|
|
|
Биометрия выдерживает непрерывный экзаменБиометрия уже вышла из «подросткового» этапа, на котором могли бы прощаться технологические сбои и концептуальные ошибки. Общественное мнение относится к ней теперь «по-взрослому», без всяких скидок, и в целом отрасль выдерживает непрерывный экзамен. Похоже, что оснований относить биометрические технологии к разряду мифов, которыми богат любой период истории человечества, все-таки нет. Чем шире становится сфера использования биометрии в идентификационных документах, тем лояльнее относится к этой технологии общественное мнение. Если раньше обсуждение ее перспектив было в основном уделом специалистов, то сейчас эти вопросы начали интересовать представителей самых разных социальных групп — от авиапассажиров и держателей кредитных карт до владельцев персональных компьютеров и рядовых граждан, получающих удостоверения личности нового поколения. Биометрические паспорта и идентификационные карты – новый критерий безопасности Самой массовой сферой применения биометрических технологий остаются паспортно-визовые документы нового поколения. В странах, которые ввели эти документы в повседневный обиход, общественное мнение однозначно становится на сторону биометрии. Данная тенденция прослеживается, например, в Малайзии и Сингапуре, где не первый год действуют биометрические идентификационные карты, и в целом применение биометрии поддерживает свыше 70% населения. Есть, правда, и региональные различия, зафиксированные исследованием компании Unisys (весна, 2007): малазийцы охотнее соглашаются удостоверять свою личность с помощью биометрии, а граждане Сингапура на первое место среди возможных сфер ее использования выводят обеспечение безопасности. Но если в этих странах Юго-Восточной Азии внедрение биометрических технологий осуществляется, так сказать, в «плановом» порядке, то на оценках жителей Европы и Северной Америки радикально сказываются опасения стать жертвами террористов. Социологическое исследование, проведенное британской компанией TSSI Systems через год после терактов в лондонском метро и два месяца спустя после попыток террористических актов на британских авиалиниях, зафиксировало коренные трансформации в настроениях известных своим консерватизмом жителей Альбиона. Более трех четвертей опрошенных радикально изменили мнение о биометрии, и в результате выяснилось, что 75% респондентов считают данные технологии существенным или важным средством борьбы с терроризмом, а восемь из каждых десяти опрошенных одобряют использование биометрии при организации выездов за рубеж. Изменения в общественном мнении стимулирует и желание жителей развитых государств оградиться от незаконной миграции. Как свидетельствуют результаты опроса, проведенного в марте 2006 г. по заказу канадской службы гражданства и иммиграции (источник: Sripps Howard News Service), 67% жителей этой страны поддерживают идею проверки биометрических идентификаторов иностранцев, обращающихся за получением канадской визы. 80% респондентов убеждены, что к концу текущего десятилетия каждый взрослый гражданин Канады будет иметь, как минимум, один идентификационный документ, который будет удостоверять его личность с помощью биометрии. Когда голосует кошелек: биометрия в банках и рознице Весьма отрадным для поставщиков решений является и тот факт, что общественное мнение не сводит сферы применения биометрии лишь к паспортно-визовым документам. Согласно данным исследования, проводившегося на стыке 2006-2007 гг. американским институтом Ponemon в кооперации с британским центром изучения общественного мнения Ipsos/MORI (проводилось по заказу компании Unisys среди 1744 человек в США, представляющих репрезентативную выборку из 16 тысяч человек, и 500 британских потребителей. Возраст респондентов колебался в диапазоне от 18 до 75 лет, а уровень годовых доходов — от 20 тысяч до 201 тысячи долларов США), 90% потребителей в Великобритании и примерно 69% потребителей в США однозначно высказываются за расширение областей использования биометрии. В качестве приоритетных областей упоминалась деятельность банков, платежных систем, провайдеров медицинских услуг и функционирование государственных органов. Эти данные коррелируют с итогами опроса, который во второй половине 2006 г. проводила маркетинговая информационная группа TNS по запросу компании Truste (опрошено 1025 потребителей в США). 64% опрошенных согласились на размещение биометрической информации на кредитных картах, 62% одобрили включение такой информации в состав сведений, присутствующих на дебетовых картах. Значительно меньше энтузиазма вызвало предложение использовать биометрическую идентификацию в работе с посетителями предприятий торговли, однако здесь, скорее, сказалась общая разница в отношении к банкам и розничным магазинам: безотносительно к применению биометрии уровень доверия к первым в полтора раза выше, чем ко вторым. В то же время подсчеты провайдера системы биометрических платежей Pay By Touch (которая как раз активнее всего внедряется в ритейле) доказывают, что уровень лояльности у покупателей, пользующихся этой системой, на 20% выше по сравнению с «обычными» посетителями торговых точек. Различные предложения, стимулирующие активность потребителей в системе Pay By Touch, в 4-5 раз эффективнее по сравнению с традиционными купонами и флайерами. Защита информации: биометрия выходит на первые места Согласно результатам третьего ежегодного опроса специалистов по информационной безопасности, проведенного компанией IDC в ста странах мира (опрошено 4016 человек), биометрия уверенно вошла в список ключевых технологий защиты информации (наряду с обеспечением безопасности беспроводных коммуникаций, предотвращением вторжений и мерами правового регулирования). Конкретное место биометрии в общем рейтинге упомянутых технологий колебалось в зависимости от конкретного региона, но везде не опускалось ниже второй позиции. Еще более позитивны итоги опроса жителей американского штата Флорида, которые получали во временное пользование ноутбуки, оснащенные встроенными сканерами отпечатков пальцев, и корпусные биометрические сканеры, подключаемые к компьютерам подобно другой периферии – мышам, принтерам и т.д. (опрос проведен компанией AuthenTec; количество опрошенных из числа жителей центральных округов Флориды составила более 200 человек). 96% опрошенных заявили, что им нравится пользоваться сканером отпечатков, причем этот вывод был сделан сразу же после первого «знакомства» с биометрией. За оснащение своего собственного компьютера средствами биометрической идентификации 94% респондентов готовы были заплатить более 25 долларов, а 77% охотно расстались бы и с вдвое большей суммой. Согласно заключениям Сэмюеля Грингарда (Samuel Greengard) — журналиста, активно сотрудничающего с IBM, Oracle, Cisco, Sun и другими ИТ- компаниями, опубликованным на официальном сайте Microsoft, биометрия входит в число пяти приоритетных технологий обеспечения информационной безопасности (вместе с USB-токенами, веб-приложениями с внутренними возможностями диагностики, жесткими дисками с автоматическим шифрованием данных и мобильными устройствами со встроенной защитой). Путешествовать с комфортом: биометрия на транспорте и в индустрии гостеприимства Технологии биометрической идентификации набирают популярность и среди авиапассажиров. В этом плане показательны результаты опроса, проведенного осенью 2006 г. авиакомпанией Scandinavian Airlines (опрошено более 500 постоянных пассажиров, пользующихся различными льготами и преференциями в рамках программы лояльности EuroBonus) сразу после внедрения сервиса биометрической идентификации пассажиров, сдающих багаж. Этим пассажирам предлагается регистрировать отпечаток указательного пальца при регистрации на стойке компании; повторное сканирование отпечатков при посадке на самолет позволяет убедиться, что багаж сдал и на борт поднимается один и тот же человек. Более половины опрошенных (53%) безоговорочно поддержали дальнейшее распространение биометрии на авиатранспорте; чуть более трети (36%) заявили, что для принятия окончательного решения им нужна дополнительная информация; против высказался лишь один из каждых десяти опрошенных. Еще более впечатляют итоги исследования, предпринятого компанией Steria летом-осенью 2006 г. (участвовали 5700 пассажиров). 90% респондентов подтвердили свое согласие проходить идентификацию по отпечаткам пальцев или радужной оболочке глаз — при условии, что эта мера послужит повышению безопасности перевозок и ускорению предполетного контроля. Можно, правда, предположить, что пассажирами движут и более прозаические мотивы. «Катастрофические задержки рейсов и строгие меры безопасности, вызванные террористическими атаками на авиалиниях в августе этого [2006. — И.Л.] года, как оказалось, заставили британцев задуматься над вопросами удобства.» — говорит исполнительный директор упомянутой ранее компании TSSI Systems Дэнни Чепчел (Danny Chapchal). —«Нужно ли часами простаивать в очередях в Хитроу, чтобы соблюсти все меры безопасности, или лучше быстро пройти биометрическую регистрацию и немедленно устремиться к магазинам duty free? Кажется, люди в подавляющем большинстве выбирают второй вариант». К упомянутым исследованиям логически примыкает опрос, проведенный старейшей в мире Школой гостиничного бизнес в Лозанне (Ecole hoteliere de Lausanne — EHL) в котором участвовало 300 человек. 87,3% опрошенных клиентов различных европейских отелей подтвердили, что изначально положительно относятся к перспективам применения биометрии в гостиничном сервисе. В числе наиболее перспективных направлений использования биометрии упоминались, например, гостевое обслуживание, контроль доступа в спортивные заведения при отелях и на различные мероприятия, проводимые вне гостиничных стен на «открытом воздухе» (приемы, ланчи и т.п.). Наиболее благосклонно к биометрии относятся те, кто успел совершить путешествие в Северную Америку. Вероятно, эта особенность связана с тем, что гражданам стран, не участвующих в программе безвизового обмена, при обращении за американской визой требуется проходить сканирование отпечатков пальцев (до недавнего времени — двух, а сейчас уже всех 10 пальцев рук). Еще один класс приверженцев биометрии составляют люди, которые в принципе не испытывают проблем при общении с любым техническим устройством и, так сказать, «дружественно настроены» к технологиям. Как заключение, можно констатировать, что биометрия давно вышла из «подросткового» этапа, на котором могли бы прощаться технологические сбои и концептуальные ошибки. Оборотной стороной стал тот факт, что общественное мнение относится к биометрии «по-взрослому», без всяких скидок, и в целом отрасль выдерживает этот непрерывный экзамен. Так что нет оснований относить биометрические технологии к разряду мифов, которыми богат любой период истории человечества (разве что меняется их упаковка). Но еще опаснее было бы считать биометрию и абсолютной панацеей, будь то ее использование в паспортах, платежных системах или ритейле. «Волшебная кнопка», всемогущая «синяя таблетка» — не более чем технократическая реинкарнация наивной веры в волшебную палочку, которая сама по себе служит одним из самых устойчивых мифов. Прозаичнее, но эффективнее выглядит интеграция биометрии с другими технологиями (смарт-карт, RFID), применение биометрии в комплексе с не менее значимыми средствами защиты информации, постоянное развитие и совершенствование технологий биометрической идентификации, повышение точности распознавания пользователей и «дружелюбности» интерфейса биометрических средств. Если развитие отрасли пойдет по этим направлениям, возможно, отпадет за ненадобностью и бессмысленность и сам вопрос - является ли биометрия мифом или панацеей. Игорь Лукашов |