Обзор подготовлен |
|
|
Сергей Антимонов: Пользователи стали намного требовательнее к качеству и надежности продуктов
О ключевых тенденциях на рынке защиты информации в России, современном уровне компьютерных угроз, а также о судьбе антивируса Dr. Web в интервью CNews.ru рассказал Сергей Антимонов, председатель совета директоров компании «ДиалогНаука».
CNews.ru: Как бы вы определили ключевые тенденции на рынке защиты информации в России в настоящее время?
Сергей Антимонов: Одна из ключевых тенденций повышение требовательности клиентов к качеству и надежности продуктов. Вторая поставка комплексных решений, обеспечивающих эффективную защиту разных элементов корпоративной сети и от разных неприятностей. Это, в частности, означает наличие полной линейки продуктов, а также удобных средств администрирования и высокого уровня технической поддержки. Третья тенденция кооперация и интеграция разных продуктов из области информационной безопасности: антивирусных, антиспамовых, межсетевых экранов, VPN и других.
CNews.ru: Как, на ваш взгляд, изменился уровень компьютерных угроз (в том числе вирусных) за последний год? С чем, по вашему мнению, связаны эти изменения?
Сергей Антимонов: Произошло существенное увеличение по всем направлениям как по количеству атак, так и по быстроте распространения вирусов и по объемам наносимого ими ущерба. Самый наглядный тому пример эпидемия вируса MyDoom, которая «грянула» в конце января этого года.
Причина в том, что пока так еще и не было найдено эффективных противодействий этому все увеличивающемуся «потоку» вирусов, червей, троянцев и прочей разной заразы.
На мой взгляд, революционным было пока только решение компании Microsoft, когда в ноябре 2003 года она объявила о создании фонда в $5 млн. для борьбы с вирусописателями. Но объявленные суммы по $250 тыс. за поимку авторов вирусов Blaster.A, SoBig.F и MyDoom.B от фирмы Microsoft (а также сумма в $250 тыс. за «голову» автора вируса MyDoom.A от фирмы SCO) еще не были выплачены. Видимо, разработчики этих вирусов сумели тщательно себя законспирировать.
Однако, слух про фонд широко пошел по миру и (именно в надежде получить солидное вознаграждение!) кто-то «заложил» 18-летнего подростка из Германии автора вирусов Sasser и Netsky. На самом деле, только таким путем и можно будет «достучаться» до голов многих подростков, чтобы донести до них простую мысль: «писать вирусы это плохо».
CNews.ru: Достаточно ли, по вашему мнению, российские пользователи информированы об уровне современных компьютерных угроз, в том числе вирусных?
Сергей Антимонов: На мой взгляд, недостаточно. Да, конечно, есть определенная информация на сайтах разработчиков и других разных компаний, в специальных изданиях и СМИ. Однако, если принять во внимание ужасающий рост как количества атак, так и величин ущербов от этих атак, то напрашивается вывод все-таки нужно давать больше информации, причем, в разных направлениях и с «прицелом» на разных людей.
Первое направление «отвадить» молодых начинающих программистов (школьников старших классов и студентов младших курсов) от создания вирусов и других вредоносных программ (т.е. развенчать широко распространенный в их среде миф о том, что «если кто-то сам не написал вирус, то его нельзя считать настоящим программистом»).
Второе направление своевременно информировать о новых вирусных «взрывах» и других напастях такого рода с тем, чтобы пользователи компьютеров успели бы, по мере возможности, обезопасить себя от возможного ущерба именно от этих новых атак.
Третье направление повышать в целом «обороноспособность» на всех уровнях общества (граждан, бизнеса и государства). К примеру, таким образом, как это сделано в США министерством по внутренней безопасности.
CNews.ru: Каково соотношение продаж антивирусных и антиспамовых решений на российском рынке в настоящее время? Возможна ли ситуация, когда продажи антиспамовых решений превысят объем продаж антивирусных решений?
Сергей Антимонов: Мы пока еще не продавали антиспамовые решения. Только в мае этого года был заключен контракт с американской фирмой Sybari, в рамках которого мы начинаем предлагать и антиспамовые решения также. Однако, по той информации, которая у нас есть, можно предположить, что в России в настоящее время объем продаж антиспамовых продуктов на порядки ниже. И тому есть объективные причины.
Во-первых, спам пока не так сильно «достает» пользователей компьютеров (в сравнении с вирусами, некоторые из которых, к примеру, форматируют жесткие диски компьютера).
Во-вторых, как и в случае с антивирусами, сначала объем продаж всегда растет медленно. Если явлению «вирус» в ноябре прошлого года исполнилось 30 лет, то спаму всего-то 10 лет. И только за последние 2 года он стал известен широкому кругу пользователей компьютеров, так как ранее находился в существенном «инкубационном» периоде.
Наконец, ведущие провайдеры почты (Microsoft и другие) предполагают скоро дополнить системы электронной почты новыми инструментами, направленными на борьбу против спама (в частности, идентификацией отправителей сообщений). Это проблему спама в целом не решит, однако может существенно сократить объем спамовых сообщений и, соответственно, уровень недовольства ими. Не исключено также, что со временем антиспамовые продукты будут просто включены в поставки вместе с антивирусами, т.е. будет одна цена за «антивирусное + антиспамовое» решение.
CNews.ru: На московском рынке ваша компания прочно ассоциируется с антивирусом Dr.Web. Не возникнет ли серьезных финансовых и маркетинговых проблем при смене имиджа «ДиалогНауки», например, на системную интеграцию?
Сергей Антимонов: Конечно, любая перестройка, любая смена имиджа это серьезный риск. Причем, риск для всех участвующих сторон и по многим направлениям. Однако, мы никоим образом не собираемся отказываться от продаж программ семейства Dr.Web. По большому счету, это никому не выгодно: ни нам, ни вендору, ни клиентам, ни партнерам.
Сейчас у нас Dr.Web по-прежнему остается основным продуктом по объему продаж. И это естественно, поскольку «ДиалогНаука» уже 10 лет занимается продвижением Dr.Web как в России и странах СНГ, так и в странах дальнего зарубежья. Мы надеемся, что и в этом году объемы продаж программ Dr.Web у нас только вырастут.
Мы будем развивать продажи также и других антивирусных и антиспамовых продуктов.
CNews.ru: Какой продукт станет ключевым в линейке решений «ДиалогНауки»? Намерена ли компания отказаться от дистрибуции антивируса Dr. Web, продвигая вместо него свой продукт ADinf?
Сергей Антимонов: Ключевыми продуктами в линейке решений от «ДиалогНауки» останутся программы семейства Dr.Web. Что касается программ ADinf, то у нас есть определенные задумки по этому проекту, однако, тут еще предстоит много работы.
CNews.ru: Какие направления деятельности станут определяющими для «ДиалогНауки» в ближайшее время? Чем обусловлен выбор именно этих направлений?
Сергей Антимонов: Мы предполагаем позиционировать «ДиалогНауку», в первую очередь, как поставщика решений в области систем информационной безопасности.
И первоначально будем расширять линейку именно антивирусных и антиспамовых решений. Будем предлагать клиентам и партнерам как отечественные продукты Dr.Web и ADinf, так и продукты американской компании Sybari и английской компании Sophos.
На базе имеющегося опыта работы с антивирусами, мы предполагаем расширять линейки продуктов и услуг и по другим направлениям информационной безопасности также.
CNews.ru: Почему для расширения линейки «ДиалогНаука» выбрала, в первую очередь, именно продукты компании Sybari?
Сергей Антимонов: Сейчас 90% всех заражений вирусами происходит через электронную почту и 60% всех почтовых сообщений являются спамом. Следовательно, антивирусная и антиспамовая фильтрация, в первую очередь, должны быть именно на почтовых серверах.
Компания Sybari предлагает эффективные антивирусные и антиспамовые решения для таких популярных почтовых серверов, как Microsoft Exchange и Lotus Domino. Продукты от Sybari защищают 9 миллионов рабочих мест в 50 странах мира и у 9 тысяч клиентов.
Уникальной особенностью антивирусных решений от компании Sybari является то, что они используют несколько антивирусных «движков». По умолчанию поставляются «движки» от 4 антивирусов Sophos (Англия), CA Vet (Австралия), Norman (Швеция) и CA Inoculate (Израиль), а также дополнительно можно заказать еще 2 от других вендоров. Т.е. сейчас тут максимальный уровень антивирусной защиты почты это 6 антивирусов. Системный администратор для разных задач может определять разное количество и состав используемых «движков». Чем больше используется «движков», тем более сильной будет антивирусная защита. Так, если какой-то совсем новый вирус и «пропустит» один из антивирусов, то его обязательно поймает второй, третий или четвертый антивирус.
CNews.ru: А в чем интерес у «ДиалогНауки» к продуктам компании Sophos?
Сергей Антимонов: В первую очередь, нам нужны версии Sophos Anti-Virus именно для серверов Windows NT/2000/2003, так как таких продуктов пока нет в линейке от Dr.Web.
Компания Sophos создана в 1985 г. и сейчас насчитывает 800 сотрудников. Имеет филиалы в США, Австралии, Канаде, Франции, Германии, Италии, Японии и Сингапуре. Более 25 миллионов пользователей во всем мире оценили высокое качество и надежность ее продуктов, а также и соответствующую им круглосуточную техническую поддержку.
CNews.ru: Насколько успешным стал прошедший год для вашей компании? Чем вы объясняете свой успех?
Сергей Антимонов: Действительно, рост на 60% нашего оборота по России в 2003 г. по сравнению с оборотом 2002 года это успех, если учесть, что продавали мы ту же самую линейку продуктов DrWeb, что была у нас и в 2002 году. Однако, так как скоро уже выходит коммерческая версия DrWeb Enterprise Suite, где есть центр управления, мы будем рады повторить такой успех по продажам Dr.Web и в 2004 году. Наши клиенты и партнеры давно ждут эту версию Dr.Web, и она поможет нам увеличить оборот.
CNews.ru: Какие компьютерные угрозы, на ваш взгляд, будут «головной болью» для корпоративных и частных пользователей в ближайшее время?
Сергей Антимонов: Вирусы и спам.
CNews.ru: Спасибо.
|