|
|
Обзор подготовлен
Развитие регионального рынка услуг ИБ во многом повторяет тенденции всего российского рынка ИБ - с отставанием примерно на 5-7 лет. Пока конкуренция здесь между регионалами и москвичами незначительна, однако по мере роста и усиления позиций первых, возможно, нужно готовиться к переделу. Сегодня рынок ИБ в регионах достаточно активно развивается, а запаздывающие темпы и отставание от московских компаний, похоже, позволили обеспечить резерв для роста даже в условиях кризиса.
Уже больше года весь мир пребывает в состоянии кризиса, и уже ни у кого не осталось сомнений в том, что рынок ИБ достаточно быстро и гибко отреагировал на новые условия игры. Безусловно, ситуация с выполнением требований закона "О персональных данных" добавила эмоций всем игрокам рынка ИБ, поскольку, с одной стороны, появилась возможность развивать новые направления деятельности даже в тяжелой экономической ситуации, а с другой – возникли новые сложности в понимании требований регуляторов и трансляции их потенциальным клиентам.
Объем появившихся за последние полгода публикаций, посвященных вопросам защиты персональных данных, говорит сам за себя – тема весьма актуальная и привлекательная, поэтому аналитики и маркетологи еще долго не оставят ее без внимания (по крайней мере пока не станет ясно, что будет после 1 января 2010 года). В результате все остальные темы отошли на второй план, хотя если обратить внимание на суть предложений по защите персональных данных, а не на их маркетинговую подачу, то станет видно, что во многих случаях они представляет собой комплекс уже хорошо известных и неоднократно реализованных услуг. Хотя, конечно, со своей спецификой, устанавливаемой документами ФСТЭК (обещанная обновленная версия которых, кстати, до сих пор так не появилась).
Именно сейчас этот сегмент рынка заслуживает особого внимания. Данные рейтингов в общих чертах отражают скромную позицию региональных компаний на рынке. Например, присутствие региональных компаний в рейтинге CNews100 за 2008 г. составило всего лишь 26%, как и годом ранее, – но это для рынка ИТ в целом. Если посмотреть на специализированный ранкинг CNews Security, то здесь уже более 83% участников представляют Москву. Может показаться, что на рынке ИБ региональные компании ведут себя менее активно, но так ли это на самом деле?
Если описание предложений и состав столичных игроков рынка услуг изменились за последний год незначительно, за исключением повышенного внимания к теме защиты персональных данных, то региональные компании значительно прибавили активности в своем стремлении выйти на рынок ИБ, что еще раз подтверждает прогнозы многих аналитических агентств о его развитии даже в условиях кризиса (в данном случае – за счет "региональных резервов").
Региональная составляющая респондентов в 2008 г. увеличилась и составила около 30% от их общего числа, по данным "Элвис-Плюс"/Information Security. На тот момент рост числа представителей региональных компаний свидетельствовал как о значительном повышении интереса к вопросам ИБ в регионах, так и об отсутствии у региональных клиентов возможности получить необходимую информацию и решить все вопросы, связанные с ИБ, "на месте".
Как следствие роста спроса в регионах, в этом году наблюдается всплеск активности со стороны региональных компаний на рынке услуг ИБ (темпы роста оцениваются "Элвис-Плюс" более 50%). Далеко не все из этих компаний созданы недавно – большая часть "вышла" из ИТ.
Регионы на рынке услуг ИБ
Источник: "Элвис-Плюс", 2009
Явным лидером по количеству региональных компаний, активно работающих на рынке ИБ, является Северо-Западный федеральный округ, а именно – сам Санкт-Петербург. Близость Северной столицы к Москве позволила компаниям этого округа ассимилироваться с московскими и достаточно успешно сосуществовать на рынке ИБ.
Интерес представляет тот факт, что наиболее удаленный от Москвы -Дальневосточный федеральный округ - не отображен на диаграмме. Действительно, анализ имеющихся открытых источников не позволяет обнаружить ни одну компанию, представляющую этот округ и активно заявляющую о себе на рынке ИБ.
Заметно отстает по количеству игроков в этом секторе и Южный округ, что вполне объяснимо как политической обстановкой, так и наличием сильных деловых связей с Москвой.
Среди остальных регионов работающие в сфере ИБ компании распределены достаточно равномерно, вне зависимости от масштабов территории регионов, что не удивительно – основные игроки на данный момент располагаются главным образом в тех же городах, что и территориальные органы власти.
Материалы региональных компаний, представленные на корпоративных сайтах, позволяют отметить ряд особенностей. Во-первых, по представленным на сайтах материалам видно, что изменилось отношение региональных компаний, предлагающих услуги ИБ, к своим партнерам - им теперь уделяется все больше внимания. В разделе "Партнеры", присутствующем практически на каждом сайте, перечислены не только именитые мировые производители продуктов и решений, но и известные российские компании (в основном с центральными офисами в Москве), оказывающие услуги в области ИБ. А в описании услуг некоторые региональные компании сразу сообщают, что часть услуг оказывается с участием таких партнеров. Заметим, что к подобным услугам относятся не только те, которые требуют наличия лаборатории для проведения сертификационных испытаний, либо соответствующих лицензий и сертификатов, но и услуги, для реализации которых необходимы специалисты высокой квалификации.
Вероятно, инициатива заключения подобного партнерства может исходить как от самой региональной компании, так и от компании, представляющей Центральный регион, а в частности - Москву, которая таким образом решает проблему выхода на региональный рынок наиболее дешевым, "антикризисным" способом – без затрат на открытие офиса (или представительства) и привлечение местных специалистов. Эту версию подтверждает и тот факт, что среди партнеров одной региональной компании часто могут присутствовать несколько столичных компаний, являющихся между собой прямыми конкурентами.
Такой подход оправдывает себя и по другой причине – государственные структуры составляют примерно половину перечня ключевых заказчиков региональных компаний. В условиях кризиса привлекательность обслуживания государственных структур значительно выросла. В то же время подобные структуры предпочитают, чтобы компания, оказывающая услуги в области ИБ, находилась в непосредственной близости, а не в далекой Москве.
Стремление региональных компаний сотрудничать с московскими партнерами также весьма разумно - это возможность "бесплатно" пользоваться знаниями и опытом высококвалифицированных и, соответственно, дорогостоящих специалистов, а также повысить свой авторитет на региональном рынке, получить дополнительные скидки, повысить квалификацию собственных специалистов при реализации совместных проектов.
Можно также предположить, что и региональные, и московские компании видят существующий потенциал регионального рынка – он еще не насыщен, и спрос явно обгоняет предложение, поэтому вести ожесточенную борьбу за каждого клиента пока не приходится. Конечно, в большинстве случаев доход, получаемый за счет привлечения региональных клиентов, ниже, чем от привлечения аналогичных московских клиентов, но и затраты, включаемые в себестоимость услуг (в первую очередь, на свое собственное содержание), в регионах значительно ниже, поэтому и уровень получаемой прибыли достаточен для сохранения привлекательности регионального рынка. Кроме того, "делить хлеб" с регионалами московские компании вынуждает и положительное отношение местных госструктур к региональным представителям рынка услуг ИБ.
Еще одной особенностью региональных компаний видится их явное нежелание выходить на рынок Центрального региона, что подтверждается отсутствием в Москве представительства или офиса у большинства достаточно крупных региональных компаний, имеющих развитую филиальную сеть в нескольких округах. Кроме того, некоторые компании на своих сайтах в явном виде указывают, что обслуживают организации только своего региона.
Если посмотреть на историю создания региональных компаний, большинство из них уже давно присутствовало на рынке, чаще всего в качестве системного интегратора в сфере ИТ, либо интегратора телекоммуникационных услуг. Выход на рынок ИБ у таких компаний начинался с продажи отдельных (часто коробочных продуктов), либо с реализации относительно крупных ИТ-решений, включающих и ИБ-составляющую. Сейчас выход на рынок ИБ на сайтах таких компаний описывается как "открытие нового направления".
Вернемся к особенностям представления региональных компаний в интернете. В описаниях деятельности в сфере ИБ на корпоративных сайтах региональных компаний можно встретить и заимствования с сайтов более известных столичных компаний (часто их партнеров), и краткие перечни предлагаемых продуктов и услуг, и всего лишь упоминание о существовании такого направления деятельности в компании. В то же время, некоторые региональные компании предлагают развернутые и достаточно качественные материалы (в том числе и по такому актуальному направлению как защита персональных данных), которым могли бы позавидовать и столичные участники рынка.
Еще одна интересная особенность – около 40% региональных компаний имеют системы менеджмента качества (СМК), сертифицированные на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000. Среди таких компаний преобладают опытные участники рынка, работающие с начала 90-х годов и ориентирующиеся на рынок ИТ в целом. При этом примерно половина компаний уже успешно прошли ресертификацию (поскольку их СМК были сертифицированы в начале 2000-х годов), а остальные – получили сертификат совсем недавно (в этом или прошлом году). Тем самым региональные компании не уступают столичным в следовании модным тенденциям и позиционировании себя в качестве серьезных участников рынка.
Если продолжить тему международных сертификатов, то можно заметить, что предложения по сертификации на соответствие требованиям стандарта ISO 27001 у региональных компаний отсутствуют. Причин этого может быть несколько: и отсутствие спроса на данную услугу в регионах (а в свете кризиса данное направление существенно потеряло свою привлекательность в целом), и появление более актуальных задач (выполнение требований закона "О персональных данных"), и признанный авторитет столичных компаний.
Не отстают региональные компании и в части получения необходимых лицензий и сертификатов, которые охотно выкладывают на своих корпоративных сайтах. Кстати, в некоторых случаях именно по срокам выдачи лицензий можно понять, как долго компания работает на рынке, так как в описании деятельности некоторых недавно появившихся компаний скромно умалчивается информация о годе основания. Причем у "новичков" регионального рынка ИБ основной деятельностью является предоставление услуг и консалтинг, как наиболее рентабельное направление (аналогичную ситуацию наблюдается и для вновь образовавшихся столичных компаний).
Во многом развитие региональной составляющей рынка услуг ИБ аналогично развитию российского рынка ИБ в целом, т.е. схожие тенденции наблюдались 5-7 лет назад, когда его доля в ИТ-рынке была весьма невелика (особенно по сравнению с развитыми странами), но самим темпам роста можно было только завидовать. Сейчас ситуация в чем-то повторяется, и доля региональных компаний на рынке ИБ растет. При этом конкуренция между региональными и московскими компаниями в регионах еще незначительна – регионалы пока слабее, да и поле деятельности велико.
Однако, по мере роста и усиления позиций региональных компаний, в недалеком будущем можно ожидать передел всего регионального рынка услуг ИБ. С ростом количества и квалификации персонала региональных компаний московские будут вынуждены либо решать вопросы по созданию филиальной сети в регионах, поскольку основным критерием выбора поставщика услуг станет время и оперативность взаимодействия, либо им придется снова ориентироваться в первую очередь на Москву и бороться за долю в уже "поделенном" и насыщенном рынке, что в свою очередь, вызовет падение стоимости услуг на фоне роста конкуренции.
Таким образом, можно сделать вывод, что рынок ИБ в регионах есть и достаточно активно развивается. А немного запаздывающие темпы и отставание от московских компаний позволили обеспечить резерв для развития даже в условиях кризиса – причем не только для местных региональных компаний, но и для пришедших московских.
Ирина Филиппова, Анна Соколова