|
|
Обзор подготовлен
Сравнение собирательного образа развитого западного рынка облачных решений с переживающим до сих пор стадию рождения российским является общим местом в стратегии маркетинга облаков для заказчиков. Однако различия, которые имеют место быть внутри самого иностранного сегмента облаков, позволяют говорить о нем, как о самостоятельной структуре. Одним из примеров такого разделения можно считать финский сегмент облачной отрасли в свете общеевропейских тенденций развития.
Сам термин «облако» в Финляндии возник примерно в 2009 году. По данным аналитической компании TiViT, занимающейся научно-исследовательской работой по темам ИТ-индустрии стран Северной Европы, стимулом к его возникновению стало строительство ЦОДов, которые, в силу более сурового климата, чем в других странах ЕС, нуждались в меньшем расходе энергии на их операционное обслуживание (главным образом, на охлаждение). При этом сама Финляндия является одной из самых интернетизированных держав мира – в рейтинге Internet World Stats за ней закреплено 9 место с уровнем проникновения Сети 85.3%. Это привело к тому, что многие крупные иностранные компании стали размещать на территории страны свои ЦОДы – в 2011 году так поступила Google, открыв свой дата-центр в Хамине.
Для поддержки развития облачных технологий в Финляндии уже 20 лет реализуется государственная целевая программа Cloud Software Program, которая финансируется агентством по технологиям и инновациям Tekes и рядом компаний ИКТ-сектора. Конечной целью подобного сотрудничества является стимуляция создания новых компаний, работающих в облаках для развития финской отрасли разработки ПО. Одним из ключевых направлений финской облачной программы является развитие пользовательских интерфейсов создаваемых сервисов, которые позволяют дифференцировать один продукт от другого в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке.
Соответственно фокус разработчиков смещается в сторону массовых решений, которыми пользуется большое количество клиентов ежедневно. Другой аспект развития облаков согласно концепции - это создание сервисного ПО преимущественно с открытым кодом, которое выстраивается вокруг коммуникационной парадигмы и объединения нескольких массивов данных в единый мэшап. Подобные решения уже существуют и игроки рынка выступают за дальнейшее развитие таких технологий и активизацию участия самих пользователей в разработке продуктов и сервисов, например, за счет использования базы знаний, накапливаемых в социальных медиа.
Тимо Валли, директор отдела общественного регулирования ИТ-сектора в министерстве финансов Финляндии, убежден, что традиционные лицензируемые программные продукты будут играть в будущем значительно меньшую роль, чем сейчас. «Очевидно, что организации, использующие активно ИТ, не получают никакого рыночного преимущества от того, что они владеют тем ПО, которое у них используется. Вследствие этого открытые программные платформы, облачные технологии и сервисы будут востребованы бизнесом», - говорит он. По его словам, быстро создаваемое и более скоординировано развивающееся ПО на базе открытого кода, например, встраиваемые операционные системы для робототехники или сотовых телефонов, и интернет-сервисов станет ключевым трендом рынка в Финляндии к 2013 году.
По оценкам экспертов, история развития облаков на финском рынке коррелирует с общими тенденциями рынков Западной Европы, отставая от американской отрасли примерно на 12-18 месяцев. Подобная технологическая «пауза» при этом привела к тому, что в европейских облаках стал сильным тренд локализации услуги вендора, то есть, предоставления сервиса, имеющего схожие черты с оригиналами из США, местным интернет-игроком.
Другое европейское различие, связанное с эволюцией облака, касается роли телеком-операторов: для американских поставщиков облачного ПО они являются только «трубой», тогда как в Европе они играют роль технологических партнеров, позволяющих расширять саму инфраструктуру для облака, самостоятельно создавать сервисы и предлагать их клиентам, оказывать дополнительные услуги в переносе данных, системной интеграции, аудите и так далее. По оценкам Технического университета г. Хельсинки, проводившего опрос финских софтверных компаний в 2009 году, 53% респондентов отвечали, что начали предоставлять облака, считая их веб-версиями своего ПО, а еще 17% говорили, что уже продают SaaS-приложения.
Кроме этого, аналитики спрашивали предпринимателей о количественных показателях их бизнеса – выручке и доходности до и после облаков. Выяснилось, что тогда в 2009 году пионеры «облачных решений» заработали меньше всего денег, поскольку их клиенты были не готовы к потреблению услуг по новым схемам. За 2 прошедших года ситуация качественно изменилась.
Как влияют облака на бизнес вендоров?
Характеристики трех типов компаний | ||||
Характеристика | Little SaaS | Web-based solutions | High SaaS | Pure SaaS |
Возраст компании | 12 | 11 | 11 | 8 |
Общая выручка, млн евро | 9,6 | 2,2 | 1,5 | 1,2 |
Число сотрудников | 63 | 22 | 18 | 15 |
Рост выручки, % (среднее значение) | 10,5 | 13,8 | 11,7 | 29,6 |
Рентабельность, % (среднее значение) | 10 | 7 | 4,2 | 4,4 |
Прибыль от международных проектов, % | 12,5 | 20 | 12,5 | 45 |
Источник: TiViT, 2009
Опрошенные CNews эксперты отмечают, что Финляндия проводит политику стимулирования именно разработчиков облачных решений, но не их потребителей. По мнению TiViT, на финском рынке сейчас наблюдается разделение между компаниями, перешедших полностью на облачные решения, и теми, кто приближается к полному переходу, но не отдает еще все процессы в облако.
Для первых, к которым относятся все стартапы, характерно небольшое количество сотрудников и пока невысокие показатели выручки. Более зрелые и крупные бизнесы с помощью SaaS смогли показать ощутимый рост своих операционных показателей, а также за счет более гибкой инфраструктуры начать экспансию на другие европейские рынки и за рубеж. Разрыв между уровнем потребления «облаков» в целом в Финляндии и США не сократился, а наоборот увеличился, считает, Йанне Йарвиннен (Janne Jarvinen), директор центра R&D в F-Secure. По его мнению, облачные решения более востребованы больше в Западной Европе, поскольку именно там многие фирмы начали активно заниматься аутсорсингом серверной инфраструктуры и управления корпоративными системами. При этом эти компании ожидают увидеть именно местный сервис, который будет локализован для конкретного рынка.
Кому нужны SaaS в Финляндии?
Источник: отчет Aara Finland, 2011
«Финский бизнес сейчас тратит не более 10% своей выручки на внедрение и использование SaaS и облаков, но уже к 2014 мы ожидаем увеличение этого показателя до 20%», - ожидает Всеволод Кузнецов, директор российского офиса финской компании Gemilo Social, которая с 2007 года развивает решения класса social business software на базе SaaS. По его словам, нынешняя экосистема облаков в Финляндии демонстрирует готовность компаний перейти с более тяжелых программных решений на быстрее и легкие SaaS/PaaS-продукты с позиций сокращения операционных расходов и более эффективного аутсорсинга ИТ, предложение которых очень велико. Тем не менее, у этого тренда есть и «оборотная сторона медали» - общая емкость финского рынка мала и поэтому вендорам SaaS для развития своего бизнеса необходимо выходить на международные рынки в поисках инвестиций.
Подобный рост может случиться, если поставщики услуг достигнут необходимого высокого уровня сервиса. В настоящее время наибольший спрос на перевод в облако наблюдается для коммуникационного ПО, систем управления кадрами и взаимоотношениями с клиентами. По оценкам Gemilo, в 2011 году сегмент SaaS ПО вырастет на 9% или на 127 млн евро по отношению к 2010 году, а к 2014 году – на 28% или 428 млн евро. На фоне этого общий рынок «облаков» в Финляндии может увеличиться на 350% к 2014 году, тогда как классического корпоративного ПО – только на 6%.
Михаил Демидов