|
|
Обзор подготовлен
В 2008 г. российский рынок антивирусного ПО вырос более чем на половину и перешагнул отметку 200 млн долл. Разработчики могут сказать спасибо за это своей удачной работе с розничными сетями и появлению подписки на ПО через провайдеров доступа к Сети.
Суммарный объем рынка антивирусного ПО в 2008 г. достиг рекордного значения в 210 млн долл., считают аналитики Anti-Malware.ru. Это на 57% больше аналогичного показателя в предыдущем 2007 г., который составлял 133 млн долл. Несмотря на вроде бы впечатляющий темп роста, за год рынок замедлился. Для сравнения, когда исследователи рассчитывали этот же показатель год назад, он составил 94%. К тому же, не все аналитики согласны с приведенными оценками. Так, по данным IDC объем и рост всего российского рынка систем ИБ, включая антивирусы, в 2008 г. составили 211 млн долл. и 46,7% соотвественно.
Эксперты Anti-Malware.ru отмечают, что, как и в 2007 г., наибольший вклад в рост антивирусного рынка внесло "обеление" корпоративного и домашнего программного обеспечения этого типа. По мнению аналитиков, разработчики антивирусного ПО провели большую работу с розницей, сделав значительный шаг в сторону потребителя. Они сумели наладить распространение своих коробочных продуктов через магазины шаговой доступности в разных городах России. Теперь для многих клиентов легче купить антивирус, чем искать для него в сети пиратские ключи. Это и сказалось в очередной раз на росте доходов вендоров.
Кроме того, в 2008 г. антивирусные решения стали активно продвигаться по подписке через интернет-провайдеров. Это уже новая, а не плавно перешедшая из прошлого года тенденция. Открытием нового емкого канала продаж первой успела воспользоваться компания "Доктор Веб". Государство же, как и в других сегментах, продолжало стимулировать рынок крупными тендерами на поставку антивирусного ПО, что также внесло существенный вклад в объем рынка.
В 2008 г. в раскладе сил на рынке, пятерке лидеров, произошли серьезные изменения, согласно исследованию Anti-Malware.ru. Компания Eset показала крайне высокий индивидуальный темп роста (135%) и смогла занять второе место, опередив корпорацию Symantec, которая в свою очередь продемонстрировала рост умеренный (26,5%). Другому российскому вендору, компании "Доктор Веб", удалось опередить терявшую последние годы позиции компанию Trend Micro в борьбе за четвертую позицию на рынке. Причем темпы роста продаж "Доктор Веб" оказались лучшими для этой компании за последние годы (84,5%).
Объем продаж основных игроков рынка антивирусной защиты в России, 2007-2008 гг.
Производитель | Объем продаж 2007 г., млн долл., | Объем продаж 2008 г., млн долл., | Рост, 2008/ 2007 |
"Лаборатория Касперского" | 60,2 | 98 | 62,80% |
Eset | 18,3 | 43 | 135,00% |
Symantec | 24,5 | 31 | 26,50% |
"Доктор Веб" | 8,4 | 15,5 | 84,50% |
Trend Micro | 8,6 | 9,5 | 10,50% |
McAfee | 3,2 | 3,5 | 9,40% |
Panda Software | 2 | 2,2 | 10,00% |
Другие производители | 7,9 | 7,5 | -5,10% |
Весь рынок | 133,1 | 210,2 | 57,90% |
Источник: Anti-Malware.ru, 2009
Рост объема продаж лидера рынка – "Лаборатории Касперского" - в 2008 г. составил 62%, что заметно меньше показателя годом ранее. Для сравнения, в 2007 г. темпы роста этой компании составляли 141%. Компании Trend Micro, а также McAfee и Panda Security хотя и закончили год в плюсе, но их темпы роста (9-10%) в 2008 г. оказались гораздо ниже среднерыночных.
В графу "другие производители" вошли такие вендоры, как Microsoft, Sophos, Agnitum, Aladdin, BitDefender, F-Secure, Avast, Avira, Safe'n'Soft Software и т.д. Суммарный объем продаж этих производителей, по оценке Anti-Malware.ru, уменьшился до 7,5 млн долл. При этом тройка лидеров – "Лаборатория Касперского", Eset и Symantec - в сумме заработали 172 млн долл., или 82% от всего объема рынка антивирусного ПО в России. Годом ранее эти компании в сумме контролировали 77%. Этот факт позволяет говорить о фактическом разделе рынка между тремя вендорами и о "выдавливании" с него более мелких игроков.
Изменение долей рынка основных игроков, 2008
Источник: Anti-Malware.ru, 2009
Стоит отметить, что все данные объемов продаж указаны в ценах для конечных пользователей, что дает суммы, несколько превышающие реальные доходы компаний-производителей или их дистрибьюторов на территории России (на величину наценки каналов продаж). В анализе не учитывались возможные доходы от технологических продаж вендоров, например, когда антивирусный движок продается в составе продукта третьей компании.
Доли основных игроков на рынке антивирусной защиты в России, 2007-2008 гг.
Производитель | Доля рынка, 2007 г. | Доля рынка, 2008 г. | Изменение доли рынка |
"Лаборатория Касперского" | 45,2% | 46,6% | 1,4% |
Eset | 13,7% | 20,5% | 6,7% |
Symantec | 18,4% | 14,7% | -3,7% |
"Доктор Веб" | 6,3% | 7,4% | 1,1% |
Trend Micro | 6,5% | 4,5% | -1,9% |
McAfee | 2,4% | 1,7% | -0,7% |
Panda Software | 1,5% | 1% | -0,5% |
Другие производители | 5,9% | 3,6% | -2,4% |
Источник: Anti-Malware.ru, 2009
Сравнивая доли рынка вендоров, которые они занимали в прошлом году, видно, что "Лаборатория Касперского" и Eset, как и раньше, упрочили свои позиции, отвоевав у конкурентов 1,4% и 6,7% соответственно. Кроме них, свою долю рынка на 1,1% удалось упрочить и компании "Доктор Веб". Все остальные вендоры немного ослабили свои позиции.
"Приведенные цифры - в первую очередь динамика роста - отражают качество работы вендоров в канале, - комментирует Сергей Кухтин, генеральный директор компании "Алатус", российского системного интегратора в области ИБ. - И лидеры тут вполне заслуженные – целевая маркетинговая компания ряда производителей дала свои плоды. Плюс во второй половине 2008 г. внес свои коррективы кризис – в жестких условиях не до экспериментов, клиенты стараются ориентироваться на проверенные решения, а конкурентный переход маловероятен". При этом Кухтин отмечает, что, к сожалению, в исследовании не отражено распределение долей отдельно в сегментах Enterprise, SMB и домашних пользователей. "Очевидно, что расстановка сил в каждом из сегментов сильно отличается от суммарных показателей", - считает он.
Олег Гудилин, руководитель отдела стратегического маркетинга Kaspersky Lab EEMEA, также полагает, что в отчете верно передана основная тенденция 2008 г.: доля целого ряда западных игроков неуклонно сокращается, российские же компании, напротив, чувствуют себя довольно уверено. "В тоже время, информация по ряду компаний, на наш взгляд, не совсем точно отражает реальную картину, - подчеркивает он. - В частности, озвученные нами официально 3 млрд руб., потраченных пользователями на продукты "Лаборатории Касперского" в 2008 г., были приведены к долларовому эквиваленту без должного учёта курсовой разницы в течении года. В итоге это отразилось как на итоговой доле рынка, так и на темпах роста нашей компании, озвученных в отчете".
Нашлись и другие несогласные с оценками Аnti-Malware. "Как всегда, Аnti-Malware в отношении компании "Доктор Веб" предпочитает давать данные трех-четырехлетней давности", - комментирует Борис Шаров, генеральный директор "Доктор Веб".
Anti-Malware.ru прогнозирует, что в 2009 г. из-за экономического кризиса рост рынка будет гораздо меньше, чем в последние несколько лет, и едва ли превысит 30% (по прогнозам IDC – порядка 16%). Исходя из этого, объем продаж в 2009 г. должен составить около 270 млн долл. Тем не менее, специалисты отмечают, что рынок информационной безопасности, куда входит и антивирусное ПО, уменьшаться не будет. Будет отмечаться лишь снижение его темпов роста, предполагают они. Причина этого в том, что безопасность – это не та вещь, на которой экономят в кризис. "Можно сказать, что антивирусное ПО попадает в категорию товаров "первой необходимости", - говорится в отчете.
"В разрезе всей ИТ-отрасли, которая в условиях глобального финансового кризиса переживает сложные времени, антивирусный рынок остается своего рода тихой гаванью, куда продолжают идти деньги, - рассказал CNews Илья Шабанов, руководитель проекта Anti-Malware.ru. - Лучше всего в 2009 г. себя будут чувствовать те вендоры, в структуре которых больший вес имеет корпоративный сегмент". Домашние пользователи и малый бизнес, по мнению Шабанова, в условиях экономии бюджета могут переходить на бесплатные продукты или снова начать пользоваться услугами пиратов.
"Антивирусные решения относятся к ПО, без которого невозможно нормальное функционирование ни одного бизнеса и ни одного домашнего компьютера, поэтому спрос на данные продукты будет расти, независимо от общей экономической ситуации в стране", - подтвердил CNews Андрей Албитов, глава российского представительства Eset. По оценкам самой компании, на долю Eset приходится 27-29% всех продаж антивирусного ПО в России. Несмотря на кризис, в компании рассчитывают на дальнейший рост в 2009 г.
"Российский антивирусный рынок все еще является быстрорастущим, тем не менее, мы считаем, что дальнейшее его развитие будет происходить не экстенсивным, а интенсивным путем, как это происходило в других странах, - комментирует Олег Никитский, менеджер по дистрибуции Symantec в России и СНГ. - Базовая потребность корпоративных заказчиков в обычных антивирусах уже в большей степени удовлетворена, и они начинают задумываться о дополнительных технологиях, таких как резервное копирование и восстановление данных, контроль за доступом к сети – всем тем, что обеспечивает защиту данных и систем на более качественном уровне".
Денис Легезо