|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
У большинства российских разработчиков и издателей компьютерных программ после их создания обычно даже не возникает вопроса - как распространять. Особенно если на программном обеспечении стоит надежная защита. Тем не менее, пираты не дремлют и используют любую брешь. В этой связи необходимо найти компромисс между заданным уровнем безопасности и эффективностью различных способов распространения защищенного программного обеспечения.
За последний год, отмечают аналитики BSA, уровень компьютерного пиратства в России уменьшился на 7%. Тем не менее, перед каждым предпринимателем, решившим выпустить программное обеспечение на рынок, встает вопрос, как же вернуть вложенные в разработку продукта деньги. Проблема заключена в том, что программное обеспечение продолжают воровать – уровень софтверного пиратства в 2007 году составил 73%, что значительно выше аналогичного показателя в Западной и Восточной Европе (35 и 45%% соответственно).
Исследователи утверждают, что некоторое понижение уровня пиратства в стране можно объяснить тем, что ужесточилась политика компаний и государства в этой области. Тут можно привести в пример известный случай с программным обеспечением компании 1С, выложенным в пиринговую сеть. Виновного наказали условным заключением на 5 лет, раздачи приложений от издателя «1С» прекратились. Однако это не послужило уроком для остальных – другое программное обеспечение продолжает появляться в российских трекерах. Поэтому все больше компаний ставят защиту на ПО.
На практике чаще всего используют дисковую, софтверную и ключевую (аппаратную защиту). В случае с дисковой и аппаратной защитой существует привязка к материальному носителю – диску или ключу. Софтверная же защита не требует такого типа привязки. Однако любая из этих технологий ограничивают способы распространения продуктов. В этой связи необходимо найти компромисс между заданным уровнем безопасности и эффективностью различных способов распространения защищенного программного обеспечения.
В настоящее время основным способом продажи программ для компьютеров по-прежнему остается ритейл – через специализированные магазины. Главным условием для продажи в данном случае является присутствие оптического носителя. А любой из дисков требует процесса печати, упаковки в красивые коробочки и доставку до прилавка магазина. Соответственно, нельзя забывать о том, что значительную часть выручки (не менее 50%, а то и до 70%) забирают заводы по тиражированию дисков, транспортные корпорации и магазины.
Серьезную конкуренцию ритейлу в распространении коробочных версий продуктов оказывают интернеты-магазины. В этом случае пользователь может заказать понравившуюся программу на CD, DVD-носителе в интернете с доставкой на дом или на работу. В этом случае доля издержек может быть чуть меньше, хотя бы за счет того, что аренда склада для магазина обходится дешевле. Но стоимость программы в этом случае уменьшается ненамного, ведь остается все тот же выше упомянутый процесс изготовления и доставки дисков.
Не стоит забывать о web-витринах вендоров ПО. На сайтах некоторых разработчиков программного обеспечения существует возможность оставить свои контактные данные с тем, чтобы получит ответный звонок от менеджера с подробной информацией по продукту и условиям покупки. В этом случае есть дополнительная возможность заказать еще и доставку приложения (на диске или в электронном виде). Это эффективный маркетинговый ход: под влиянием прочтенной информации пользователь может сразу заказать и получить продукт, оплатив кредитной картой или заказав счет в адрес компании. В этом случае программа может быть защищена аппаратным или софтверным способом.
И, наконец, способ четвертый и самый перспективный – цифровая дистрибуция. Именно в данном случае существует наибольший простор для маневра. Под цифровой дистрибуцией обычно понимается распространение лицензионного программного обеспечения через интернет-каналы без использования материальных носителей (пользователь скачивает купленное приложение). Преимуществом этого способа является то, что с одной стороны пользователю легче найти и приобрести приложение, а разработчикам и издателям не нужно тратиться на создание коробок. Но, к сожалению, сейчас этот вариант не очень активно используется, так как ошибочно считается, что распространяемое электронным путем приложение легче взломать, в том время, как привязка к диску или ключ исключительно психологически воспринимаются как более надежные.
В основном цифровой дистрибуцией пользуются разработчики и издатели казуальных игр. Хотя производители компьютерных видеоигр и делового софта также заинтересовались подобной возможностью - пока в большинстве своем на Западе. В качестве примера подобного способа распространения игрового ПО можно привести Steam – достаточно известную на Западе систему продажи игр с помощью интернет-активации. Вместо покупки коробок с дисками пользователь может скачать игру с помощью специального Steam-клиента с определенных серверов. Это не только система доставки контента, но и защита доступа к игре – программа привязывается не к компьютеру, а к аккаунту Steam. Правда это, в свою очередь, накладывает ограничения на процесс запуска приложения. Например, пользователь не может запустить программу, если отсутствует доступ к интернету, или не запущен клиент. Кроме того, если серверы Steam перегружены или временно не работают, нет возможности не только запустить программу, но и скачать приобретенную игру.
Систем защиты, позволяющих распространять деловое программное обеспечение через интернет, достаточно много - в основном это западные разработки. Среди них и NLS, разработка компании Nalpeiron, и Mirage Licence Protector компании Mirage Computer Systems, и Softlock.Net одноименной компании. Каждая из них имеет свои особенности. Так, Softlock.Net позволяет осуществлять привязку к компьютеру, но активация доступна только через интернет. Nalpeiron Licensing Service (NLS) разрешает применять различные модели лицензирования и распространения, но работает он на рынках США, Канады и Евросоюза.
Если говорить о защите и распространении программного обеспечения для бизнеса российских компаний, то можно выделить решение StarForce ProActive. Ранее компания StarForce занималась защитой оптических носителей, но затем «продвинулась» и в других направлениях – защита программного обеспечения в бизнес-сегменте, защита контента и другое (как на дисках, так и через сеть).
«Хотя сейчас наибольшей популярностью пользуется дисковая защита, но все же рыночная ситуация меняется, особенно за последние 1-1,5 года. В основном за счет того, что все более популярной становится цифровая дистрибуция. Разработчики ПО уже оценили преимущества данного вида распространения своих продуктов. Принимая во внимание эти тенденции, был разработан продукт, позволяющий распространять ПО, как на дисках, так и через интернет: SF ProActive», - комментирует Ирина Мнацеканова, руководитель отдела маркетинга и PR компании StarForce Technologies.
«Сделать процесс покупки ПО максимально удобным для конечного пользователя помогают различные модели лицензирования. При этом для разработчика они создают дополнительные возможности. Например, можно защитить программное обеспечение так, что оно будет работать на одном компьютере, а на другом будет открываться только триальная версия. Таким образом, у человека, которому передали программу на диске или через интернет, появляется возможность ознакомиться с продуктом перед покупкой, и ему не нужно идти в магазин, чтобы купить лицензию, а разработчик получает дополнительный канал продаж. Подобная практика становится популярным ходом в России», добавляет эксперт.
Российские игроки в сфере программного обеспечения для бизнеса пока еще пользуются различными моделями лицензирования не очень охотно. А стоило бы задуматься. По данным компании StarForce, особым спросом пользуется до сих пор дисковая и ключевая защиты. Инновации внедряются в бизнес-схему компаний очень медленно. В то время как на Западе распространено несколько моделей лицензирования, которые охотно используются крупнейшими игроками.
Всего выделяют шесть вариантов: buy only, try&buy (trial), try&die, demo, rent, subscription. Наиболее популярна первая модель – в этом случае конечный пользователь приобретает лицензию на продукт, активирует приложение (автоматически через интернет, или вручную через веб-сайт, электронную почту или по факсу/телефону). Хотя стоит обратить внимание и на другие модели, например, когда пользователь может использовать программу только в течение некоторого «пробного срока» бесплатно, а затем купить лицензию.
Возможно ограничение функционала на время пользования до покупки активации. Кроме того, можно подписываться на программное обеспечение или платить аренду (за месяц, 3 месяца, год). Эти модели лицензирования позволяют повышать прибыльность бизнеса, являясь дополнительными маркетинговыми возможностями, которые делают использование и покупку продуктов более удобными для пользователя.
«Мы пришли к выводу, что необходимо использовать такую систему защиты, которая позволяет распространять программу, как на дисках, так и через интернет. Это связано с тем, что таковы запросы рынка в настоящее время. Сейчас уже некоторым пользователям удобнее получить программу электронным путем и оплатить покупку с помощью кредитной карты или Webmoney», - говорит Александр Астахов, региональный менеджер компании «Ибик».
Рассматривая распространение бизнес-ПО на российском рынке можно выделить такие магазины цифровой дистрибуции, как Allsoft.ru и Softkey.ru. В этих виртуальных магазинах уже можно купить программное обеспечение с электронной доставкой.
«Интернет-магазин Allsoft.ru с самого начала своего создания был «заточен» на работу с электронными лицензиями. Электронная дистрибуция имеет массу преимуществ перед физической доставкой, как для клиента, так и для продавца. В большинстве случаев доставка происходит в течение нескольких минут после оплаты заказа вне зависимости от места проживания клиента. При этом часто перед покупкой программы пользователь может протестировать работу программы при помощи триальной или демо-версии, - комментирует руководитель интернет-магазина Allsoft.ru Ирина Кузнецова. - В случае утери информации мы всегда можем продублировать отправку лицензии на электронный адрес клиента. Если клиент оплачивает заказ в онлайне (интернет-платежом или пластиковой картой), то весь процесс покупки занимает у него несколько минут. Неслучайно более 85% наших клиентов предпочитают получить нужный им софт в электронном виде».
Сегодня крупнейшие игровые издательства мира все громче говорят о том, что будущее за цифровой дистрибуцией. Уже сейчас у всех уважающих себя игровых издателей появляются интернет-магазины, где можно купить понравившуюся программу. Так, Питер Мур, президент издательства EA Sports, утверждает, что индустрия PC-игр переходит от коробочных версий к модели цифровой дистрибуции.
В век развития интернета многие компании экспериментируют с новыми моделями доставки контента сразу до конечного пользователя, включая премиальное скачивание контента, спонсорское скачивание, микротранзакции, подписки и другое. Возможно, уже скоро и российские компании решат перенять западный опыт, вводя новые бизнес-модели распространения, в том числе и программ для делового использования.
Екатерина Быстрова