|
|
Спам: противоядия по-прежнему не предвидитсяПроблема спама (spam) — массовых рассылок нежелательной электронной почты, в основном коммерческого характера — в последние годы всё сильнее беспокоит и По свидетельствам “сетевых историков”, первая широкая коммерческая рассылка почты была проведена в APRANET (предшественнике интернета) ещё в 1978 году. Она вызвала заметное недовольство пользователей, но была не более чем единичным случаем, к тому же тематика рассылки (выставка новых моделей компьютеров) действительно была интересна множеству тогдашних “сетевиков”. Спам в его нынешнем виде (т.е. действительно массовая рассылка нежелательных сообщений) появился в 1994 году. Первые подобные сообщения, религиозного и коммерческого характера, были разосланы не по электронной почте, а по тематическим группам новостей (newsgroups); причём письма оказались разосланы по всем группам, включая и весьма далёкие от коммерции и религии. Вскоре активно применяться для спама (собственно, тогда и получившего свое название) стала и электронная почта. Первоначальное значение слова SPAM — марка консервов фирмы Hormel. В комедийном Первый опыт 1994 года оказался успешным для спамеров. Коммерческая реклама (в основном сомнительного, а то и откровенно мошеннического свойства — “заработай быстро!” и т.д.), пропаганда религиозных движений, “письма счастья” и “страшилки” стали привычной, хотя и надоедливой частью электронной почты. В основном они исходили из США и из Европы, хотя понемногу появлялись и российские спамеры, а также японские, китайские и т.п. Но до определённого момента количество спама было относительно терпимым. Наверное, первой крупной волной откровенно криминального спама были так называемые “нигерийские письма”. От имени чиновника из Нигерии (позже появились аналоги и из других стран) рассылается письмо, предлагающее получателю неслыханно разбогатеть, помогая перевести за рубеж украденные средства. Простодушный скряга, согласившийся помочь ворам, с радостью тратил “на взятки” несколько тысяч долларов... Взрывной рост объёмов нежелательной почты начался (как в мире, так и в России) в В это же время ещё одним заметным источником нежелательной почты стали разнообразные “вирусы” и “черви”. “Заразив” компьютер, вирус рассылал с неё свои копии по электронной почте (обычно по адресной книге пользователя этого компьютера). Открыв такое письмо или приложенный к нему файл, адресат получал вирус на своей машине. В Распространился также спам как “чёрный пиар” — то есть рассылка спама недоброжелателями от имени Стали “грязнее” и способы распространения спама. Раньше рассылки шли в основном либо непосредственно с машин спамеров провайдерам адресатов, либо через “открытые” почтовые серверы (open relays), позволявшие любому пользователю интернета пересылать почту. Но теперь появились относительно эффективные пути блокировки таких рассылок—в частности, открытые почтовые серверы в основном закрылись. Поэтому спамеры стали искать другие пути “работы”. Одним из самых распространённых из них стало использование вирусов. Заразив компьютер, “спамерские” вирусы рассылают не только копии самих себя, но также и немалые объёмы спама. Доля спама среди всех сообщений, пересылаемых на данный момент по электронной почте, оценивается разными экспертами Многоликий вред спама Проблему массовых рассылок, известных также как “спам”, не заметить невозможно. Практически каждый пользователь интернета вынужден постоянно “чистить” свою входящую почту от предложений выучить английский, провести рекламную кампанию или посетить На данный момент массовые нежелательные почтовые рассылки — одна из основных признанных проблем Сети. И для этого есть достаточное количество причин. Спам создаёт неудобства для пользователей, которые вместо чтения нужной почты вынуждены тратить время на удаление многочисленных “мусорных” сообщений. Альтернатива — мириться с недостатками различных систем борьбы со спамом. Спам создаёт проблемы для администраторов компьютерных сетей (корпоративных, провайдерских и т.п.), огромные объёмы нежелательной почты загружают сетевые каналы, занимают место на жёстких дисках, предназначенное для хранения почты, и требует дополнительных ресурсов почтовых серверов. Недовольство пользователей, получающих спам или теряющих нужную почту Наконец, нельзя забывать о потерях граждан и компаний, ставших жертвой “спамового” мошенничества в его разнообразных проявлениях—сомнительных “коммерческих предложений”, фишинга и т.д. Динамика роста потока спама в мире и США, млрд. сообщений в день* * Данные за 2001-2004 годы и прогноз на 2005 год. Источник: IDC, 2004 По данным Radicati Group, потери компаний во всём мире от спама за 2003 год составили $20,5 млрд., а за 2007 г. достигнут $198 млрд. Причём расчёты проводились в 2003 году и могут не учитывать новые “достижения” спамеров (например, фишинг); поэтому реальный рост потерь может оказаться даже больше. Статистика прошлого года еще более печальная. Так по данным mi2g, ущерб от спама по всему миру составил около $150 млрд. Почему спам жив Столь вредоносное и столь неприятное подавляющему большинству пользователей и провайдеров интернета явление, как спам, отнюдь не собирается исчезать. Почему же спамеры и их заказчики постоянно идут на столь сомнительное, с точки зрения, как минимум, репутации деяние? Почему спам развивается, несмотря на отрицательное отношение сетевого сообщества? Главный ответ на этот вопрос прост: спам, к сожалению, работает. Несмотря на негативную репутацию, он во многих случаях оказывается экономически эффективным. Так, весьма надоедливый и регулярный российский спам по изучению английского языка в так называемом “Центре Американского Английского”. Правда, в последние месяцы в спаме не упоминается это название, а говорится просто об “изучении разговорного языка”; но позвонив по указанному телефону, мы узнали, что а ним скрывается всё тот же Центр. По утверждениям работника Центра, который ответил на наш звонок, спамовая реклама оказалась весьма эффективной—в Центр постоянно обращаются привлечённые рассылками клиенты. Конечно, также обращается много недовольных спамом, но “с этим ничего не сделаешь”. Мы связались также со спамерами, предлагающими свои услуги по рассылке. По их словам, эффективность такой рекламы особенно высока для массовых товаров и услуг. Ссылаясь на своих клиентов, они утверждают, что “спам работает куда лучше, чем реклама в журналах и газетах”; последняя существенно дороже и отнюдь не всегда себя окупает. Вопросы этики и репутации мало интересуют отправителей и заказчиков отправки спама. Так, спамеры указали, что якобы предоставляют всем желающим возможность отказаться от получения их рассылок. Однако никакого уведомления о возможности такого отказа в их реальной рассылке не было. А ведь даже когда уведомление о возможности “отказаться от рассылки” есть, отнюдь не факт, что введённый для этого адрес всегда используется по назначению... Михаил Рамендик / CNews Analytics Ойген Пауль: Важен не объем, а эффективное использование бюджета безопасностиОб организации защиты корпоративных информационных ресурсов, а также о специфике российского бизнеса Trend Micro рассказал Ойген Пауль, директор по продажам в Восточной Европе компании Trend Micro. CNews: Какие тенденции на мировом рынке защиты информации вы определили бы как ключевые? Ойген Пауль: За последние годы мы видели большое количество узкоспециализированных решений для защиты PC и сетей от новых угроз. Однако поскольку пользователи и Например, после того, как два года назад спам начал представлять серьезную проблему, пользователи стали предпочитать специализированные решения. В настоящее время все основные поставщики антивирусного ПО предлагают антиспамовые средства как часть своих решений. Компания Trend Micro осуществляет эффективную фильтрацию спама в |