|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Рейтинг CNewsSecurity 2008 выявил, что показатель роста российских компаний, работающих в сфере информационной безопасности, почти на 18% меньше, чем в мире. При этом их выручка в 2007 г. уменьшилась до 68% по сравнению с 77% в 2006 г.
В 2007 г. участники рейтинга CNewsSecurity 2008, в который традиционно входит 30 крупнейших российских компаний, специализирующихся в области информационной безопасности (ИБ), практически сохранили набранный в прошлом году темп роста (при этом классификация продуктов ИБ осталась неизменной). Рост выручки составил 59,3% (в том числе в России — 41,1%).
Динамика совокупной выручки компаний в рейтингах CNews100 и CNewsSecurity, 2004–2007
Источник: CNews Analytics, 2008
В среднем ИБ-компании уже несколько лет подряд растут почти в два раза быстрее, чем первая сотня участников рейтинга CNews100. Исключение составил 2005 г., который выделился масштабными ИТ-проектами в госсекторе и телекоме.
Если анализировать список десяти наиболее динамичных компаний (порог отсечения для ИБ компаний — 50 млн рублей), то первая десятка представителей CNewsFast обогнала "безопасников": 149,7% против 104,1%. Там первую скрипку сыграли "Компьюлинк" (369,7%), "Россервис" (186,8%) и Softline (180,7%). Рейтинг CNewsSecurity по этому показателю (c учетом отсечения) возглавили "СКБ Контур" (165,5%), "Лаборатория Касперского" (127,4%) и Positive Technologies (105,6%). В России эта же тройка сохранила свои места, при этом сократился разрыв между первым и вторым местом. (При расчетах, связанных с ЛК, использованы курсы доллара к рублю 25,57 в 2007 г. и 27,18 — в 2006 г..)
Объемы выручки компаний из рейтинга CNews Security 2007
Источник: CNews Analytics, 2008
Еще одной отличительной особенностью рейтинга CNewsSecurity можно считать уменьшение среднего роста в России почти на 18% по сравнению с мировыми показателями. При этом доля выручки в нашей стране по отношению к 2007 г. уменьшилась до 68% против 77% в 2006 г. Основной вклад внесла "Лаборатория Касперского". К сожалению, уже ставшее традиционным молчание питерского "Доктора Веб" и некоторых других вендоров не позволило максимально объективно оценить международный потенциал российского бизнеса.
Первое место в рейтинге по общему показателю выручки (и второе в России), как и год назад, заняла "Лаборатория Касперского" с показателем 5,2 млрд рублей (без НДС) и ростом объемов продаж в 127,4%. Интересно, что в совокупную выручку ЛК не были включены показатели бывшей ее "дочки" InfoWatch. Как известно, эти компании в прошлом году разделили баланс и стали самостоятельными.
Генеральный директор компании Евгений Касперский в интервью CNews Analytics отметил, что 2007 г. стал одним из самых интересных в истории "Лаборатории Касперского". "Во-первых, продукты компании в западноевропейской рознице вышли на лидирующие позиции и прочно там закрепились. Во-вторых, началась реорганизация компании, были созданы совет директоров и региональные штаб-квартиры, был принят план масштабной экспансии и создания сети представительств на всех ключевых территориях во всем мире. И в-третьих, компания шумно и весело отметила свой десятый день рождения, — рассказал глава компании. — Сегодня мы входим в пятерку лидеров мировой антивирусной индустрии, но останавливаться не собираемся. В наших ближайших планах — сохранить технологическое лидерство и увеличить технологический отрыв от конкурентов, стать компанией номер один во всей европейской антивирусной рознице и уделять больше внимания корпоративным решениям для последующего успешного выхода на корпоративные рынки по всему миру".
Первое место по итогам продаж в России удержала московская "Информзащита", которая показала 1,2 млрд рублей доходов и 24,1% роста. Коммерческий директор компании Сергей Шерстобитов отмечает, что в 2007 г. ее специалисты реализовали значимые проекты в интересах ряда крупных организаций, в том числе федеральных ведомств. В частности, были начаты работы по созданию комплексной системы информационной безопасности Федеральной таможенной службы, соответствующей требованиям международного стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408, а также проведена комплексная модернизация подсистемы информационной безопасности государственной автоматизированной системы "Выборы". В минувшем году компания вышла на лидирующие позиции по направлению аудита на соответствие международному стандарту, обеспечивающему безопасность платежных систем, PCI DSS.
В 2008 г., по словам Сергея Шерстобитова, "Информзащита" планирует существенно расширить свое присутствие в финансовом и телекоммуникационном секторе. Для достижения этой цели в компании активно развивается экспертиза по таким перспективным направлениям, как системы централизованного сбора и обработки событий безопасности, управления учетными записями и SSO (специализированные решения для операторов связи). В ближайшее время в промышленную эксплуатацию будет запущен первый на территории РФ центр оперативного круглосуточного мониторинга и управления системами безопасности (SOC — security operation centre). Это полностью соответствует стратегии "Информзащиты", принятой ранее и нацеленной на удержание лидирующих позиций в сфере оказания профильных сервисных и консалтинговых услуг для российских и зарубежных заказчиков.
Третье место в обеих номинациях впервые в своей истории заняла еще одна московская компания — Leta. Ее президент Александр Чачава не скрывает своего удовлетворения: "2007 г. для нас был особенно удачным. Начатые летом прошлого года изменения принесли свои первые плоды. За это время компания полностью отработала и внедрила в практику методику создания и оказания типизированных услуг. Был полностью сформирован пакет услуг, 65% которого удалось типизировать. Наиболее динамично растущими направлениями деятельности Leta стали аудит ИБ, защита от внешних угроз и противодействие утечкам конфиденциальной информации (DLP). Был выполнен ряд успешных проектов по ИБ в таких компаниях, как "Сухой", ОГК-4, "Группа ГАЗ" и ФНС РФ. Свое дальнейшие развитие компания связывает с продвижением типизированных услуг в корпоративный и SMB-сегменты, а также с дальнейшим ростом экспертизы в наиболее перспективных областях ИБ".
Замыкает пятерку лидеров екатеринбургский "Контур". Леонид Волков, заместитель генерального директора "ПФ СКБ Контур", отмечает, что основное направление деятельности компании — разработка и продвижение защищенных веб-сервисов для бизнеса. Продукты информационной безопасности являются фундаментом построения и эксплуатации решений.
Вторая пятерка представлена исключительно сервисными компаниями. В том числе региональными: краснодарской "Орбитой" и казанской ICL-КПО ВС, которые заняли 6 и 7 места соответственно. В основе их успехов лежит серьезный фундамент, основанный на поддержке региональных властей, иностранных инвестициях и заделе времен СССР. Этим компаниям посвящена отдельная статья в данном обзоре. Здесь же приводится лишь некоторая дополнительная справочная информация.
Директор Центра системных технологий ICL-КПО ВС Айдар Гузаиров рассказывает, что сейчас ICL-КПО ВС входит в группу компаний Fujitsu (Япония), имеет представительства в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Астрахани и Волгограде, а также обладает сетью авторизованных сервисных центров, которая покрывает 90% территории России. Постоянные клиенты ICL-КПО ВС — "Газпром" и его дочерние предприятия, "Газпромбанк", банк "Ак Барс", "Татфондбанк", "Банк Казани", "Татнефть", "Татэнерго", "Камаз" и многие другие. Результат — 647 млн рублей выручки в сегменте ИБ и 7 место в рейтинге.
Заслуживает внимания вхождение в первую десятку московского системного интегратора "Крок", хотя в компании скромно говорят, что ИБ не их профильный бизнес. Замыкает же топ-10 исключительно "безопасный" вендор — московский Aladdin с оборотом 402 млн рублей и годовым ростом 59%. Сергей Груздев, генеральный директор Aladdin Software Security R.D., говорит, что прошедший 2007 г. ознаменован для компании качественным изменением структуры продаж сертифицированных решений. Если буквально 2–3 года назад продукты, имеющие сертификат ФСТЭК, составляли 15%, то теперь на их долю приходится 65%. "Мы перешли на другой качественный уровень и стали очень плотно взаимодействовать с крупнейшими инфраструктурными заказчиками: Пенсионным фондом, Министерством финансов, ФНС, ФТС и т. д. — отмечает эксперт. — Это требует других навыков, компетенций и, конечно, продуктов, отвечающих требованиям регулятора, который, в свою очередь, постоянно повышает эти самые требования. Активная работа Aladdin в таком конкурентном сегменте, как очистка почтового и веб-трафика под конец 2007 г. завершилась рядом крупных "пилотов" в организациях — лидерах своих отраслей. За год стало понятно, что проблема есть, понятен "масштаб бедствий", мы определились с тем, что нужно делать и куда двигаться".
Еще один важный тренд года, по мнению Aladdin, связан с ростом числа мобильных пользователей — владельцев ноутбуков в корпоративном сегменте. Как следствие, расширение круга людей повлекло за собой возрастание риска утечки конфиденциальной информации из-за краж, неавторизованного доступа и т. п. Рост продаж решений, обеспечивающих шифрование данных и строгую аутентификацию при доступе к ним, свидетельствует о том, что появилось осознание необходимости защиты информации, понимание ее ценности как бизнес-актива.
Отмечают в Aladdin и смещение акцента в их деятельности в сторону инфраструктурных проектов. От "одномерного" интереса к средствам аутентификации крупнейшие игроки государственного и корпоративного сегментов переходят к построению инфраструктуры управления доступом пользователей, в том числе в распределенных системах, что так же стало важной тенденцией 2007 г. и продолжает развитие в текущем году.
Посмотрев на список компаний из второго десятка, можно воочию увидеть подтверждение того тезиса, что российская криптография — одна из лучших в мире. Здесь присутствуют, в частности, "Крипто — Про", ИнфоТеКС, ОКБ САПР и "С-Терра СиЭсПи". Последняя компания — новичок рейтинга. Она заняла 20 место и показала максимальный темп роста среди участников первой двадцатки — 190% в год. История успеха этой компании довольно проста и одновременно оригинальна. По словам ее генерального директора Сергея Рябко, участники рынка сетевой защиты трудно различимы: "Шифруют на ГОСТ — да, сертифицированы — да. Эти — стандартны, эти — частные протоколы, эти — Unix, эти — Windows... Пользователю крайне трудно выбрать лучшее решение на основе этих данных". Но компании, похоже, удалось решить проблему. Как результат — она стала первым российским технологическим партнером Cisco Systems, имеет тесные деловые контакты с Sun Microsystems. Одним из ее маркетинговых девизов можно, пожалуй, назвать следующее высказывание ее руководителя: "VPN изолирует корпоративное информационное пространство. В изолированной сети CSO спит спокойно. А мы продаем снотворное для CSO". Как уже упоминалось, продается это "снотворное" с годовым темпом роста в 190%.
Говоря о достижениях ОКБ САПР в 2007 г., заместитель ее генерального директора Юрий Гусаров отмечает, что один из наиболее заметных успехов года — это выход на новый уровень работы с ПСКЗИ ШИПКА. Разработчики систем и интеграторы начали широко применять ШИПКУ именно в части аппаратной криптографии, а не в качестве токена для аутентификации и хранения ключей. Кроме того, отчасти из-за появления новых возможностей, а отчасти благодаря повышению информированности так называемых "обычных пользователей ПК", появился и растет интерес к ШИПКЕ со стороны частных пользователей — для личных целей.
Алексей Клименчук, руководитель отдела научных исследований и развития продуктов ИнфоТеКС, говоря о том, как удалось достигнуть планки в 243 млн рублей и роста 57,3%, рассказывает, что в 2007 г. компания успешно набирала темпы по увеличению объемов продаж и производства продукции в области разработки частных виртуальных сетей. Был осуществлен вывод на рынок новых продуктов ViPNet для корпоративных и массовых пользователей, успешно завершено несколько проектов по лицензированию и сертификации продуктов. Существенно обновились продукты из линейки ViPNet Custom и расширен список поддерживаемых программно-аппаратных платформ (Windows Vista, Mobile 6.0, Cisco NME RVPN). Эффективно развивались партнерские отношения со многими компаниями в виде совместного участия в выставках, тендерах на закупку решений в области ИБ и интеграторских проектах.
Чем, кроме криптографии, отличились участники второй десятки? Если брать в расчет темпы роста, то оказалось, что вторым после "С-Терра СиЭсПи" оказался производитель продуктов для сканирования корпоративных сетей на предмет их безопасности Positive Technologies: рост этой компании превысил 105%.
Среди интеграторов по росту продуктового портфеля выделяет одна из старейших российских ИБ компаний — "ДиалогНаука" (18-е место в рейтинге). Ее генеральный директор Виктор Сердюк делится с CNews Analytics: "В 2007 г. "ДиалогНаука" продолжила активное развитие в области системной интеграции и завершила целый ряд крупных консалтинговых проектов. За прошедший год мы также значительно расширили свой портфель комплексных решений в области безопасного удаленного доступа, защиты от утечки конфиденциальной информации, эшелонированной антивирусной защиты и другого. Можно также отметить высокий уровень спроса на такие консалтинговые услуги, предоставляемые нашей компанией, как аудит информационной безопасности и разработку нормативных документов".
Если в прошлогоднем рейтинге более или менее серьезными темпами роста в третьей десятке могли похвастать лишь единицы, то в этом году (если считать под словом "более или менее" 150% в год) таких компаний четыре: "Альтэль", "Энвижн групп", "Гелиос" и РДТЕХ.
Генеральный директор "Альтэль" Игорь Стасевич рассказывает: "Несмотря на то что наша компания — новый игрок на рынке информационной безопасности, в 2007 г. нам удалось значительно расширить спектр деятельности и маркетинговой активности. Помимо традиционных для нас разработок программно-аппаратных комплексов, были запущены новые направления программной виртуализации, аудита и консалтинга в сфере защиты информации. Кроме того, компания продолжила выбранный курс активного партнерства как с российскими, так и зарубежными лидерами рынка. Несомненно, все это положительно сказалось на текущих результатах и мы не намерены сбавлять темпы и в будущем году". А темпы эти составили 156,4%.
Абсолютный чемпионом рейтинга по росту в этом году стал "Гелиос" — 251,8%. Это последний рейтинг, где эта компания выступает индивидуально — теперь она "вливалась" (как и "Союзинформ", 25 место) в группу компаний "Армада". Данные по этим компаниям приведены в соответствии с международными стандартами отчетности. Кроме того, в этом году "Гелиос" указывает выручку в области ИБ без учета дистрибуции (с ее учетом показатель составит 382,5 млн рублей).
Особое внимание в рейтингах обычно привлекают новички. Одним из таких "старых" и одновременно "новых" участников CNewsSecurity 2008 стал InfoWatch. Наталья Касперская, генеральный директор этого вендора рассказывает: "Для нас 2007 г. ознаменовался серьезной реорганизацией системы разработки программных продуктов, мы произвели смену менеджмента компании, с которым в прошлом были связаны определенные проблемы. По запросам наших клиентов была проведена значительная работа по улучшению флагманского продукта InfoWatch — Traffic Monitor.
Все эти действия дали новый толчок развитию компании, начиная с выпуска новых программных продуктов в начале текущего года и заканчивая повышением маркетинговой активности компании в целом. Пожалуй, наиболее важным позитивным моментом для компании в 2007 г. явилось серьезное расширение клиентской базы, которая пополнилась такими крупнейшими игроками российского рынка, как ВТБ, "РосЕвроБанк", "Банк Москвы", ФТС России и другие". В итоге InfoWatch занял 22 место с выручкой 92,3 млн рублей, что на 44% выше, чем в прошлом году.
Замыкает в этом году наш рейтинг московский РДТЕХ — 2,2 млн рублей и 201% роста (выручка указана без учета дистрибуции ПО). Олег Ерошин, руководитель отдела систем информационной безопасности, так охарактеризовал свою компанию: "Для РДТЕХ 2007 г. стал началом широкомасштабных работ по развертыванию продуктов Oracle по безопасности в крупных коммерческих организациях, например, по созданию эффективной системы безопасного хранения информации в корпоративном хранилище данных банка ВТБ. Наряду с обеспечением защиты информации, хранящейся в базе данных, мы начали в этом году работы по внедрению систем централизованного хранения и управления идентификационной информацией с использованием продуктов Oracle (Enterprise Single Sign-On Suite, Oracle Identity Manager, Oracle Access Manager). Мы используем Database Vault для обеспечения комплексной защиты информации совместно с традиционными, встроенными в ядро Oracle средствами защиты и Audit Vault, средство консолидации, хранения и анализа данных аудита, — для реализации функций аудита в защищаемой инфраструктуре".
Вадим Ференец / CNews Analytics