычислений, близко к действительности. России удалось добиться хороших результатов в части скорости и цены интернет-подключений для частных пользователей, однако облачный рынок прежде всего ориентирован на корпоративный сегмент — и здесь ситуация обстоит существенно хуже: скорость подключения по базовым тарифам не всегда достаточна, а цена в несколько раз больше по сравнению с западными странами. В то же время российские интернет-провайдеры пока предпочитают не брать на себя публичных обязательств по обеспечению уровня качества предоставления интернет-услуг, чего от них естественно было бы ожидать, учитывая чрезвычайно высокие тарифы для корпоративных пользователей.
Разумеется, все перечисленные проблемы будут решаться с течением времени. Однако завышенные цены и отсутствие определенности в отношении качества услуг в ближайшее время будут продолжать отпугивать более осторожные компании от использования облачных сервисов.
Егор Гребнев