|
|
Обзор подготовлен
Кризис заставил многих руководителей компаний малого и среднего бизнеса пересмотреть свои затраты на ИТ-инфраструктуру. Виктор Кутуков, генеральный директор компании «Стек Софт», председатель специализированной группы ITU-T по облачным вычислениям, уверен, что рост рынка SaaS в России в два раза превысит прогнозы аналитиков.
CNews: Как вы оцениваете ситуацию на российском рынке SaaS в 2010 г.?
Виктор Кутуков: По разным данным, объем рынка SaaS составляет около 17 млн. долларов. Это совсем немного по сравнению с зарубежным рынком, объем которого, по данным Forrester Research, в 2011 году составит около 21 млрд. долларов. Однако российский рынок SaaS развивается очень динамично. Объем рынка за 2010 год как минимум удвоился по сравнению с 2009 годом. Появились новые компании, ориентированные на предоставление услуг по модели SaaS. Многие отечественные производители программного обеспечения выпустили SaaS-версии своих продуктов.
В мире решения SaaS используются в основном малым и средним бизнесом, поскольку эти решения позволяют значительно сократить издержки на ИТ-инфраструктуру и повысить эффективность бизнес-процессов в целом. Кроме того, данные решения позволяют оптимизировать затраты на этапе запуска проектов, а также предоставляют возможность оперативно управлять бизнесом, находясь в любом месте в любое время. В последнее время отмечается рост интереса и крупного бизнеса к решениям SaaS.
В России при общем числе организаций с численностью персонала до 50 человек и выручкой порядка 1,6 млн., лишь около 2 тысяч используют деловые приложения, предоставляемые по модели SaaS (данные J&P),что подтверждает значительный потенциал роста рынка SaaS в России.
CNews: Какие направления вы считаете наиболее перспективными?
Виктор Кутуков: По мнению аналитиков, среди SaaS-решений более 50% выручки приходится на решения, предназначенные для организации коллективной работы (CCC) и управления взаимоотношениями с заказчиками (CRM). Gartner прогнозирует на ближайшие годы динамику роста CCC и CRM решений SaaS в пределах 20-22% в год. Растет использование по модели SaaS офисных приложений, ERP систем, систем управления бизнес-процессами и ряда других классов систем.
CNews: Насколько успешно реализуются в России идеи заграничных сервисов?
Виктор Кутуков: Основные трудности, с которыми приходиться иметь дело при использовании любых SaaS-решений, можно разделить на четыре основные группы. Во-первых, эти трудности бывают связаны с обеспечением требуемого уровня доверия к поставщику услуг и безопасности в использовании услуг, во-вторых, с обеспечением необходимой производительности приложений в многопользовательском режиме в сетевой среде, в-третьих, с гарантией определенного уровня качества оказания SaaS (SLA). Наконец, не стоит забывать о законодательных ограничениях, например, о необходимости выполнения требований закона о персональных данных для таких систем, как CRM.
Дополнительно для успешного использования заграничных сервисов на российском рынке требуется наличие русскоязычного интерфейса программного обеспечения и русскоязычной службы технической поддержки.
CNews: Что отличает телекоммуникационных операторов от прочих пользователей SaaS-услуг?
Виктор Кутуков: Телекоммуникационных операторов отличает, прежде всего, наличие хорошей сетевой инфраструктуры и опыт предоставления различный телекоммуникационных услуг. Это существенно облегчает внедрение и использование SaaS-решений. С другой стороны, телекоммуникационные операторы имеют ряд специфических отличий в наборе типовых бизнес-процессов, что определяет выбор информационных систем, необходимых для автоматизации деятельности операторов. Это, прежде всего, биллинг, системы OSS/BSS и CRM. Именно эти системы должны предлагаться операторам по модели SaaS, и именно они предлагаются компанией «Стек Софт» в качестве Onyma SaaS-решения.
CNews: Как сильно, по вашей оценке, сокращаются затраты ваших клиентов при использовании сервисов Onyma Billing, OnymaOSS, OnymaBI?
Виктор Кутуков: В настоящее время компания «Стек Софт» предоставляет по модели SaaS следующие продукты: Onyma Billing – конвергентная биллинговая система, Onyma OSS - универсальный инструмент для моделирования бизнес-процессов, Onyma BI - платформа бизнес-аналитики, интегрированная с другими продуктами.
Готовится к выходу новый продукт - Onyma CRM. Это первый продукт, построенный на основе новой интеграционной платформы Onyma xRM.
SaaS-решения Onyma ориентированы, прежде всего, на малых и средних телекоммуникационных операторов и провайдеров. При использовании Onyma по модели SaaS сокращаются как капитальные, так и операционные расходы.
Сокращение капитальных затрат обусловлено тем, что не нужно приобретать дорогостоящее серверное оборудование для размещения программного обеспечения ядра продуктов Onyma, дисковые массивы, лицензии на СУБД Oracle, а также создавать соответствующую ИТ - инфраструктуру.
Операционные расходы сокращаются за счет того, что не нужно тратить средства на техническое обслуживание оборудования и ИТ – инфраструктуру, не нужно иметь в штате дорогостоящих администраторов операционных систем и СУБД, обеспечивающих круглосуточную эксплуатацию информационных систем.
Сокращение затрат в целом зависит от конкретного проекта, и по нашим оценкам может достигать десятков тысяч долларов.
Onyma SaaS-решения имеют развитые программные интерфейсы (API), которые позволяют использовать имеющиеся у клиента унаследованные информационные системы, такие как бухгалтерские программы и inventory. Более того, они предоставляют возможность использовать SaaS-решения от других провайдеров. Это позволяет получать дополнительную экономию при развертывании информационных систем.
Продукты Onyma позволяют реализовать частную облачную инфраструктуру в крупных компаниях с филиальной территориально распределенной структурой , благодаря чему появляется возможность предоставлять Onyma SaaS-решения внутри этого частного облака филиалам компании, агентам, партнерам, клиентам. Посредством API возможно организовать взаимодействие с другими частными облаками и внешними SaaS-решениями.
CNews: Как менялась концепция сервисов на протяжение 8 лет их развития? С какими трудностями вы сталкивались за это время?
Виктор Кутуков: В 2002 году компания «Стек Софт» была первой компанией на российском рынке, которая начала предоставлять SaaS-продукты. Тогда понятия SaaS еще не существовало, использовался термин «аренда приложений».
Первым Onyma SaaS-решением, запущенном в 2002 году, стало Onyma Billing – конвергентная биллинговая система. Все программные продукты Onyma изначально разрабатывались с учетом возможности использования по модели SaaS.
Важнейшими задачами были и остаются завоевание доверия заказчиков к модели SaaS и обеспечение высокого качества и безопасности Onyma SaaS-решения. В настоящее время более 40 операторов и провайдеров используют Onyma.
Основными направлениями развития компании «Стек Софт» являются разработка и вывод на рынок новых продуктов и сервисов, развитие API и повышение интеграционных возможностей программных продуктов и сервисов на базе сервисно – ориентированной архитектуры и современных протоколов, таких как SOAP.
CNews: Каковы ваши прогнозы развития SaaS-технологий на 2011 и 2012 гг.?
Виктор Кутуков: Аналитики прогнозируют рост мирового рынка SaaS на ближайшие годы 20-22%. Я думаю, что российский рынок будет развиваться быстрее – на 40-50% в 2012 году, появятся новые проекты и новые компании.
Компания «Стек Софт» планирует в начале 2012 года вывести на рынок новый продукт Onyma CRM, который также будет предоставляться по модели SaaS, и выпустить новые версии существующих продуктов. Это даст возможность расширить портфель заказчиков, в том числе за счет привлечения заказчиков из других сфер деятельности, например, электроэнергетики.
CNews: Спасибо.