|
|
Обзор подготовлен
CNews: В чем, на ваш взгляд, состоит специфика SaaS-решений в сфере госсектора?
Матвей Брагинский: Госсектор имеет меньшую степень кастомизации и потому в нем легче применить SaaS-решения. Размещая функционал в "облаке", госучреждение – или сеть госучреждений – экономит средства на поддержке собственной программной и технической баз. Кроме того, перенос программных средств в "облако" потребует унификации государственных бизнес-процессов, что станет важным шагом на пути создания электронного правительства, электронных мэрий и т.д. Разумеется, вместо географически рассредоточенных серверов потребуются центры обработки данных, дополнительные расчеты, планы, затраты. Все это нужно анализировать и оценивать. Но если говорить о Минске, то у нас среди управленцев просто некому проводить такой анализ и выходить с конкретными цифрами к руководству…
Что касается бизнеса, то SaaS-решения скорее смогут работать на второстепенных бизнес-процессах. Полагаю, что любое более или менее серьезное предприятие имеет свою специфику, даже если оно работает в очень конкурентной отрасли (скажем, в туризме). В силу этой специфики применение SaaS-решений не даст существенного преимущества.
CNews: Существуют ли какие-то особые риски, связанные с решениями класса SaaS?
Матвей Брагинский: Поскольку SaaS-решения базируются на сетевых технологиях, это вызывает определенную настороженность в отношении конфиденциальности данных, которые передаются по каналам связи. Но я полагаю, что степень защищенности сетей будет все больше соответствовать требованиям скептиков.
CNews: Можете ли вы привести примеры успешного внедрения SaaS-систем в госсекторе Белоруссии?
Матвей Брагинский: К числу таких внедрений я бы отнес системы налоговой и статистической отчетности предприятий. Есть централизованные серверы, куда они могут отправлять отчетность, пройдя процедуру авторизации.
CNews: Насколько важны, по вашему мнению, "облачные" вычисления для госсектора, в частности, для предоставления электронных услуг гражданам?
Матвей Брагинский: "Облачные" вычисления важны, поскольку позволяют снизить затраты на эксплуатацию ИТ-систем. Они должны стать основой того, что мы называем "электронным правительством". Возможность получать госуслуги, не контактируя с чиновником, безусловно, повышает эффективность и "прозрачность" работы государства, снижает вероятность коррупции. Одно это уже является качественным улучшением работы госсектора. Кроме того, электронные регламенты административных процедур и выстроенная на их основе функциональная часть фронт-офисов превращает последние в электронные офисы, доступ к которым возможен прямо из дома. Заказ госуслуги, отслеживание этапов ее реализации и получение результатов заявки на домашнем или офисном терминале поднимает государство на качественно новую ступень общения с гражданином и бизнесом.
CNews: Существуют ли приложения, где были бы востребованы такие "облачные" возможности, как динамическое масштабирование, оплата по мере использования и т.д.?
Матвей Брагинский: Такие решения вписываются в наши потребности, но на практике об этом говорить пока, увы, рановато. Как я уже отмечал, в системе Мингорисполкома отсутствует структура, выполняющая постановку интеграционных задач информатизации, к которым относится и переход к системам классов SaaS, IaaS и PaaS.
CNews: Отталкиваясь от вашей практики, насколько незрелость законодательства мешает восприятию "облачных" вычислений учреждениями госсектора?
Матвей Брагинский: Мне кажется, дело не в незрелости законодательства, а в недостаточном понимании таких тенденций в среде управленцев. Использование "облачных" вычислений, как мне представляется, не требует каких-либо корректировок правовой базы. Дело в уровне понимания задач сегодняшнего дня и в желании их реализовать.
CNews: Спасибо.