|
|
Обзор подготовлен
Ожидаемый в 2008-2009 годах всплеск интереса к SaaS появился в конце 2010 г. Поставщики сформировали спрос, а покупатели определились с требованиями. Но развитие продуктовых линеек запаздывает.
Большинство SaaS-компаний отмечают серьезный скачок спроса в 2011 г. по сравнению с прошлым годом. Представители интернет-сервиса "МойСклад" утверждают, что бум "начался позже, чем мы думали, то есть не в 2008-2009 году, а примерно в конце 2010 года". С этим согласны представители компании Softline, нацеленной на построение партнерского канала для продажи SaaS по всей территории России: "По сравнению даже с прошлым годом спрос на SaaS-сервисы достаточно серьезный, к тому же клиенты уже понимают функциональность облачного сервиса, который хотят получить".
По словам питерского поставщика SaaS-услуг "ИТ-Град", говорить стоит, скорее, не о буме потребления, а о буме информационном, поскольку спрос преобладает над предложением. По сравнению с прошлым годом клиенты все чаще понимают, что им необходимо, поэтому компании получают все больше конкретных заказов. Сегодня основные усилия сервис-провайдеров направлены именно на формирование спроса потребителей.
В противовес перечисленным мнениям, в компании InSales считают, что "бум" культивируется аналитиками SaaS-стартапов, которые прогнозируют огромный потенциал рынка.
По данным независимой аналитической компании Gartner, в 2011 г. общемировой рынок SaaS достигнет $12,1 млрд – это на 20,7% больше, чем в 2010 г. По прогнозу IDC, отечественный рынок будет расти на 100% в год, и к 2015 году объем продаж сервисов на основе облачных технологий в России достигнет $1,2 млрд, что предполагает среднегодовой темп роста более чем 100%. Еще в прошлом году тот же показатель составлял всего $35,08 млн.
С другой стороны, есть мнение практика: компания "Корус консалтинг" опубликовала исследование, в котором сказано, что 34% из числа опрошенных компаний активно применяют SaaS уже сегодня, 9% – внедряют в настоящее время, 45% топ-менеджеров только изучают эту возможность, а 12% вовсе не планируют использовать SaaS-решения.
Настороженное отношение к таким решениям связано с типичными проблемами SaaS, о которых известно еще с 2007 г. Здесь и не всегда прозрачное ценообразование, и необходимость стабильного интернет-канала с высокой пропускной способностью, и опасения утечки данных. Однако, по оценке компании "МойСклад", малый бизнес постепенно начинает понимать, что локальные данные тоже можно украсть, потерять, и SaaS зачастую надежнее. Проблема утечки данных скорее потенциальная, нежели реально существующая, считают в InSales. Softline ведет работу в нескольких направлениях по информационной защите данных, например, компания уделяет большое внимание соблюдению ФЗ-152.
Однако клиентов все больше беспокоит новый проблемный тренд, связанный с процессом эксплуатации SaaS, – настройка сервисов под индивидуальные нужды. По мнению экспертов "ИТ-Града", этот пункт – несущественное ограничение в развитии рынка. Сдаваемые в аренду SaaS-продукты – это скорее стандартные оболочки, а настроек и доработок требуют базы данных вне зависимости от того, используется коробочное или арендованное ПО. В Softline утверждают, что эти проблемы решаются. Не бывает одного сервиса, который годится для всех. Зачастую сервисы могут быть кастомизированы под клиента с его конкретными задачами, в том числе связанными с обеспечением безопасности.
Главным образом по причине экономии – и денежных, и временных средств – SaaS прежде всего интересен малому бизнесу. Крупный бизнес, госсектор таких решений побаивается. Однако и здесь ситуация понемногу меняется.
В клиентах американской Salesforce.com уже давно числятся Motorola, CNN, Siemens. По законам развития рынка, этот же путь предстоит и крупным отечественным компаниям. По данным все того же исследования "Корус консалтинг", 80% экспертов отмечают, что крупному бизнесу вполне могут быть интересны SaaS-предложения. Корпорации взвешивают все «за» и «против» и тоже делают выбор в пользу аренды ПО, утверждает "ИТ-Град". Разница только в суммах затрат и размерах риска. Softline подчеркивает, что крупному бизнесу интересно вынести в облако как минимум корпоративную почту. В конечном счете, важна именно надежность поставщика, а интерес у лидеров рынка есть. Просто, традиционно, они осторожнее принимают новые решения.
Госсектор также заинтересовался SaaS. "К сожалению, мы не можем назвать клиента, но наша компания буквально недавно завершила проект по миграции в облако правительства одного из регионов. То есть это полноценный госсектор, причем согласование проектов прошло на многих уровнях, пилотная версия уже внедрена, проект завершается. Этот кейс очень важен для нас", – прокомментировали в Softline.
Внимание госсектора подтверждают и представители "ИТ-Град". Облака, помимо возможности экономить, позволяют точнее прогнозировать бюджет и повышают прозрачность затрат на ИТ. Переходу на них, однако, мешают бюрократические препоны, связанные с получением необходимых сертификатов для соответствия ФЗ-152, а также менталитет госслужащих, которые сильно подвержены стереотипам и боятся хранить информацию за пределами организации.
Другая серьезная помеха для госсектора, связанная с переходом на SaaS, – тендерная система, предусматривающая заключение срочных контрактов (как правило, на год). Это влечет за собой и затраты на проведение ежегодного тендера, и затраты, связанные с миграцией. Нельзя забывать и о том, что существует вероятность прекращения финансирования по статье, к которой будет относиться услуга аренды ПО в публичном облаке. "Мы считаем, что переходным этапом к использованию госсектором SaaS в публичном облаке станет создание своего собственного облака, владельцем которого будет сервис-провайдер со значительной долей государства в капитале", – говорят представители компании.
Претендент на эту роль уже есть – крупнейший магистральный оператор страны "Ростелеком" предоставляет по схеме SaaS правительствам регионов системы для информатизации их работы по программе "Электронного правительства". Решения работают на базе облачных технологий, облака располагаются в ЦОДах оператора.
Поставщики отмечают рост числа внедрений SaaS в самых разных направлениях. В "ИТ-Граде" говорят о востребованности аренды "1С" – в 2011 г. доход от этого направления увеличился более чем в 2 раза по сравнению с 2010 г. Предрекается развитие CRM, коммуникационных сервисов. Эксперты Softline уточняют, что на первом месте по спросу лидирует бизнес-почта, дальше идут средства коммуникации, например, порталы, тесно интегрированные с аудио и видеосервисами организаций. "МойСклад" говорит о том, что в их области – управление торговлей и складской учет – также заметен серьезный рост.
Перспективы у SaaS, таким образом, самые замечательные. Однако все идет к тому, что понемногу границы этого рынка размываются. Как отмечают представители InSales, в будущем будет сложно выделить SaaS-решения в отдельное направление: "Модель себя зарекомендовала и будет использоваться еще долгие годы, но границы между SaaS и другими интернет-сервисами стираются. Многие коробочные решения уже предлагаются в облачном формате или просто как дополнительная версия с онлайн-доступом. SaaS сам по себе тяжело рассматривать как бизнес-нишу, это лишь формат предоставления софта, поэтому логичнее выделять софт для крупных или мелких компаний, направленный на решение тех или иных задач".
Эксперты отмечают бурное развитие другого облачного направления – IaaS (инфраструктура как сервис, упрощенно – серверная виртуализация). "IaaS и специализированным продуктам гораздо легче стартовать, потому что они направлены на ИТ-специалистов, то есть именно на тех людей, которые SaaS уже с удовольствием восприняли и используют», – говорит представитель компании "МойСклад". "В IaaS самое популярное сейчас – вынос бизнес-приложений, то есть CRM, ERP-систем на облачные серверы, ну и, конечно, инфраструктурные решения", – отметил представитель Softline.
Никита Величко