|
|
Обзор подготовлен
CNews: Какие тенденции определяют сегодня процесс информатизации высокотехнологичных производственных предприятий, подобных НПО "Сатурн"?
Юрий Зеленков: Логика рыночных отношений ставит труднейшие задачи даже перед теми отечественными предприятиями высокотехнологичного машиностроения, которые в состоянии разработать и предложить рынку современные востребованные продукты. Консолидация предприятий оборонно-промышленного комплекса под эгидой государства позволяет снизить конкурентную борьбу внутри страны, устранить дублирование функций и конструкторско-производственных компетенций.
Тем не менее, остается жесткая конкуренция на внутреннем и, тем более, на внешнем рынках с зарубежными компаниями, которые сегодня, как правило, более эффективно организованы, используют более современные и производительные технологии. Только повышение внутренней эффективности отечественных корпораций за счет создания новых систем управления и модернизации производственных процессов позволит сохранить отечественную промышленность.
Поэтому можно выделить три ключевых тенденции в информатизации. Перенос проектирования в виртуальную среду для сокращения затрат времени и ресурсов. Здесь основными компонентами являются 3D-проектирование, суперкомпьютерные вычисления, автоматизация процессов испытания. Оптимизация и реструктуризация производственных мощностей, внедрение новых методов управления производством и соответствующих информационных систем. С точки зрения эффективности процессов управления предприятия отрасли находятся в разном состоянии. Поэтому имеет смысл говорить о стандартизации передовых практик управления и соответствующих ИС, распространении их в рамках корпораций, возможно, на условиях внутреннего аутсорсинга.
CNews: Какое место в процессе информатизации занимает модель SaaS?
Юрий Зеленков: Можно выделить два направления использования модели SaaS. Во-первых, предоставление доступа к более-менее стандартному программному обеспечению. Как правило, это ПО для коммуникаций (электронная почта, средства групповой работы). Здесь есть очевидные ограничения по использованию внешних поставщиков услуг SaaS, поскольку доля конфиденциальной информации во внутренних коммуникациях машиностроительных корпораций очень велика.
Во-вторых, это предоставление доступа к системам, поддерживающим бизнес-процессы основных направлений деятельности (разработка, производство, послепродажное обслуживание). Второй путь предполагает, прежде всего, унификацию бизнес-процессов, поддерживаемых ИС. Его целесообразно использовать при продвижении в рамках корпораций передовых практик управления и соответствующих систем, о чем говорилось выше. Поставщики таких систем на рынке отсутствуют. Но даже если бы они и существовали, корпорациям невыгодно раскрывать особенности реализации внутренних бизнес-процессов, поскольку именно они определяют конкурентоспособность. Поэтому очевидно, что ожидаемые выгоды от использования SaaS (сокращение затрат за счет стандартизации) крупные корпорации могут получить, только реализуя модель частного облака.
В рамках проекта разработки двигателя SaM146 (для самолета «Сухой Суперджет-100») мы совместно с нашим партнером – французской компанией Snecma создали облако, подключаясь к которому, авиакомпании, приобретшие этот самолет, получают доступ к различному программному обеспечению для послепродажного обслуживания (ППО) по модели SaaS. Особенностью данного проекта стало то, что все услуги по созданию систем (разработка, интеграция, хостинг…) были переданы внешним поставщикам.
CNews: По каким критериям вы выбираете поставщиков SaaS?
Юрий Зеленков: По тем же, что и всех прочих поставщиков. Это функциональность, цена, надежность, компетенция, умение выстроить отношения с заказчиком (как в процессе переговоров, так и показать, каковы они будут в процессе выполнения контракта).
При выборе поставщика SaaS приоритеты несколько меняются – надежность выдвигается на одно из первых мест. Неплохо, если поставщик может продемонстрировать надежную инфраструктуру, процедуры действий в чрезвычайных ситуациях, а также процедуры изменения функционала используемых систем. В нашем случае последнее было особенно актуально, поскольку прикладные системы разрабатывались на заказ, и не исключено, что пользователи в будущем потребуют расширения их функций. Все эти параметры и должны быть зафиксированы в SLA.
CNews: Можно ли оценить эффективность использования SaaS?
Юрий Зеленков: Достоверной модели не существует, как и для оценки эффективности инвестиций в ИТ в целом. В данном конкретном случае (система ППО для SaM146) мы имеем две компании в России и Франции, продающие единую услугу, и заказчиков, распределенных по всему миру. Так что использование интернета как среды доступа напрашивалось само собой.
Как один из вариантов рассматривалось размещение всей системы в центре данных одной из компаний. Но такой подход был признан неэффективным, поскольку возникали ограничения с точки зрения безопасности. Кроме того, было решено передать часть функций по управлению пользователями самим заказчикам. Все это приводило к необходимости создать совершенно отдельную инфраструктуру для данной системы.
Учитывая ресурсные ограничения собственных центров данных, мы решили передать все системы на внешний хостинг. Жесткие сроки и бюджеты на создание систем привели к тому, что были выбраны внешние разработчики (в основном потому, что собственных ресурсов с необходимой компетенцией опять же не хватало). Таким образом, в этом конкретном случае выделение системы в частное облако, располагающееся на мощностях внешнего провайдера, было абсолютно оправдано.
CNews: Как обращение к SaaS повлияло на внутренние бизнес-процессы НПО "Сатурн"?
Юрий Зеленков: Практически никак. Пользователи работают с ИС в обычном режиме, единственное отличие – доступ к ним осуществляется через браузер.
Поддержку пользователей осуществляют сервисные службы материнских компаний. Как правило, пользователи обращаются в ту службу, которая говорит на их родном языке. При необходимости запрос может быть транслирован в сервис-деск партнера, поставщика хостинга, или компании, ответственной за поддержку приложений. Официальный язык общения между всеми участниками процесса со стороны ИТ – английский.
Всего в рамках проекта по созданию двигателя SaM146 было внедрено более 30 совместно используемых систем, часть из них предоставляется в общее пользование одной из компаний, другие – интегрируются через согласованные механизмы обмена. Все процедуры ИТ-поддержки были разработаны еще для этих систем, а потом распространены на системы ППО.
CNews: По вашему мнению, какие пункты надо добавить в SLA?
Юрий Зеленков: Все зависит от конкретной ситуации. Но помимо стандартных пунктов (время доступности сервисов, время реакции на инциденты, предоставление статистики) необходимо добавить описание процедуры выполнения запроса на изменение конфигурации, эскалации проблем. Можно сказать, все процедуры, относящиеся к Service Support и Service Delivery в ITSM v.2 должны быть описаны и как-то оценены в SLA.
CNews: Прокомментируйте, пожалуйста, распространенное мнение о несочетаемости требований ИБ с моделью SaaS.
Юрий Зеленков: Все вопросы решаются, если поставщик услуг продемонстрирует соответствие требованиям заказчика. Поскольку в данном случае у нас не было единого поставщика услуги, а она "собиралась" из сервисов нескольких поставщиков, требования к каждому из них были различны. К поставщику хостинга – надежность и безопасность инфраструктуры, к разработчикам – надежность программного обеспечения. Для интегральной проверки безопасности системы мы наняли независимую компанию, аудит которой позволил вывить проблемные места, устраненные впоследствии поставщиками услуг.
CNews: По вашему мнению, какие предложения по модели SaaS были бы востребованы рынком, но их пока нет?
Юрий Зеленков: Как уже было сказано, я считаю, что в нашей отрасли модель SaaS будет развиваться внутри больших корпораций. Для этого должны появиться инсорсинговые поставщики услуг.
CNews: Спасибо.