|
|
Обзор подготовлен
В обязанности Дениса Ночевнова, директора по новым технологиям и услугам "МегаФона", входит как разработка перспективных услуг для клиентов компании, так и поиск новых технологических решений для повышения эффективности в самом "МегаФоне". По его мнению, бизнес оператора связи изначально является "облачным". Однако для разработки новых облачных сервисов для массового пользователя на базе собственной сети ЦОДов может потребоваться некоторое время.
CNews: Облачные вычисления для "МегаФона" – это конкретная технологическая концепция или же просто маркетинговый термин?
Денис Ночевнов: Занимаясь разработкой новых услуг, я уже много лет сталкиваюсь с модными выражениями, которые сначала начинают использовать специалисты, а потом и широкая публика. "Облачные вычисления" сейчас – это модное выражение. Я бы не сказал, что это будущее, и, скорее, даже не прошлое информационных технологий – мы уже давно живем с этим, просто раньше мы не обращали внимания, что эти вещи называются облачными вычислениями. По сути, любая клиент-серверная архитектура – это уже облако.
Что важно в облачных вычислениях – это новый подход к продаже программного обеспечения. Если брать аналогии из повседневности, то разница та же, что и между покупкой машины и взятием ее напрокат.
CNews: У вас есть внутренние "облака"? Удается ли вам добиться экономии за счет создания приватных облачных систем?
Денис Ночевнов: Лишь небольшая часть нашей внутренней инфраструктуры связана с приватными облаками. Основа нашей инфраструктуры – это коммутаторы, то есть суперкомпьютеры, которые в реальном масштабе времени коммутируют все разговоры. В каждом макрорегионе и даже крупном городе у нас размещены ЦОДы, обслуживающие такие коммутаторы. Таким образом, мы можем извлекать преимущества из облачной масштабируемости только в части дополнительных услуг и приложений, которые обеспечивают сравнительно небольшую часть нашего бизнеса как оператора связи.
Если же говорить о классах используемых нами облачных решений, то мы в наибольшей мере используем IaaS. Например, у нас может возникнуть потребность разместить в конкретном регионе серверы, которые будут обслуживать всю Россию. Такие серверы мы размещаем в наиболее крупных дата-центрах, например, в Самаре, где построен наш первый ЦОД, соответствующий требованиям TIER 3.
Внутренние облака привлекательны для нас не в силу финансовой экономии – эта экономия минимальна: мы присутствуем во всех регионах, и размещение серверов и приложений в этих регионах обойдется нам примерно в одну и ту же сумму. Так что здесь речь идет скорее о скорости развертывания решения. Если нам нужно быстро внедрить услугу, то проще использовать виртуальные серверы из ЦОДа, где уже все установлено, чем организовывать установку аналогичных по функциональности компьютеров на местной площадке.
CNews: Итак, технологии приватного облака используются в "МегаФоне" для решения частных задач? Не могли бы вы привести примеры их?
Денис Ночевнов: Например, дополнительная услуга "Видеонаблюдение", в рамках которой абонентам предоставляется возможность установить видеокамеру к любому персональному компьютеру и наблюдать эту видеокамеру с компьютера, мобильного телефона и прочих подключенных к интернету устройств. В частности, можно установить дома веб-камеру и через веб-страничку с персональным доступом смотреть, что в данный момент перед этой камерой происходит.
Тарификация услуги основана на абонентской плате, но она зависит от количества подключенных камер, т.е. черты облачного подхода здесь соблюдаются. Когда пользователь подключает камеру, ему не нужно заполнять заявок – все делается непосредственно через веб-интерфейс.
Понятно, что эта услуга работает на некотором сервере, который стоит в одном месте. В данном случае – в Петербурге, и люди со всей страны, которые пользуются ей, подключаются к питерскому ЦОДу.
Если же говорить о нашем внутреннем потреблении, то используемые ERP-системы – в частности, от SAP – также устанавливаются в одном месте, и обращение к ним идет через сеть. Эти системы также используют приватное облако.
CNews: Всегда ли облачные вычисления оправдывают ожидания?
Денис Ночевнов: Два года назад у нас был запущен проект по развертыванию системы Hosted Messaging and Collaboration (HMC) от Microsoft, доступ к которой мы предоставляли малому бизнесу. Вообще, с облачными решениями B2C связаны основные сложности. В решениях для внутренних нужд не возникает проблем, связанных с оплатой: внутри компании вы не будете снимать с соседнего департамента деньги за то, что он пользуется ресурсами ИТ-департамента. А при предоставлении ресурсов сторонним пользователям нужно, чтобы четко учитывались ресурсы, чтобы клиент понимал, как он эти ресурсы получает. Когда речь идет о крупных корпорациях, то такие проблемы еще решаемы, но когда мы говорим о массовом пользователе, то все становится намного сложнее.
Казалось бы, изначально бизнес-идея была очень привлекательна: у нас есть ЦОД, где мы устанавливаем Microsoft Exchange Server с публичным доступом, работающий на наших серверах. Компании, которые не хотят тратить ресурсы на поддержку собственного большого ИТ-департамента и собственных серверных мощностей ради одной электронной почты, могут подключиться к нам и организовать корпоративную электронную почту на условиях аренды. Каждый пользователь получает свою ячейку на этом общем сервере. Соблюдается принцип безопасности, политика оплаты. Каждый создаваемый аккаунт создается администратором с соответствующими полномочиями...
Но, должен честно сказать, – решение не пошло.
Сервис не получил популярности среди пользователей. Сейчас мы рассматриваем новые варианты. Я не хочу строить предположения, почему люди в нашей стране не любят использовать арендованное решение на площадке у оператора и предпочитают ему локально установленную систему. Может быть, они так делают из соображений приватности...
CNews: Но ведь преобразование CAPEX в OPEX выгодно всем?
Денис Ночевнов: Инвестиции в OPEX тоже нужно обосновывать, хотя и в несколько меньшей степени. К тому же, часто встречаются сотрудники и департаменты, которые уже занимаются поддержкой инфраструктуры. Если объявить им, что с какого-то момента компания перестает решать их задачи и будет брать готовое ПО в аренду у стороннего поставщика, они это не поддержат. Подобные "непопулярные" решения должны приниматься с самого верха.
Вообще, обычно при вынесении бизнес-предложений в компаниях основное внимание уделяется расширению бизнеса в профильном направлении подразделения. Здесь же люди должны обосновывать не расширение, а наоборот, сужение бизнеса. Добиваемся глобальной экономии – но на самих себе.
CNews: Да, но ведь экономят обычно на непрофильной деятельности и высвобождают ресурсы для профильной? Это должно быть выгодно бизнесу?
Денис Ночевнов: Бизнес, конечно, за. Но профильные подразделения недовольны. И они находят аргументы: "Вы что, предлагаете всю переписку перевести стороннему оператору? Ведь вся ваша переписка будет там. И тогда мы уже ни за что не отвечаем".
Я считаю, что более перспективными в данном случае являются IaaS-решения, потому что здесь нет никаких конфликтов. Услуга IaaS по продаже виртуальных серверов пойдет лучше, и ее мы уже предоставляем корпоративным клиентам. Следующая задача - обеспечить динамический расчет ресурсов, когда клиент хочет в один миг увеличить число доступных виртуальных серверов, скажем, с 10 до 100. Сейчас мы движемся в этом направлении. Чтобы добиться такой степени автоматизации и автоматизировать, к тому же, еще и снятие денег со счета, требуется время, а без этих возможностей услуга не будет готова для массового пользователя.
CNews: Над какими облачными сервисами вы ведете работу в настоящее время?
Денис Ночевнов: В данное время мы работаем над облачными технологиями для массового пользователя с автоматической тарификацией, списанием денег со счета абонента и с динамическим выделением ресурсов в режиме онлайн без участия специалистов. Если облачные технологии сейчас работают с ручным приводом, то идеал заключается в том, чтобы осуществлять все операции без участия человека. Услуги, которые работают через SMS и USSD, мы уже сделали, и сейчас разрабатываем новые, которые работают с компьютера. Каждая из них тарифицируется со счета телефона. По сути она является частным проявлением облачных технологий.
Мы работаем над платформой, которая позволит "забрасывать" услуги, которые ранее не были готовы к облачному использованию – теперь они станут полностью адаптированными к автоматической тарификации и взаимодействию со счетом абонента. В идеале, такая возможность должна существовать для любой ресурсоемкой задачи, будь то обработка данных с видеокамер, 3D-моделирование или что-то еще – должно быть достаточно загрузить софт, и приложение будет работать и тарифицироваться непосредственно в облаке.
Например, вы покупаете программу для 3D-моделирования, устанавливаете ее на домашний компьютер и обнаруживаете, что вам не хватает ресурсов. В этот момент вы обращаетесь к нам, заходите на наш ЦОД, загружаете туда программу – она начинает выполнять соответствующую ресурсоемкую задачу, а с вашего счета списываются деньги. Но сейчас это еще нереально, так как пока нет возможности сделать универсальное решение для любого софта.
CNews: Планируете ли вы предоставлять публичные услуги на базе собственных ЦОДов?
Денис Ночевнов: У нас уже есть ЦОДы для обслуживания внутренних нужд, их много, но кроме них в каждом макрорегионе будут ЦОДы с излишними мощностями, которые будут предоставлять услуги массовому частному и корпоративному пользователю. ЦОД в Самаре – это первый из них, и еще предстоит построить семь.
CNews: Спасибо.