|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Эффективность традиционной рекламы и методов продвижения продуктов неуклонно падает. Об этом говорят все – и сами рекламодатели, и рекламные компании, которые, несмотря на это, все равно пытаются завлечь в свои сети новых апологетов. Однако крупные вендоры, которые не только способны тратить на рекламу большие деньги, но и умеют считать их, ищут новые пути. Чем пользуются сейчас мировые гранды информационной безопасности?
Крупных "ИТ-монстров" часто обвиняют, что они "далеко от народа", не общаются со своими заказчиками, а если такое общение и существует, то оно не подразумевает интерактивность, являясь по сути односторонним. Чтобы устранить этот недостаток, а также повысить лояльность заказчиков и партнеров, компании внедряют технологии в рамках концепции Web 2.0, в первую очередь блоги. Такие инструменты есть у многих компаний, занимающихся различными аспектами информационной безопасности.
Например, блог консалтингового агентства Burton Group или "Лаборатории Касперского" (ЛК). Однако обезличенные блоги хоть и позволяют получать зачастую неформальную информацию, но не являются хорошим примером "близости к народу". В отличие, скажем, от персональных блогов, которые еще глубже раскрывают то, что происходит в компании. Одним из таких примеров можно назвать блоги Мэри Энн Дэвидсон, CSO компании Oracle, или директора по ИБ Microsoft Россия Владимира Мамыкина. Можно, конечно, привести в пример и блог автора этого материала, хотя он не является корпоративным.
С Wiki ситуация посложнее – публичных решений у производителей решений ИБ пока нет (исключая тестовую Wiki от Microsoft). А вот podcast’ы и Webcast’ы используются очень и очень активно многими производителями. Например, у Cisco есть специальная библиотека "Security Multimedia Library", которая включает мультимедиа-материалы в 4-х категориях - Podcast’ы, Video Data Sheet, Video on Demand и Webcast’ы.
Если первые два типа маркетинговых материалов понятны, то со вторыми ситуация не столь очевидная – в России они малоизвестны, хотя и очень интересны. Video on Demand и Webcast – это похожие по сути технологии, позволяющие объединить презентацию, видео- и аудио-материалы и доставить их через веб-сайт или CD. В России эти механизмы активно используют Microsoft и Cisco, предоставляя локализованный контент для пользователей.
Неофициальные сайты-клубы – это веб-ресурс компании, который неформально доносит до аудитории различные события, происходящие у производителя. Вестись он может как сотрудниками самой компании, так и ее фанатами. В качестве примера можно привести фан-клуб "Лаборатории Касперского" или неофициальный сайт АИС.
Фрагмент фан-клуба Лаборатории Касперского
Источник: "Лаборатория Касперского", 2008
На первом из них можно найти различные фоторепортажи из жизни ЛК и ее сотрудников, юмор, скины к разным программам, скринсейверы и т.п.
Ничто так не захватывает, как различные игрушки, которые позволяют выпустить пар или проявить смекалку. Этот рынок развивается семимильными шагами, и поэтому немудрено, что различные производители решили дать своим заказчикам возможность вспомнить детство, исподволь продвигая при этом свои решения и продукты.
Самой простой из встречавшихся автору игр, можно назвать стрелялку от Microsoft, которая выполнена в виде обычного рекламного флеш-баннера. Внутри него летает космический кораблик, которым можно управлять и расстреливать нападающие угрозы – вирусы и т.п.
Более сложная игра была разработана российским представительством компании Cisco к празднику 23 февраля. Она называется "Защитник компьютерных сетей" . Это тоже обычная стрелялка, где в качестве угроз используются вирусы и другие угрозы, а администратор защищает свою сеть с помощью многофункционального устройства Cisco ASA 5505.
Пропуск атаки приводит к потере виртуальной зарплаты. В отличие от Microsoft, с помощью варианта Cisco можно устраивать состязание, т.к эта игра позволяет накапливать баллы за каждую отраженную угрозу.
Игра "Защитник компьютерных сетей"
Источник: Cisco, 2008
Известная своей креативностью "Лаборатория Касперского" предложила аналогичную по реализации игру "Охоты на вирусы". Однако в нее заложен очень интересный элемент – получение скидки на покупку антивируса Касперского при получении определенного количества баллов.
Игра Cisco Network Defenders
Источник: Cisco, 2008
Но стрелялками игры не ограничиваются. Например, Cisco предлагает игровую трилогию "Cisco Learning Game Trilogy". Одной из ее частей является "стратегия" - "Network Defenders", которая интересна не только с точки зрения игры, но и позволяет получать знания о том, как использовать различные средства защиты этого вендора, где их размещать, и от каких угроз они защищают корпоративные ресурсы.
YouTube продолжает традиции Web 2.0 и сегодня многие компании выкладывают свои видео-ролики именно на этот ресурс, который пользуется бешенной популярностью. В качестве примера такого ролика можно привести лекцию известного криптографа Брюса Шнайера про безопасность идентификационных данных.
Другой пример использования YouTube – тренинги по различным аспектам безопасности, видео-листовки по продуктам или даже видео с новогодних корпоративных вечеринок и других внутренних мероприятий. Схожая маркетинговая технология применяется и на множестве других ресурсов в интернете. Очень интересен в этом плане сайт SlideShare, который позволяет выкладывать для общего доступа презентации, в т.ч. и со звуковым сопровождением.
Тем, у кого нет возможности использовать полноценные корпоративные решения для создания VoD или Webcast, сайт SlideShare будет очень полезным для продвижения своих решений.
Другая идея продвижения ИБ продуктов заключается в том, чтобы воспользоваться вирусным маркетингом. Ссылка на специально подготовленное сообщение или ролик, как правило с элементами юмора, будет распространятся по интернету со скоростью света.
Можно привести два примера таких роликов. Первый принадлежит корпорации Cisco, которая таким образом запускала на рынок новые защищенные маршрутизаторы Cisco ASR 1000.
Вирусный маркетинг Cisco ASR
Второй ролик, точнее набор роликов, запустила Microsoft, начавшая продвигать семейство антивирусных продуктов Forefront. Рекламная кампания "Проще простого" проводилась не только в интернете, но и в традиционной прессе.
Ролик Microsoft "Проще простого"
Ее основный посыл заключался в том, что решения MS Forefront могут бороться с любой угрозой, включая инопланетян, ниндзя и даже таких нелицеприятных персонажей, которые показаны на рисунке ниже.
Игры, развлечения, юмор способствуют известности бренда, но есть и другие задачи, которые возникают перед производителями. Ценовые войны постепенно уходят в прошлое – конкурентную борьбу этим не выиграешь. Поэтому помимо хороших продуктов необходимо оказывать и дополнительную консультативную помощь заказчикам. Например, в вопросе правильного выбора тех или иных решений или решении иных проблем.
Одной из актуальных тем является обеспечение соответствия требованиям стандарта PCI DSS. А так как задача это нетривиальная, то неслучайно у различных вендоров появляются виртуальные помощники (advisor), которые облегчают выполнение требований регулятивных требований без привлечения услуг дорогостоящих специалистов. Примером такого помощника можно назвать продукт Cisco "PCI Compliance Advisor".
Среди других интересных примеров бесплатных сервисов, помогающих в продвижении продукции крупным игроками рынка ИБ, а также рекламы своей торговой марки, можно назвать помощник создания политики безопасности. Уже существуют Security Policy Builder - помощник создания защищенного дизайна сети, Secure Business Advisor и другие.
Виртуальный помощник создания защищенного дизайна сети
Источник: Cisco, 2008
Среди других полезных сервисов в области ИБ можно назвать бесплатную проверку на вирусы и вредоносное ПО, которую предлагают Symantec и "Лаборатория Касперского", информеры текущего уровня угроз (IronPort, Symantec, IBM ISS, ЛК), аналитические отчеты (Cisco, Microsoft, IronPort, Symantec, IBM ISS, ЛК и многие другие).
Product placement или размещение рекламы тех или иных продуктов и решений в фильмах, компьютерных играх и т.п., уже достаточно развито в мире, но пока незаслуженно обходится вниманием сегментом информационной безопасности.
Среди других интересных вариантов продвижения своих продуктов по безопасности можно назвать рекламу на презервативах (этим нетрадиционным путем пошла только "Лаборатория Касперского"), мягкие игрушки для детей (Symantec и многие другие), носки (McAfee и Microsoft), рубашки и футболки, ручки и другая уже ставшая типичной "сувенирка" (почти все производители).
Рекламный ход от "Лаборатории Касперского"
Достаточно интересный вариант предложила компания Microsoft. Чем известна программа "Что? Где? Когда?"? Возможностью заработать деньги за свои знания. Редмондский производитель решил воспользоваться столь грамотной идеей и создал русскоязычный ресурс Security FreeShop
Суть проста проста - вы регистрируетесь и участвуете в различных опросах и тестах, которые отличаются уровнем сложности и количеством баллов за правильные ответы. Темы вопросов тоже различаются, но все крутится вокруг безопасности - Office 2007, MS SQL, Vista, MOM, Forefront, Windows 2008.
Предварительно можно прослушать разные Webcast’ы по интересующим темам. Пройдя тесты и набрав энное количество баллов, вы получаете возможность потратить их на различные товары - от дисков и брошюр (по 5-10 баллов) до рубашек (100 баллов), Bluetooth-гарнитур (500 баллов), GPS-навигатора (550 баллов) или очков с плеером (500 баллов). Мы видим, что вариантов продвижения своей продукции очень много, и почти все крупные игроки рынка информационной безопасности в той или иной степени их используют, не ограничиваясь традиционными рекламными каналами, эффективность которых снижается все больше и больше.
Алексей Лукацкий